Содержание 1.Комплекс основных характеристик ................................................................... 3 1.1Пояснительная записка ..................................................................................... 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ................................................ 7 1.3 Содержание общеразвивающей программы ................................................... 8 1.3.1 Учебно-тематический план модуля «Бумажные фантазии» ....................... 8 1.3.2 Учебно-тематический план модуля «Рукодельница» ................................ 11 1.4 Планируемые результаты .............................................................................. 14 2. Организационно-педагогические условия. ..................................................... 16 2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год: ......................... 16 2.2 Условия реализации программы ................................................................... 16 2.3 Форма контроля и аттестации ....................................................................... 19 3. Список литературы .......................................................................................... 25 1.Комплекс основных характеристик 1.1Пояснительная записка В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества». Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладной деятельности развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам, обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазию, т.е. те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративноприкладной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» (далее–Программа) художественной направленности позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала. Программа модульная, разработана на основе следующих нормативноправовых документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; 2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. осуществления № 196 г. образовательной «Об утверждении Порядка организации и деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; 5. Санитарно-эпидемиологических правил и норм типов СанПиН 2.4.4.3172-14. 6. Устав МАОУ ЦДО «Фаворит». 7. Положение дополнительным МАОУ ЦДО «Фаворит» общеразвивающим программам «Требования и порядок к их утверждения». Актуальность комплексной, программы: вариативной, поскольку предполагает программа формирование является ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Отличительные особенности: является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. При организации обучения детей наибольший эффект достигается при использовании репродуктивных методов работы: наглядных, словесных, практических, особенно в момент формирования базы элементарных политехнических навыков работы с материалами и инструментами. Адресат: на обучение по программе «Радуга творчества» принимаются обучающиеся на общих основаниях, без предварительного отбора, в возрасте 6-10 лет. Учебная группа состоит из 10–12 учащихся. Так как программа основана на принципе цикличности, то интенсивно осваивая программу предыдущего уровня, дети быстро адаптируются к более серьёзным требованиям, соответствующим задачам следующего уровня обучения. Опыт реализации программы позволяет утверждать, что возрастной состав группы может не заключаться в такие строгие рамки. Разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, опекают их и тем самым тоже учатся. Программа состоит из двух модулей, которые соответствуют следующим годам обучения: Модуль первого года обучения: «Бумажные фантазии»; Модуль второго года обучения: «Рукодельница». Режим занятий: Занятия модуля «Бумажный фантазии» –1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. 1 год обучения - 36 часов в год. Занятия модуля «Рукодельница» –2 раза в неделю по 2 часа Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. 2 год обучения – 144 часа в год. Срок освоения: Объем программы- 180 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 36 часов, 2 год обучения: 144 часа. Программа реализуется по традиционной модели, первому году обучения соответствует стартовый уровень - ознакомительный (для детей первого года обучения), второй год обучения соответствует базовый уровень – основной (для детей второго года обучения). Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс, экскурсия, открытое занятие. традиционное занятие по алгоритму: вступление, объяснение темы, практическая часть, подведение итогов; занятие-экскурсия: на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников), в парк — с практической целью (сбор природных материалов); беседа – презентация по алгоритму: вступление, объяснение темы, наглядная демонстрация, обсуждение, подведение итогов; итоговое занятие: игра-тестирование – форма психолого- педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся, мастер-класс - проведение открытого занятия для родителей в формате практической деятельности обучающихся, организация выставки. В процессе реализации программы используются следующие методы: наглядные методы-иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов; игровые методы-ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание, и групповое взаимодействие; диагностические методы-тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля; проектные методы-эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки; словесные методы-рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки. Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает: видео и фотоматериалы по разделам занятий; литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей; методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива); иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.). Формы проведения результатов: устное собеседование, практическая работа, выставка, защита проекта. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи: Образовательные: ознакомить учащихся с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона, а также вышивки шелковыми лентами; сформировать композиции, знания основ формообразования, материаловедения, различных техник цветоведения, художественной обработки материалов, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства; сформировать знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы сними; обучить различным видам рукоделия, способам и технологии выполнения изделий. Развивающие: развивать мышление учащихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, способствовать развитию пространственного воображения и фантазии; развивать сенсорную и двигательную сферы учащихся посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности. Воспитательные: способствовать самоопределению и самореализации личности ребенка; воспитывать самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности. 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.3.1 Учебно-тематический план модуля «Бумажные фантазии» № Наименование п/п тем разделов и Количество часов всего Форма теория практика контроля Стартовый уровень 1 Презентация образовательной 2 2 0 2 2 программы, знакомство с планом работы творческого объединения 1.1 Вводное занятие. Техника 4 безопасности. ДПИ как вид Классификация. Устное собеседование искусства. Забавные поделки Базовый уровень 2 Природа и творчество 4 1 3 Практическая работа 3 Скрапбукинг 8 1 7 Устное собеседование 4 Аппликация 4 1 3 5 Промежуточная аттестация 1 0 1 Выставка 6 Волшебная бумага 12 4 8 Практическая работа 7 Итоговое занятие Всего часов 1 0 1 36 11 25 Содержание учебного (тематического) плана. Презентация образовательной программы. Знакомство с планом работы творческого объединения. Теория: Презентация образовательной программы. Знакомство с планом работы творческого объединения на год, графиком проведения конкурсов, решение организационных вопросов. 1.Вводное занятие Теория: Требование техники безопасности. История декоративноприкладного искусства, его виды. Практика: Аппликация «Рыбка». Изделие, используемое в быту. 2. Природа и творчество Теория: Подготовка материала (сбор природного материала, засушивание цветов и листьев). Правила создания композиций (цвет, акцент, выбор фона). Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, красками. Практика: Поделка из семян «Черепаха»; Поделка «Улитка». Скрапбукинг Теория: Техника скрапбукинг. Технология художественной обработки бумаги и картона. История праздника. Виды открыток. Практика: Изготовление поздравительной открытки к праздникам: День учителя; День матери; Новый год; День защитников Отечества; 8 марта; 9 мая. 4.Аппликация Теория: Виды аппликации, материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Практика: Аппликация «Рыбка» (Листья, камушки, ракушки, песок); Коллективная работа. Аппликация «Осенний лес»; Аппликация на тему: «Пасха». 5. Промежуточная аттестация Организация выставки творческих работ учащихся, разработка приглашения для родителей. 6. Волшебная бумага Теория: Виды бумаг. Техника безопасности работы с бумагой. Различные способы работы с бумагой. Плоское конструирование. Объемное конструирование. Оригами и его виды. Техника квиллинг. Практика: Картинка «Овечка»; Изготовление новогодней игрушки Поделка «Мышки на сыре» Объёмное конструирование. Изделие «Букет»; Объёмная фигурка «Гусеница в груше»; Лягушка из картона. Поделка в технике квиллинг. Оригами. Поделки по выбору учащихся. 