Содержание 1. Комплекс основных характеристик ……………………………….3 2. Организационно – педагогические условия……………..…………12 3. Список литературы ………………………………………………….15 2 1. Основные характеристики Пояснительная записка Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. Известно, что дошкольная пора - старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешный дошкольник» (далее – Программа) по направленности является социально – гуманитарной. Актуальность данной программы заключается в формировании у обучающихся дошкольного возраста основ грамотного чтения и письма, в формировании математических представлений и графических навыков. Это обусловлено запросом родителей (законных представителей) и социальным заказом общества. Программа «Успешный дошкольник» подразумевает всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем стать «успешными школьниками». Программа разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 3 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Региональный проект «Цифровая образовательная среда»; 15. Региональный проект «Учитель будущего»; 16.Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; 17. Устав МАОУ ЦДО «Фаворит»; 18. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». 4 Адресат программы – обучающиеся в возрасте 6-7 лет. Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов. Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребёнок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны – форма, цвет величина. Развивается внимание, оно становится произвольным. Продолжает развиваться образное мышление, развивается произвольная слуховая и зрительная память, развивается творческое воображение. В этом возрасте дети обладают хорошим словарным запасом. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 30 минут. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объём Объём программы – 72 учебных часа. Программа рассчитана на 1 год. Наполняемость группы не более 15 человек. Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребёнка и с согласия родителей (законных представителей). Состав группы постоянный, в течение учебного года возможен дополнительный приём на свободные места. Программа предполагает стартовый уровень освоения программы Форма обучения – очная. Возможно обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, индивидуально – групповая, групповая. Виды занятий: Беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер – класс. Формы подведения итогов реализации программы: Открытое занятие, беседа, практическое задание. 5 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: усвоение знаний, позволяющих обещающимся ориентироваться в особенностях окружающего мира, развитие математических и лингвистических представлений, развитие познавательно – интеллектуальной, эмоционально – волевой и коммуникативных сфер личности. Задачи: Обучающие: - дать начальные математические представления; формировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки; формировать элементарные знаниями, умения и навыки по математике и обучению грамоте; формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий. Развивающие: развивать потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности, ответственности, аккуратности; развивать познавательный интерес к учебной деятельности, приучать к режиму учебной деятельности; - развивать наблюдательность и любознательность детей, знакомя их с предметами и явлениями общественной жизни и природы, развивать умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи; - развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности. Воспитательные: - воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь; - воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям, навыки культурного поведения в социуме; - воспитание стремления вести здоровый образ жизни. 6 3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Занимательная математика (36ч) Теор етич Всего ески Темы занятий часов е Заня тия. Вводное занятие: 1 0,5 «Занимательная математика». Инструктаж по технике безопасности. «Королевство цифр». 8 1 Знакомство с числами от 0 до 10. Геометрические фигуры. 2 1 Волшебные превращения геометрических фигур. Весёлые птички. Знакомство со 2 1 знаками: < , >. Количество и счёт. 9 1 Решение примеров в пределах 10. Состав числа в пределах 10. Решение задач на прибавление и 4 1 вычитание. Ориентировка на плоскости. 1 0,5 Решение задач на развитие 5 1 логического мышления. Графические работы. 3 0,5 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итоговое занятие. Итого: 10 1 36 0,5 8 Форма Прак контроля/ тиче аттестации ские заня тия 0,5 Наблюдение, опрос в виде игры. 7 Наблюдение, практ. задан. Наблюдение, 1 Наблюдение, практ. задан. Наблюдение, практ. задан. 