Содержание
1. Комплекс основных характеристик ............................................................ 3
2. Комплекс организованно-педагогических условий.................................15
3 Список литературы......................................................................................18
4.Приложение…………………………………………………………………………………………….21
2
1.Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной
игрушке. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей
огромной территории России, отводилась важная роль в воспитании и
обучении детей. Уходя корнями вглубь веков, и будучи тесно связанной со
всем укладом жизни, прежде всего крестьян, традиционная игрушка вводила
ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и
передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Как и
любое произведение народного искусства, игрушка служила и своеобразным
эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и
эстетическом совершенстве.
Многофункциональность народного искусства даёт основание
рассматривать знакомство с народной игрушкой как действенный путь
приобщения к традиционной культуре и важный фактор социализации
личности ребенка. Художественное творчество по созданию игрушек не
только формирует творческую личность, но и помогает глубже понять и
осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, к Отечеству. В
настоящее время дети мало занимаются рукоделием. Школьная программа
трудового обучения содержит небольшое количество часов и не позволяет на
нужном уровне обучить ручным швам, правилам изготовления и истории
народной игрушки. Изготовление и изучение истории народной игрушки,
расширяет кругозор, приобщает к народному творчеству.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Рукодельницы» - художественная (Далее –
Программа).
Вид
образовательной
деятельности:
декоративно-прикладное
творчество.
Программа составительская, общеразвивающая.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности,
целесообразности, доступности и тесной связью с жизнью.
Занимаясь рукоделием, необходимо обращаться к высоким образцам
декоративно прикладного искусства. Заглянув в кладовую народного
творчества, необходимо познакомиться с русской матрешкой, с
традиционными текстильными куклами (куколка счастья, благополучница,
крупеничка и др.). В наши дни игрушка потеряла свое обрядовое значение, но
по-прежнему радует нас солнечными красками. Народное творчество в
лучших своих образцах пробуждает фантазию художника, стремление не
3
только сохранить, но и развить народные традиции. И детям, после того, как
они познакомятся с предлагаемыми к изготовлению игрушками, захочется
придумать что-то свое, необычное. Игрушки, сделанные своими руками по
мотивам народных промыслов, станут не только оригинальным украшением
интерьера (например, кухни детской комнаты), но и принесут радость
младшим братьям и сестрам, а может быть, станут верным другом ребенку на
многие годы. Задача педагога при реализации программы, помочь
обучающимся найти ключик для собственного развития, помочь в реализации
их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость
в труде, профессии.
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная программа «Рукодельницы»
актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к
традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки.
Программа «Рукодельницы» направлена на развитие творческих способностей
ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими
руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать
подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не
только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок
добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих
силах.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей с младшего до среднего
школьного возраста от 9 до 11 лет, ориентирована на то, чтобы дать им базовое
систематизированное образование по ДПИ.
Наполняемость групп: 10 – 15 человек
Состав группы постоянный, но так как у обучающиеся в течение учебного
года могут измениться интересы, и расписание уроков в школе, состав группы
может меняться.
Программа соответствует различным потребностям детей, т.к. ориентирована
на разный уровень подготовленности обучающихся. Структура программы
позволяет заниматься в объединении детям одарённым и талантливым,
поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития.
При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну
группу рекомендуется записывать детей с разницей в возрасте не более 1-2
года.
Комплектование в группу детей одного возраста позволит построить
занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить
4
методику проведения занятий, правильно запланировать время для
теоретических занятий и практических работ.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Занятия проводятся:
– 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем, срок освоения программы
Объём программы 144 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: традиционная.
Программы является ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два
смежных направления: народную тряпичную куклу и мягкую игрушку. Что
представляет больше возможностей, для творческой самореализации
обучающихся.
В ходе обучения дети получают навыки работы с различными видами
ткани, меха. Знакомятся с миром тряпичной куклы, изучают инструменты,
приспособления и материалы, правила работы с ними, соблюдение техники
безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, изучают основные ручные
швы и их применение в работе. Обучающиеся уже умеют изготавливать
простейшие народные куклы-закрутки, плоские игрушки. Постепенно
игрушки усложняются, обучающиеся узнают всё новые и новые способы их
изготовления.