7. Итоговое занятие: Выполнение изделия в смешанной технике на тему: Лето (бумага, природный материал). № 1.3.2 Учебно-тематический план модуля «Рукодельница» Наименование разделов Количество часов Форма п/п и всего теория практика контроля тем Базовый уровень 1 Знакомство с планом работы 2 2 0 2 2 творческого объединения 1.1 Вводное занятие. Техника 4 безопасности. ДПИ как вид Устное собеседование искусства. Классификация. Забавные поделки 2 Природа и творчество 48 12 36 Практическая работа 3 Скрапбукинг 16 4 12 Устное собеседование 4 Аппликация 22 6 16 5 Промежуточная аттестация 2 0 2 Практическая работа 6 Волшебная бумага 26 8 18 Выставка 7 Бисероплитение 22 6 16 Практическая работа 8 Итоговое занятие Всего часов 2 0 2 144 40 104 Содержание учебного (тематического) плана. Знакомство с планом работы творческого объединения. Теория: Знакомство с планом работы творческого объединения на год, графиком проведения конкурсов, решение организационных вопросов. 1. Вводное занятие Теория: Требование техники безопасности. История декоративно-прикладного искусства, его виды. Практика: Изделие, используемое в быту. 2. Природа и творчество Теория: Подготовка материала (сбор природного материала, засушивание цветов и листьев). Технология художественной обработки природного и бросового материала. Правила создания композиций (цвет, акцент, выбор фона). Практика: Изготовление «Карандашницы». Изготовление гирлянды «Веселые лесовички" Игрушки из прищепок. Новогодние часики. Елочный шарик. Совы на ветке. 3.Скрапбукинг Теория: Техника скрапбукинг. Технология художественной обработки бумаги и картона. История праздника. Виды открыток. Практика: Изготовление открытки "С Днем рождения". Изготовление открытки "С Днем учителя". Открытка для мамы. Новогодняя открытка. Открытка на 23 февраля. Открытка 8 марта. Открытка 9 мая. 4. Аппликация Теория: Виды аппликации, материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Практика: Аппликация "Серебрено екопытце». Аппликация "Кот на месяце". Аппликация "Коты". Аппликация «Осеннее дерево». Аппликация «Лягушка». Аппликация «Замок». Аппликация «Светлая Пасха». 5. Промежуточная аттестация: Организация выставки творческих работ учащихся, разработка приглашения для родителей. 6. Волшебная бумага Теория: Виды бумаг. Техника безопасности работы с бумагой, использование инструментов, клея, красок. Рациональная организация рабочего места и времени. Технология художественной обработки бумаги и картона. Различные способы работы с бумагой. Общие представления о композиции избумаги и картона. Практика: Белка. Панно Елка из салфеток. Изготовление новогодних игрушек. Изготовление игрушки из втулки. Ежик с грушей. Поделка «Аромосердце». Поделка «Скворечник» Панно "Розы". Корзинка из картона. 7.Бисероплетение Теория: История бисера и его использование. Традиционные виды плетения. Виды бисера, бусин и сопутствующий материал. Техника приклеивания бисера. Практика: Пасхальный цыпленок. Панно "Любимая буква" Стрекоза. Браслет. Брошь. Пчелка. 8.Итоговое занятие: Выставка творческих работ. 1.4 Планируемые результаты В результате освоения модуля «Бумажные фантазии» учащиеся должны: Знать: Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем; Виды материалов, применяемые в работе; Способы раскладки материалов на бумаге; Приемы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами; Технологию изготовления открыток; Словарь терминов, применяемых при работе с бумагой; Применение изделий в быту. Уметь: Частично владеть методами, приемами и способами работы, инструментами и приспособлениями; Пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами; Пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами; Выполнять оформление изделия; Определять качество готового изделия. Планируемые результаты обучения после освоения содержания модуля «Рукодельница»: Личностные результаты: помогать товарищам в сложных жизненных ситуациях; соблюдать правила безопасного образа жизни; выполнять общепринятые правила поведения в обществе; уважительно относится к культурным традициям своей страны; ответственно относится к процессу обучения; положительно реагировать на красоту вокруг себя. Метапредметные результаты: выражать свои чувства. проявлять творческую инициативу. ориентироваться в видах ДПИ. Предметные результаты: приемы работы с инструментами; приемы обработки природных материалов; выполнение аппликации, скрапбукинга; выполнение декоративно-прикладных работ с природным материалом, бумагой и другими материалами; умеет фиксировать внимание. умеет корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога. умеет пользоваться описаниями. иллюстративным материалом, схемами, 2. Организационно-педагогические условия. 