1 8 3 0,5 4 2,5 0,5 28 Наблюдение, практ. задан. Наблюдение, Наблюдение, практ.задан. Наблюдение, практ. задан. практ.задан. Развитие речи, грамота (36ч) п/п 1. Темы занятий Понятие о Функции речи. Всего часов речи. 1 Теорет Практ. Форма заняти заняти контроля/аттес я я тации 0,5 7 0,5 Наблюдение, практ. 2. Весёлый алфавит. 34 2 32 3. Итоговое занятие. 1 0,5 0,5 Итого: 36 3 33 8 задания. Наблюдение, практ. задания. Содержание учебного (тематического) плана Математические ступеньки (36ч) Тема 1. «Вводное занятие «Занимательная математика», инструктаж по технике безопасности». Теория: знакомство с обучающимися; мотивация детей на работу в течение учебного года по данному разделу; инструктажи по ТБ. Практика: Игры: «Давайте познакомимся»; «Я умею ...», Игра «Красный, жёлтый, зеленый». Тема 2. «Королевство цифр». Знакомство с числами от 0 до 10. Теория: образование чисел от 1до10. Практика: знакомство с числами: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Тема 3. «Геометрические фигуры. Волшебные превращения геометрических фигур». Теория: знакомство с плоскими геометрическими фигурами: круг; овал; квадрат; прямоугольник. Практика: вырезание геометрических фигур по контуру, из квадрата круг, из прямоугольника овал. Игра «Сложи узор из геометрических фигур» Тема 4. «Весёлые птички». Знакомство со знаками: < ,> Теория: для чего нам нужны знаки. Практика: Что обозначают знаки: <, >. Игры: «Составь картинку», «Подбери ключ». Тема 5. «Количество и счёт» Решение примеров в пределах 10. Состав числа в пределах 10. Теория: Что такое пример, какие бывают примеры. Практика: примеры на прибавление и вычитание, работа в тетрадях, работа с карточками. Теория: Как найти состав числа, из каких чисел. Практика: Найти состав чисел: 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Работа с карточками. Работа в тетрадях. Тема 6. «Решение задач на прибавление и вычитание». Теория: Знакомство с понятием задача. Практика: задачи на сложение, задачи на вычитание, работа с карточками. Тема 7. «Ориентировка на плоскости». Теория: Знакомство с умением ориентироваться на плоскости, над, под, слева, справа, между, посередине. Практика: работа в тетрадях в клеточку. Тема 8. «Решение задач на развитие логического мышления». Теория: Установление закономерностей при решении логической задачи. 9 Практика: упражнения «Продолжи дорожку» (логический ряд), «Составь поле для игры в теннис», карточки с логическими задачами. Тема 9. «Графические работы». Теория: что значит графические работы Практика: Рисование узоров. Дорисовывание. Рисование по памяти. Зеркальное отображение. Тема 10. «Итоговое занятие». Подведение итогов за год. Развитие речи, грамота (36ч) Тема 1. Понятие о речи. Функции речи. Теория: Познакомить детей с понятием «речь»; мотивация детей на работу в течение года по данному разделу. Практика: игры с мячом (выявление словарного запаса детей). Игры: «Моя семья», «Я знаю...». Тема 2. «Весёлый алфавит». Теория: Познакомить с буквами и звуками, чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных. Практика: изучение звуков и букв от А до Я; характеристика звуков; работа с карточками; работа в прописях и в тетрадях в клеточку. Тема 3. «Итоговое занятие». Подведение итогов за год. 1.4 Планируемые результаты Предметные компетенции: Отчётливо и ясно произносить слова: выделять из слов звуки; находить слова с определённым звуком; определять место звука в слове; составлять предложения на заданную тему; составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; внимательно слушать литературные произведения, называть персонажей, основные события, отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; ориентироваться на странице тетради; 10 писать основные элементы букв; рисовать узоры и различные элементы. - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10: соотносить цифру с числом предметов; пользоваться арифметическими знаками действий; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; решать логические задачи; составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера; делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; ориентироваться в пространстве и в тетради в клеточку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; знать состав чисел первого десятка; как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); цифры 0-9; базовые фонетические и интонационные нормы русского языка; алфавит; звукобуквенное соответствие, гласные и согласные звуки; слово, слог, предложение. Метапредметные компетенции: осуществление действий по образцу и заданному правилу; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Личностные компетенции: мотивационные и коммуникативные, формирование я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе; положительное отношение к школьному обучению; эмоционально - позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение слушать собеседника. 