СОДЕРЖАНИЕ 1.Основныехарактеристики……………………………………………………...3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………9 1.3. Содержание общеразвивающей программы…………………………….11 1.3.2 Учебно-тематический план первого года обучения……........………..11 1.3.2 Учебно-тематический план второго года обучения………….……….13 1.3.3. Содержание программы первого года обучения……………………...17 1.3.4 Содержание программы второго года обучения……………………...19 2. Планируемые результаты и освоение программы………………………..23 3 Условия реализации программы……………………………………………...25 3.1 Форма аттестации …………………………………………………………...27 Список литературы………………………...……………………………………33 Приложение №1…………………………………………………………………34 2 1.Основные характеристики 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по «Конструирование в робототехнику с элементами 3D моделирования» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Программа рассчитана на 2 года обучения и дает объем технических и естественно-научных компетенций, которыми вполне может овладеть современный школьник, ориентированный на научно-техническое и или технологическое направление дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств на базе конструкторов LEGO ЕВ-3 и прикладных программ три Dмоделирования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование в робототехнику с элементами три D моделирования» (далее Программа) имеет научно техническую направленность, базовый уровень освоения. Актуальность: Данной программы, обусловлена тем, что полученные на занятиях знания, становятся для обучающихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, они, в дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Особенность данной программы помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию 3 стремления стать мастером, исследователем, новатором. На занятиях по данной программе осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования. С его помощью воспитанники программируют робота на выполнение определенных функций. Отличительные особенности данной образовательной программы имеет ряд отличий от уже существующих аналогов. Элементы кибернетики и теории автоматического управления адаптированы для уровня восприятия детей, что позволяет начать подготовку инженерных кадров уже с 5 класса школы. Существующие аналоги предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности. Ребенок создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу. Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научнотехнической сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями и проектной деятельностью), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня: от муниципального до международного. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию детей и подростков к получению знаний. 4 Нормативно-правовые основания разработки ДООП Федеральный уровень - «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 №3 ; - Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); - Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации организации»; 5 об образовательной - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Региональный уровень. - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78–ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; - Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; - Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; - Приказ Министерства образования Свердловской области от 30.03.2018 № и молодежной 162-Д «Об политики утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; - Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018 г.). - Региональный проект «Успех каждого ребенка»; Местный уровень 6 Муниципальная - программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования ДО «Фаворит»; утверждённого приказом Управления образования Артемовского городского округа от 22.03 2017г. №77 - Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат программы Данная Программа ориентирована на детей в возрасте от 13 до 14 лет. В творческое объединение могут быть приняты все желающие, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Наполняемость учебных групп составляет 10 человек. Возрастные особенности обучающихся. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать детей с разницей в возрасте не более 1-2 года. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Необходимость развития творческих способностей определяется их учащихся среднего личностно-эмоциональными школьного и возраста интеллектуальными возможностями. Развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. Преподавание компьютеров и курса в специальных объёме предполагает интерфейсных блоков использование совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление 7 управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Наполняемость групп: Группы обучающихся могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы постоянный, от 10-12 человек, но так как у обучающиеся в течение учебного года могут измениться интересы, и расписание уроков в школе, состав группы может меняться. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа для первого и второго года обучения. Продолжительность занятий 40 минут с 10 - минутными перерывами. Объём программы: Полный объем программы составляет в количестве 144для первого года и 144 часов для второго года освоение 2 год и является базовым уровням. Формы обучения Фронтальная, групповая. Виды занятий Комбинированные, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсии, мастер классы, творческие мастерские, лекции. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, исследовательские. Формы подведения итогов Собеседование - устный опрос; тест; анализ работ. Взаимоанализ работ, викторина, проект, лабораторная работа, выставка работ, квест игра. Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 8 Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время когда: − обучающиеся находятся на карантине; − временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями; − в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных представителей). В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут. В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического здоровья обучающихся. 1.2.Цели и задачи программы Цель программы - развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования в робототехнике. Задачи образовательной программы Обучающие: - ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms ЕВ-3 - ознакомление с основами автономного программирования; - ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms; ЕВ-3 - получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта; - получение навыков программирования; - развитие навыков решения базовых задач робототехники и элементов 3D моделирования. Развивающие: - развитие конструкторских навыков; - развитие логического мышления; 9 - развитие пространственного воображения. Воспитательные: - воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; - развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; -развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; - формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. 