2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год: Год Дата Дата обучения начала Количество Количество Количество Режим окончания учебных обучения обучения 1 год 1 сентября 31 мая учебных учебных недель дней часов 36 36 36 занятий 1 занятие по 1 часу в неделю 2 год 1 сентября 31 мая 36 72 2 занятия 144 по 2 часа в неделю 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Светлый кабинет, где учащиеся смогут усвоить все приемы и методы декоративно-прикладного творчества, а также овладеют ручными операциями. Для работы кабинет должен быть оснащен столами для выполнения ручных операций, доской для демонстрации учебных материалов и стендом для демонстрации работ учащихся, раковиной для мытья рук. Для работы необходимы следующие материалы и инструменты: инвентарь для бисероплетения: леска, мягкая проволока, ножницы, бисерные иглы-12 комплектов на группу; инвентарь для вышивания: пяльца, иглы, канва, ткань, нитки-12 комплектов на группу; инвентарь для квилинга: ножницы, пинцет, линейка-трафарет, игла для квилинга – 12 комплектов на группу; инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, краски - 12 комплектов на группу; бумага для творчества (бархатная, 12 А4 –12 комплектов на группу; листов формата бумага для творчества (цветная, 720 листов формата А4- 1 комплект на группу; картон (цветной) – 24 комплекта на группу; картон (белый)-12 наборов на группу; ножницы бытовые -12 штук на группу; клей (клей-карандаш, клей-ПВА) - 12 единиц на группу; клей ("титан") -12 бутылок объемом 0,5л на группу; салфетка бумажная-5 упаковок о 100шт. на группу; коллекция шишек и веток лиственных и хвойных деревьев-1набор на группу; бисер - 96 упаковок по 5г на группу; бусины – 12 наборов на группу; термоклей (клеевой пистолет + клеевые палочки)-6 комплектов на группу. Информационное обеспечение: Сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками «Страна Мастеров». Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее- профессиональное образование, высшее образование- бакалавриат, высшее образованиеспециалитет или магистратура. Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Методические материалы: Для занятий используется методическая литература по декоративноприкладному творчеству, истории искусства дизайна, методические разработки занятий, в том числе открытых, мастер-классы по различным техникам ДПИ. Учащиеся на занятиях пользуются книгами по декупажу, скрапбукингу, вышивке, схемами швов, схемой цветового круга, схемами композиций готовых изделий и образцами самих изделий, журналам и по рукоделию. Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.): традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская). Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, метод, прием Технология Образовательные Результат события личностно- Участие в городских Способность выразить ориентированного конкурсах и выставках, свои мысли и идеи в обучения культурно-массовых изделии, мероприятиях Центра доводить начатое дело до конца, способность способность реализовать себя в творчестве Здоровьесберегающие Проведение Способность управлять технологии физкультминутоки своим самочувствием и релаксирующих пауз заботиться о своем здоровье Мозговой штурм Разработка образа, Способность творить, макета будущего изделия создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Технология Обучение и общение в Способность работать в коллективного творчества группе группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Проектная технология Разработка эскизов, Способность макетов изделий разрабатывать эскизы и макеты Технология Развитие фантазии, развивающего обучения воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Педагогическая Самостоятельный поиск Способность мастерская знаний, открытие чего-то самостоятельно и нового работать творчески 2.3 Форма контроля и аттестации. Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний являются беседы, дискуссии, тестирование для определения качества знаний, необходимых для выполнения практических работ, заполнение инструкционных карт с технологической последовательностью выполнения изделий, подготовка и проведение выставок, участие в областных и городских выставках и конкурсах. Контроль практических умений осуществляется индивидуально, но общие моменты в работе разбираются со всей группой. Для проверки и оценки практической работы можно привлекать и самих учащихся для взаимоконтроля, что помогает им более строго и требовательно относится к своей работе. Способы оценивания: текущая диагностика и оценка педагогом деятельности учащихся; беседа; наблюдение; анализ практических и самостоятельных работ; коллективный разбор ошибок в работах. Основными видами отслеживания результатов освоения учебного материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль. Осуществляется контроль следующим образом: Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности учащихся по следующим критериям: развитая речь, умение представлять и защищать свои творчески работы; развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка); воображение в рисунке, в действии и в игре; владение первоначальными умениями по работе с бумагойи инструментами (ножницы, линейка); владение терминологией по предмету деятельности; умение понимать связь событий, устанавливать причинно- следственные связи. После анализа результатов входного первоначального контроля при необходимости проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. По окончании 