11 2. Организационно - педагогические условия Условия реализации программы Календарный учебный график №п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 72 5 Недель в 1 полугодии 16 6 Недель в 2 полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Выходные дни 31 декабря – 08 января 9 Окончание учебного года 25 мая Материально-техническое обеспечение 1. Учебный кабинет, оснащенный ученической мебелью из расчета 15 человек в группе. 2. Мультимедийный проектор – 1 шт. 3. Компьютер – 1 шт. Кадровое обеспечение Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалист или магистратура. 12 Профессиональная категория: без требований к категории Методические материалы 1. Разработки по темам. 2. Видеоматериалы. 3. Наглядный материал. 4. Материалы периодической печати, детские книги, словари. 5. Дидактические упражнения, творческие задания. 6. Тетрадь с заданиями для развития детей «Готовимся к письму», 7. Часть 1, часть 2. 8. Рабочая тетрадь дошкольника «Математика. Счёт». 9. Букварь Н. Жуковой 10. Тетрадь «Проверяем знания дошкольника», тесты для детей 6 лет Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы В процессе обучения по данной программе применяются следующие виды контроля: Виды контроля входной Формы проведения Беседа. Наблюдение. Выполнение практических заданий. текущий Беседа. Наблюдение. Выполнение практических заданий. промежуточный Открытое занятие (устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий) итоговый Открытое занятие Сроки сентябрь В течение года декабрь май Перечень диагностических методик: Система диагностики общего развития учащихся представлена несколькими методиками (Приложение 1) позволяющими продиагностировать уровень развития внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления. Данные диагностические методики носят рекомендательный характер и могут дополняться другими методиками исследования. 13 Все результаты первичного, промежуточного и итогового исследования общего развития ребёнка заносятся в сводную таблицу в начале, середине и в конце учебного года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень развития ребенка и качество реализации образовательной программы. 14 3. Список литературы Список литературы используемая для составления программы 1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. - В.: И.Г1. «Педагогика нового времени», 2011. 2. Богуш A.M. Обучение правильной речи в детском саду. - К.: Рад.шк., 2009. 3. Волчкова В.Н., Степанова П.В. Конспек ты занятий в старшей группе детского сада. Математика. - В.: И.П. «11едагогика нового времени», 2009. 4. Горичева B.C., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Я.: Академия развития: Академия, К": Академия Холдинг, 2001. 5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошколного возраста. М.: ГЦ Сфера, 2005. Ю.Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. - В. 6. Метенова Н.М. Уроки вежливости. Я.: Отд.опер.печати ЯрПК 2000. 12.Минкевич Л.В. Математика в детском саду. - М.: И. «Скрипторий 2003», 201 1. 1 З.Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. - С-11.: И.»Дегство пресс», 2014 7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: «Просвещение», 2002. 8. http://teremok.tv/azbuka-malyshka-uroki-tetushki-sovy-2/ Теремок TV Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андерсен Г.Х. «Сборник сказок», из. «АрМир», г. Москва - 2011г. 2. Баум Ф. «Волшебник Изумрудного города» изд. «Карапуз» г. Москва - 2011г. 3.Липская Н.М. «Годовой курс подготовки к школе», изд. «Книжный Дом», г. Минск - 2014г. 4. Кэролл Л. «Алиса в стране чудес» г. Москва, изд. «Омега- пресс» 2010г 5. «Сборник русских народных сказок» г. Москва, изд. «Омега- пресс» -2012г. 6. "Сказки А.С. Пушкина" – изд. «Эксмо» - 2010г 15 7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Школа для дошколят», г. Москва, изд. «Карапуз» -2016г. 8. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. «Большая книга упражнений для подготовки к школе», г. Москва, - 2014г. 16 Приложение №1 Задание №1. Развитие внимания Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). Задание №2. Развитие памяти Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Задание №3. Развитие восприятия Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень 1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. 