Во время обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия,
изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям,
альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с народными
традициями. Отличительная особенность данного курса от существующих
заключается в изучении более глубоко краеведческой информации. К концу
обучения, обучающиеся смогут сшить игрушку разными способами и разных
размеров, по своему желанию.
Обучающиеся учатся заполнять технологические карты, писать рефераты и
творческие проекты. Программа предполагает использование проектноисследовательской деятельности. Метод проекта дает ребенку возможность
развить свой интеллект самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных возможностей и склонностей, вносит не малый вклад в
профессиональное самоопределение ребенка и развитие творческих
способностей.
5
Обучение построено так, чтобы обучающиеся знали все этапы
изготовления игрушки, начиная с изготовления выкроек – лекал до создания
композиций. Специфика предлагаемой деятельности предполагает
использование тканей разного вида и меха на выбор самостоятельно.
Обучения включает изучение истории народной и современной, игрушки.
«Полезные вещи для дома и семьи», помогают обучающимся старшего
возраста использовать умение шить для создания предметов домашнего
интерьера, уюта в доме. Вводится новая тема «Кукла Тильда». При разработке
программы за основу взяты требования к уровню районных, областных
выставок.
Уровень освоения программы
Программа предполагает обучение по уровню: «Базовый».
Базовый – предполагает основные навыки работы
с тканью,
мехом, и
другими материалами. Навыки кроя и шитья (от простых
плоских игрушек, состоящих из двух деталей, до сложных образцов с
элементами одежды и изготовления народных традиционных кукол).
Формы обучения
Обучение по программе – очное.
Программа совмещает в себе формы реализации: коллективная,
групповая, совместное творчество детей и педагога.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть
материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя
выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов,
моделей игрушек и изготовление игрушек.
Виды занятий
Программа преподавания предусматривает следующие виды занятий:
беседы;
занятия в группах;
практическое занятие;
мастер-классы;
коллективно-творческие занятия;
анкетирование;
выставки;
неформальные занятия (праздничные чаепития, посещение культурных
мероприятий, досуг внутри детского коллектива) и др.
Формы подведения результатов:
6
В конце изучения темы проводятся занятия, способствующие
выявлению уровня освоения обучающимися знаний данной темы (устные
опросы, беседы) мини-выставки, демонстрации изделий с целью анализа
своих работ с эстетической и практической точки зрения (научить видеть
достоинства и недостатки своих работ).
В процессе реализации программы проводится итоговая и
промежуточная аттестация: устных опросов, зачетов, творческих работ по
изученному материалу.
Участие в выставках, конкурсах на уровне учреждения, района, области,
участие в итоговых, персональных выставках декоративно-прикладного
творчества.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Формирование и развитие творческих способностей у
обучающихся, через овладение технологических приёмов в изготовлении
народной и мягкой игрушки, сувениров.
Задачи:
воспитательные:
воспитывать культуру общения;
научить оценивать результаты своего творчества и давать им
конкретные оценки;
выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся;
воспитывать чувство гордости за традиции своего народа;
научить понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным ценностям.
сформировать уважительное отношение к ремеслам декоративноприкладного творчества;
сформировать чувство патриотизма к истокам русской народной
культуры.
содействовать
формированию
чувства
коллективизма
и
взаимопомощи, навыков коллективного труда посредством участия в
конкурсах и выставках.