1-гополугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В процессе его проведения выявляется степень усвоения учащимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения–определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения: выставка творческих работ. Организация выставки позволяет ознакомить всех учащихся с деятельностью объединения и сориентировать их в дальнейшем в приобретении таких профессий как дизайнер интерьера, художник-декоратор и дальнейшее поступление в соответствующие вузы. Характеристика оценочных материалов: Уровни / Параметры Критерии Теоретические Широта Показатели количество % Высокий кругозора, Учащийся уровень/100- знания. свобода 80% теоретической освоил восприятия практически весь объём знаний 100- информации, развитость 80%,предусмотренн практических навыков ыхпрограммой за работы со конкретный период; специальной специальные литературой, термины осмысленность и употребляет свобода осознанно использования полном специальной соответствии терминологии. содержанием и в с их Практические Соответствие Учащийся овладел умения и развития уровня на100-80% умениями навыки. практических умений и и навыками, навыков предусмотренными программным программой за требованиям, свобода конкретный период; владения работает специальным оборудованием оборудованием и самостоятельно, с не оснащением, качество испытывает особых выполнения трудностей; практического задания, выполняет технологичность практические практической задания деятельности. элементами с творчества Средний Теоретические Широта кругозора, У учащегося объём уровень/79- знания. свобода восприятия усвоенных 50% теоретической знанийсоставляет79- информации, развитость 50%; практических навыков сочетает работы со специальную специальной терминологию литературой, сбытовой осмысленность свобода использования специальной терминологии и Практические Соответствие У учащегося объём умения и развития уровня усвоенных умений и навыки. практических умений и навыков навыков составляет79- программным 50%; требованиям, работает с свобода оборудованием с владения помощью педагога; в специальным основном, выполняет оборудованием и задания оснащением, на основе качество образца выполнения практического задания, технологичность практической деятельности. Низкий Теоретические Широта уровень знания. свобода /Менее50% кругозора, Учащийся овладел восприятия менее теоретической чем 50% объёма знаний, информации, развитость предусмотренных практических навыков программой; работы со учащийся, специальной правило, литературой, употреблять осмысленность свобода как избегает и специальные термины. использования специальной терминологии. Соответствие Учащийся развития уровня менее овладел чем практических умений и 50%,предусмотренн навыков ыхуменийинавыков; программным испытывает требованиям, свобода серьёзные владения затруднения специальным работе оборудованием и оборудованием; оснащением, с качество обучающийся в выполнения практического состоянии выполнять задания, лишь простейшие технологичность практические практической задания педагога. деятельности. при 3. Список литературы 1. Бакланова Л.В. «Поделки из природных материалов» М: «АстельАСТ» 2008 2. Вышивка лентами. Издательство «Ниола–Пресс».2008. 3. Гусева Н. 365 фенечек из бисера. –М.:Айрис-пресс.,2011.-192с. 4. Данилава А. «Декупаж» СПб: Питер,2013–32 с. 5. Декупаж: Практическое руководство/Сост.О.М. Климова.– М.: Издательство «Ниола-Прес»,2009.-32с. 6. Зайцева А.А. Декупаж по стеклу и керамике.–.:Издательство Эксмо.2010. 7. Зайцева А.А. Модный декупаж М.:АСТ-ПРЕССКНИГА.,2009.-80с. 8. Зверюшки из фетра: Практическое руководство.–М.: Издательство «Ниола-Прес»,2011.-64с. 9. Медведева А. «Вышивка лентами»-М.: Изд-во «АСТ». 2016. 10. Моисеева Н. «Объемная вышивка и аппликация лентами».–М.: Изд-во «Контэнт».2016. 11. Падберг А. «Живые коробочки» М:«Айрис–Пресс»2009. 12. Свешникова Т. «Декорирование природными материалами. М: «Аст–Пресс» 2009. 13. Фигурки и гирлянды из бумаги: Практическое руководство.–М.: Издательство «Ниола-Прес»,2012.-64с. 14. ЭннКокс. Вышивка шелковыми лентами Серия «Уроки мастерства». Москва. Кристина–Новыйвек.2002. 15. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. «Объемные фигурки животных». М. «Эксмо»2009. 16. Юсель С. Декупаж: Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2010.-128с. Литература для детей: 1. С.Е. Афонькина Уроки оригами в школе и дома, — М.: РольфАким, 1999. 2. Васильева Л.,- Гангнус. Уроки занимательного труда. —М.: Педагогика,1987. 3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002. 4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИДКОН—ЛигаПресс», 2002. 5. Коллекция идей Журнал для нескучной жизни.— М.:ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004. 6. Корнеева Г.М. Бумага Играем, вырезаем, клеим.— СПб.: Кристалл, 2001. 7. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.1979