2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 17 3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек Задание №4. Развитие воображения Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент», Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено. 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью. 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Задание №5. Развитие мышления Ребенку предлагается выполнить ряд заданий: 1. «Чего не хватает на рисунке?» 2. «Что лишнее на рисунке?» 3. «Раздели на группы, и назови одним словом» 4. «Сложи картинку» 5. «Что перепутал художник?» 6 «Заплатки к коврикам» 7. «Что сначала, что потом?» Оценивание проходит по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Приложение №2 Предлагаемые задания: Задание 1. «Определи место звука в слове» Цель. Выявление владения звуковой стороной речи. Материал. 4 предметные картинки (размер 8x14 см): мак, дом, сыр, кит (под каждым изображением—схема звукового состава слова); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (серые). 18 Методика проведения Перед ребенком по одной кладут карточки и предлагают ответить на вопросы: «Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Второй? Третий?» По мере называния звуков ребенок выкладывает фишки, заполняя ими клеточки под картинками. Задание 2. «Назови звук» Цель. Изучение фонематического слуха, выявление умения определять место звука в слове. Материал. Картинки с изображением предметов, в названиях которых слышен звук [с]—сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, носок, мост, капуста. Методика проведения 1 серия. Ребенку последовательно показывают картинки, предлагают назвать изображенные на них предметы и ответить на вопрос: «Какой звук встречается во всех словах?», а затем определить место, где находится этот звук в разных словах: в начале, середине или в конце. 2 серия. Ребенку предлагаете» придумать и назвать слова: в которых звук [с] слышен в начале, в конце, в середине слова. Аналогичные задания предлагаются с предметными картинками, в названиях которых имеются звуки [р] и [щ]. Задание 3. «Отбери картинки» Цель. Изучение фонематического восприятия. Материал. По 3—4 предметные картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г]. Методика проведения Ребенку предлагают отобрать картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть тот или иной звук. 19 Приложение №3 Дидактические игры: «Закончи слово» Цель: подбирать слова с опорой на первый слог. «Цепочка слов» Цель: выделять первый и последний звук в слове и подбирать слова с определенным звуком. «Пропущенное слово», «Добавь словечко», «Подскажи словечко». Цель: подбор слов, подходящих по смыслу; на заданную букву, слог. «Придумай предложение» Цель: составлять предложения по опорным словам. «Чем отличаются слова?» -кот - кит (гласными о, и), - дом - том и др. Цель: определять на слух отличие слов. «Какая буква лишняя?» Цель: закрепить знания согласных и гласных букв. МЗАЛФ -О А Л И Е «Слово рассыпалось» Цель: упражнять в составлении слов. МАБУГА (бумага) БЕНИКУЧ (учебник). "Какой звук?" (с карточками - фишками). Педагог показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот. "Найди братца". 20 Педагог раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук. "Угадай-ка". На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова. "Отгадай мое слово". Педагог говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12 слов). Заканчивая игру, педагог показывает свою картинку. "Телеграф". Педагог: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу". "Сколько звуков услышал?" Педагог выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза. “Цепочка слов” Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву. Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон; 2) игрушка "Петрушка". Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола. Педагог: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто 21 первый найдет - получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот). "Найди слова, начинающиеся со слога..." Цель: учить детей находить нужные слова на заданный слог, читать слово вместе с воспитателем. Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов. СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок; МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина; ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия; БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино. "Накорми зверей". Цель: учить детей читать отдельные слова, подбирать к картинкам слова, подходящие по смыслу. Пособия: 1) картинки (небольшие) с кошки, собаки курицы, коровы, козы, белки; изображением животных: 2) карточки со словами: молоко, рыба, пшено, косточка, травка (две карточки), мясо, грибы, орехи. 22