образовательные:
углубить и расширить знания об изготовлении предметов
декоративно-прикладного творчества;
обучить соблюдать технику безопасности при работе с разными
инструментами;
7
обучить технике выполнения основных видов;
обучить работать с лекалами, выкройками;
обучить основам процесса выполнения мягкой игрушки;
обучить ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для
игрушек;
обучить выполнять выкройку по предложенным схемам или
самостоятельно;
обучить технологии изготовления плоских и объемных игрушек;
обучить технологии оформления и украшения игрушек;
обучить выполнять выкройку по предложенным схемам;
обучить приемам изготовления текстильной куклы;
обучить изготавливать полезные вещи для семьи и дома;
расширить представление о народной традиционной кукле;
раскрыть значимость русской народной традиционной куклы;
обучить приемам изготовления народной традиционной куклы;
обучить находить теоретический материал по предложенной теме;
обучить пользоваться справочной литературой;
развивающие:
научить понимать и принимать информацию из письменных и
устных источников;
создать условия для творческого самовыражения обучающихся с
помощью изготовления игрушек сувениров;
научить определять цели работы и видеть ее конечный результат;
научить работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя) - научить воспитать осознанное и бережное отношение к
результатам своего труда;
научить участвовать в проектно-исследовательской деятельности.
развить моторику рук, глазомер, фантазию, воображение;
развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции
решение, выбор художественного образа; - обучить слажено, работать в
коллективе;
обучить слушать и понимать речь других.
№
п/п
1.3.3 Учебный тематический план третьего года обучения
Наименование раздела/темы
Количество часов
8
форма
контроля/
Всего
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5
Вводное занятие.
Материалы и инструменты,
техника безопасности.
Знакомство с другими
материалами: Мех
искусственный
Кукла в русском быту.
Праздники на Руси.
Кукла «Крупеничка»
Кукла «Сорока»
Промежуточная аттестация
Сувенир к дню учителя
Сувенир ко дню пожилого
человека
Сувенир к дню матери
Мягкие игрушки
теоретич
еские
Базовый уровень
Практиче
ские
2
2
-
4
4
2
2
2
0,5
2
-
3,5
4
2
2
4
-
4
«Новогодний сувенир».
Традиции Нового года.
Виды новогодних игрушек.
Промежуточная аттестация
Сувенир к 23 февраля
Сувенир к 8 марта
Кукла Тильда. История
куклы.
Рукоделие в духе народных
традиций
Тильда «Лошадка»
Тильда «Текстильная кукла».
Теория.
«Пасхальная игрушка».
Беседа о празднике «Пасха».
Сувенирная игрушка
12
0,5
11,5
2
2
4
2
-
2
4
10
10
0,5
0,5
9,5
9,5
8
0,5
7,5
Сувенир к 9 мая
Итоговая аттестация
2
2
-
2
2
Всего
72
8,5
63,5
Содержание учебного (тематического) плана
9
аттестации
Опрос
Опрос
Выставка
готовых работ
1.
Вводное занятие.
1.1 Материалы и инструменты.
Теория: Знакомство с работой объединения. Введение в
образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего
распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила
поведения обучающихся во время занятий. Материалы и инструменты для
швейных работ. Выбор материалов используемых в работе. Основные
сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Материал для
изготовления мягких игрушек. Лицевая и изнаночная стороны ткани, их
определение. Знакомство с другими материалами: мех искусственный. Виды
меха, используемые для изготовления мягкой игрушки. Соблюдение правил
по технике безопасности.
2. Кукла в русском быту. Праздники на Руси.
Теория: беседа о народном творчестве, декоративно прикладном
искусстве, традициях.
2.1Кукла «Крупеничка».
Теория: Рассказ – информация по истории создания куклы, о её
предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по
рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления
и оформления куклы. Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка",
"Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на
хозяйственность). Куколку традиционно наполняли осенью отборным
гречишным зерном или пшеницей, реже рисом, а весной первый посев делали
из зерна, взятого из этой куклы. Кукла Крупеничка защищала достаток наших
предков, оберегая их от голода и неурожая. Славяне изготавливали эту
обрядовую ляльку, заполняя потайной мешочек куклы зерном. Это помогало
притягивать достаток, обеспечивало сытый стол и радость в доме. Кукла в
русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике.
Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского
народа, о народных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.
Продолжение тем 2-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их
предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и
самостоятельно.
Практика: Подбор материала, ткани разных цветов, нитки, кружева,
тесьма. Скрутка куклы. Оформление.
2.2 Кукла «Сорока»
Теория: Кукла – любимая игрушка девочек. Иногда, следуя традициям
предков, женщины сами мастерят кукол и дарят их в качестве оберега
10
родным и близким. Kуклa copoкa этo нapoдный тaлиcмaн пpизвaнный
пpивлeчь дocтaтoк, пpибыль в дoм. Пoмимo умнoжeния бoгaтcтвa oбepeг
зaщищaeт ceмью oт дуpныx вecтeй и пpинocит дoбpыe нoвocти. Глaвнoe
знaчeниe нapoднoй куклы copoки — пpивлeчeниe дocтaткa, увeличeниe
пpибыли,coxpaнeниe ceмeйнoгo блaгoпoлучия. B coeдинeнии paзныx oбpaзoв
пoлучилocь eщe oднo знaчeниe: copoкa вecти дoбpыe нa xвocтe пpинocит, a
xудыe в лec унocит. Уcилить мaгичecкую cилу oбepeгa мoжнo дoпoлнив ee
гнeздoм c птeнчикaми или яичкaми. Heльзя ocтaвлять гнeздo пуcтым.
Создавая миниатюрные фигурки, обучающиеся вкладывают в них душу,
наполняет положительной энергией, способной сотворить чудо.
Практика: Подбор материала, ткани разных цветов, нитки, кружева,
тесьма. Скрутка куклы. Оформление.
2.3 Промежуточная аттестация. Опрос детей.
2.4 Сувенир к дню учителя.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
2.5 Сувенир ко дню пожилого человека.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
2.6 Сувенир к дню матери.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
3 Мягкие игрушки.
3.1 «Новогодний сувенир». Традиции Нового года. Виды новогодних
игрушек.
Теория: традиции Нового года. Виды Новогодних игрушек.
Конструирование объемных игрушек. Выбор оптимального решения.
Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя.
Правила кроя из трикотажа. Технология раскроя трикотажа и других
стрейчевых тканей.
Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание
деталей; изготовление каркаса; набивка изделия; оформление игрушки.
11
3.2 Промежуточная аттестация. Опрос детей.
3.3 Сувенир к 23 февраля.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
3.4 Сувенир к 8 марта.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
4.Кукла Тильда. История куклы. Рукоделие в духе народных
традиций.
4.1Тильда «Лошадка»
Теория: История куклы. Рукоделие в духе народных традиций.
Сведения о пошиве игрушек Тильда. Лошадка Тильда очень проста в
изготовлении. Ее можно сшить всего за несколько занятий. Она станет
прекрасным украшением интерьера или забавной игрушкой. Просмотр
демонстративного материала. Материалы необходимые для работы. Цветовое
решение. Технология конструирования симметричных деталей. Уменьшение
и увеличение выкройки. Цветовая гармония, согласованное сочетание цветов.
Тон, яркость, насыщенность цвета.
Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей;
изготовление каркаса; набивка изделия; оформление игрушки.
4.2 Тильда «Текстильная кукла».
Теория: понятие утилитарная игрушка. Использование изделий для
оформления интерьера последовательность изготовление изделия и варианты
оформления изделия. Тильда – это не простая кукла, которую можно забыть
среди других ненужных вещей. Тильда – очаровательное, волшебное
создание, которое возвращает рукодельниц и своих счастливых обладательниц
в беззаботное детство. Эти куколки для кого-то становятся другом, для когото – талисманом. Но могут служить и оригинальным украшением интерьера.
Главное достоинство Тильды состоит в том, что это кукла ручной
работы, она хранит мысли и чувства своего создателя. А значит, Тильда –
идеальный подарок для любого торжественного случая. Она притягивает
своей необычной внешностью, наполняет пространство вокруг себя
волшебством и дарит вашему дому спокойствие и гармонию.
12
Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание
деталей; набивка изделия; оформление игрушки.
4.3 «Пасхальная игрушка». Беседа о празднике «Пасха». Сувенирная
игрушка
Теория: беседа о празднике Пасха. Сувенирная игрушка. Изготовление
сувенирной игрушки на выбор.
Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание
деталей; набивка изделия; оформление игрушки.
Экскурсия на выставку ДПИ «Пасхальные радости»
4.4 Сувенир к 9 мая.
Теория: История сувенира и его значение. Подарок. Искусство дарить и
принимать подарки.
Практика: Выбрать наиболее подходящий по цвету и фактуре материал для
создания конкретного сувенира
5.Итоговая аттестация
Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ.
Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ.
Поощрение лучших учащихся. Практика. Подготовка выставки детского
творчества.
1.4 Планируемые результаты
В конце года обучения прогнозируются следующие результаты:
метапредметные:
- будут уметь искать информацию из различных источников;
- смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать
их качество;
- будут уметь выступать перед коллективом, участвовать в проектноисследовательской
личностные:
- будет сформировано уважительное отношение к ремеслам
декоративно-прикладного творчества;
- будет сформировано чувство патриотизма к истокам русской народной
культуры;
предметные
- будут знать приемы изготовление текстильной куклы;
- смогут выполнять выкройку по предложенным схемам или
самостоятельно;
- будут уметь шить своими руками мягкие игрушки, корректировать
выкройки игрушек;
13
- будут уметь изготавливать полезные вещи для дома и семьи;
- будут знать историю возникновения народной традиционной кукле;
- будут знать приемы изготовления народной тряпичной куклы в
различной технике;
- смогут находить теоретический материал по предложенной теме;
- смогут пользоваться справочной литературой.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Уровень усвоения материала выявляется по результатам выполненных работ,
творческих индивидуальных заданий, способности применения полученных
на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки – организованный
просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и
объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие
выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего
периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим
развитием каждого обучаемого. Занятия не предполагают отметочного
контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как оценка законченной работы; - участие в выставках, конкурсах и т.д. реализация творческих идей.
14
2.Комплекс организованно-педагогических условий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
6
7
2.1.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю
1
Количество часов
36
Недель в полугодии
16
Недель в 2 полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Каникулы
24 октябрь – 30 октября
Выходные дни
31 декабря- 9 января
Окончание учебного года
25 мая
2.2. Условия реализации программы:
Материально техническое обеспечение:
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 216,
общей площадью 46 кв.м.
Мебель:
- стол преподавателя – 2 шт;
- столы ученические – 7 шт;
- стулья ученические – 14 шт;
- шкафы – 4шт.
Инструменты:
- Иглы для ручной работы и швейной машины - 15 шт.
- Набор ниток – 3 шт.
- Ножницы – 15 шт.
- Карандаши, фломастеры, мелки – 15 шт.
- Утюг – 1 шт.
- Набор булавок– 1 шт.
- Швейная машина – 1 шт.
Материалы:
- Альбом для выкроек и рисунков – 15 шт.
- Набор: цветная пряжа, тесьма для отделки – 15 шт.
15
- Набор разнообразных тканей: ситец, байка, фланель, фетр, мех и т.д. –
15 шт.
- Набор для оформления: пуговицы, бусинки – 15 шт.
Информационное обеспечение:
Для музыкального сопровождения и для просмотра видео материалов
требуется видео – аудиоаппаратура (телевизор, DVD плеер, магнитофон,
компьютер), а также видеотека и аудиотека с произведениями классической
музыки. Доступный интернет –источник.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы:
Наглядные пособия:
- Таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним;
- Образцы народных игрушек и игрушек, выполненных детьми;
- Таблица «Различные виды швов»;
- Планшеты по технике по безопасности;
- Таблица с цветовым кругом;
- Выкройки мягких игрушек в ассортименте;
- Иллюстрации и материалы по декоративно - прикладному искусству.
Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и
дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению
детьми изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию,
если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в
соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование
средств наглядности вызывает более активное восприятие детьми изучаемого
материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса
трудового и эстетического воспитания детей. Конкретные примеры и образцы
мягкой игрушки помогают детям глубже осваивать абстрактные понятия.
2.3 Формы аттестации контроля и оценочные материалы
16
Промежуточная форма отслеживания:
- Опросник для обучающихся третьего года обучения, первое полугодие
(Приложение 1);
- анализ выполнения изделия (Приложение 2).
Итоговая форма отслеживания: в конце года (апрель, май)
запланирован:
- анализ выполненных изделий за учебный год и анализ уровня освоения
программы (Приложение 3);
- защита работы для обучающихся третьего года обучения (Приложение 4);
- выставка готовых работ.
Способы Фиксации результата:
- обучающимся будут вручены благодарственные письма в конце учебного
года по итогам работы.
Для оценки результативности знаний и умений проводится:
-вводный контроль (цель: диагностирование знаний и умений, обучающихся
в начале обучения). Осуществляется в начале учебного года в виде устного
опроса детей, наблюдения педагога.
-текущий контроль (цель: определить степень усвоения учебного материала);
текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за
деятельностью ребенка. -промежуточный контроль (цель: по окончании
первого полугодия провести сравнение с началом года, определить результат
обучения);
- итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить уровень
развития обучающихся, их творческие способности). Итоговый контроль чаще
всего проводится в форме отчётной выставки детского творчества. Оценочные
материалы Оценивание работ осуществляется по двум направлениям:
практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки
служит качество исполнения, правильное использование материалов,
оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и
раскрытие темы задания. Для оценивания достижений и уровня знаний,
обучающихся применяются следующие материалы: устный опрос, решение
тематических кроссвордов, индивидуальные задания, проведение выставок.
17
3. Список литературы
Нормативно-правовые основания разработки ДООП:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
18
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Муниципальная программа «Развитие системы образования
Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв.
Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА;
15. Устав муниципального автономного образовательного учреждения
центра дополнительного образования «Фаворит»;
16. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным
общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Литература, использованная при составлении программы:
1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях Свердловской области. /
Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец
молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист
РМЦ.
Для педагога:
1. Закон Российской Федерации об образовании Стр.20, 26.
2. Закон Свердловской обл. «О защите прав ребёнка». Стр.
3. Закон Свердловской обл. «Об образовании» Стр.
4. "CraftingChristmasGifts" Книга - "Рождественские подарки своими руками".
5. Деревянко Н Мягкая игрушка «Волшебный сад» 2001 год Стр. 6-7.
6. Докучаева СО., Вольнова Е.В. «Капитошка даёт уроки». 1996 год, 80 Стр.
16;18-20;28;40;46;52;61;68.
Для обучающихся:
7. Калинич М. «Рукоделие» 1997 годСтр. 108;118;147-150;152.
8. Кочетова Мягкая игрушка: Игрушки с бисером 2001 годСтр. 30;33;50.
9. Лежнёва СС., и Булатова И. «Сказка своими руками» 1996 год.
19
10. Петухова В. И., ШиршиковаЕ. Н. «Мягкая игрушка» 2000 год.
Стр.7;14;18;27;32;243;246.
11. Петухова В. И.,. Ширшикова Е. Н «Мягкая игрушка» 1998 год.
Стр.4-7;8;28;35;49;53.
Стр.5;8;10;2;16;20.
Для родителей:
12. Шик В. Альбом самоделок №1 «Подарки» 1988 год. Стр. 1-3;5;7;10.
Шустикова В.А «В подарок маме» 1985 год
13.Интернет-источник, http://mirtilda.ru/knigi
20
Приложение 1
Опросник для обучающихся третьего года обучения
Применение швов в изготовлении мягкой игрушки.
Технология изготовления объемной игрушки.
Виды ДПИ
Правила раскроя меха
Для чего используют каркас в игрушке
Правила оформления мягкой игрушки (расположение глаз, носика)
Традиции празднования Нового года, виды новогодних игрушек, сувениров
Какие мягкие игрушки вы бы хотели сшить своими руками
21
Приложение 2
Анализ выполнения изделия
Дата
Ф.И.
обучающегося
Название
изделия
(поделки)
Техника
исполнения
22
Соблюдение
техники
безопасности
Правильность
выполнения
Приложение 3
Уровень освоения ДООП обучающимся за 20__ - 20___ уч. год
№
п.п.
Ф.И.
обучающегося
Уровень освоения программы
Низкий
23
Средний
Высокий
Приложение 4
Примерная тематика защиты работ:
- подарок своими руками;
- швейное изделие своими руками;
- разработка подарочной упаковки;
- куклы наших предков;
- игольница в подарок.
24