1.3.Содержание программы. 1.3.1. Учебно-тематический план первого года обучения № п/ п Наименование раздела/темы 1 2 2.1 2.2 Инструктаж по ТБ Введение в лето- конструирование . Введение Виды деталей набора 3 4.3 Первые шаги по сборки моделей из конструктора ev-3 Виды моделей Сборка простых моделей по инструкции. Определение надёжности модели Отладка модели на правильную работу. Набор Lego Mindstorms ЕВ-3 Работа микроконтроллера ЕВ-3 Палитра интерфейса ЕВ-3 Условие подключения микроконтроллера и программирование 4.4 .Управление удалённый доступ. 3.1 3.2 3.3 3.3 4 4.1 4.2 Количество часов 144 всего теорет практиче форма контроля/ аттестации ическ ские ие тест 1 1 3 1 2 2 1 1 Опрос 1 обучающихся Устный опрос 8 4 4 10 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Групповой опрос 5 9 4 5 2 2 Общие понятия надёжности конструкции 2 Ветроустойчивость конструкции. 2 Жёсткость конструкции робота. Виды деталей для укрепления жёсткости. Испытание робот конструкции 8 Виды ременных передач в моделях 2 Общие понятия о Ремневых передачах 2 Способ передачи механической энергии. Основные характеристики. 2 Проектирование конструкций с различными 2 ремнями Зубчатые колеса в конструкциях моделей из 8 набора. Mindstorms ЕВ-3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 4 1 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 4 5 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 Основы построения конструкции при проектирование моделей. 5.1 5.2 5..3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 2 Зубчатые передачи. 2 Конструкция зубчатого колеса 2 Шпоночный паз. 2 Передаточное число. 8 Освоение простых истин программы в среде 9 Lego Mindstorms ЕВ-3 Основы алгоритмизации. 2 8.1 Загрузка программ. 2 8.2 Звук. Работа с динамиком. 2 8.3 2 8.4 Операции с данными. 8.5 Создание программ. 9 Использование датчика 10 освещённости. Калибровка 7.1 датчика. 9.1 Обнаружение черты. 2 9.2. Калибровка и установка датчика. 2 9.3 Движение до черной линии. 2 9.4 Движение только при включенном свете в 2 комнате. 9.5 Определения яркости отраженного света. 2 7.1 7.2 7.3 7.4 11 1 1 Фронтальный опрос Устный опрос Групповой опрос Фронтальный опрос Групповой опрос 10 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 11 11.1 11.2 11.3 11.4 Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. Обнаружение черты с двумя датчиками. Калибровка и установка датчиков. Движение до черной линии, два датчика. Движение только при включенном лучу света. Определения яркости отраженного света, два датчика. 10 5 5 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ. Калибровка и установка датчика расстояния. Написание программы. Движения до препятствия и обратно. 9 4 5 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Фронтальный опрос Устный опрос 11.5 Используем УЗ датчик. 2 12 8 4 4 Групповой опрос 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 группа 5 4 6 Фронтальный опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 12.1 12.2 12.3 12.4 13 13.1 13.2 13.3 13.4 Изготовление робота исследователя. Датчик расстояния и освещённости. Выбор конструкции. Создание и условие проектирования. Отладка конструкции. Составление программы согласно заданию. Собираем по инструкции робота10 сумоиста из набора EV-3 Выбор конструкции по заданию изучение 2 принципа работы. Сборка модели по инструкции. 2 Оснащение модели необходимыми датчиками. 2 Отладка модели с условиями программирования. 2 2 Соревнования моделей по группам. 13.5 2 12 2 14 Трехмерное моделирование Blender. 16 14.1 Знакомство с основными принципами 3D- 2 моделирова-ния 14.2 Настройки объектов сцены. 2 Работа с материалами и точными параметрами. 14.3 2 2 14.4 Создание простейшей модели на основе Mesh- 6 2 10 Устный опрос 2 2 2 объектов 14.5 14.6 14.7 14.8 14.9 Настройки объектов сцены. Булевы операции в 3D-моделировании. Экструдирование как метод моделирования. Основы анимации в Blender. Мини-проект 2 2 2 2 2 15 15.1 15.2 15.3 15.4 Общие понятия элементов мехатроники Введение в мехатронику. Методы имитационного моделирования (ИМ), Определение мехатронных систем. Мехатронные устройства 8 2 2 2 2 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Групповой опрос 4 1 3 Фронтальный опрос 2 1 2 1 1 1 2 10 Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний. Модели состязаний 16.1 Правильность работы в поисковых системах 16.2 Поиск по фото в интернете по фото 16.3 Создание презентаций по соборному материалу. 16 2 2 2 2 2 17 Разработка конструкций для соревнований согласно заданию. 12 2 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 18 Выбор полей движения согласно заданию. 2 Выбор и разработка конструкции 2 Сборка модели по группам. 2 Сборка модели по группам. 2 Программирование модели. 2 Отладка движения по полям. 2 Решение инженерных задач при создании 12 творческого проекта 2 18.1 18.2 18.3 18.4 18.5 Выбор темы работ в группе. Разработка робототехнической модели Конструирование модели Составление программы и отладка модели. Составление презентации. 18.6 Предварительная защита проекта по группам. 19 итоговый урок итого 13 2 2 2 2 2 2 2 144 4 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 2 1 64 1 80 Фронтальный опрос тест итоговый зачёт 1.3.2. Содержание программы первого года обучения 1.Тема: Инструктаж по ТБ теория Инструктаж техники безопасности на рабочем месте и правила поведения в учреждении. 2Ттема Введение в лето - конструирование. Теория Дать объяснения о лего конструировании с помощью интерактивной доски. 1.Познакомить с лего –конструкторам Lego Mindstorms ЕВ-3, его основными частями. 2.Определить значимость лего-роботов в жизни людей. Теория: Посмотреть видео Международных лего-соревнований. Практика: Отработка познавательных действий с лего –конструкторами на практике название деталей частей и механизмов при сборки.. 3 Тема Первые шаги по сборки моделей из конструктора ЕV-3 Теория: Дать понятия: сборки по инструкции, деталей и способов соединения согласно инструкции к набору. Практика: Отработка и освоение навыков сборки по инструкциям конструктора ЕV-3. 4 Тема Набор Lego Mindstorms ЕV-3специальные возможности. Теория: Дать объяснения: общим понятия что такое микроконтроллер его управление условия подключения малого и среднего сервер мотора к микроконтроллеру. Практика: Отработка и освоение навыков работы с микроконтроллером подключения малого и среднего сервер мотора. 5 тема Основы построения конструкции при проектирование моделей .Теория: Дать объяснения: что такое прочность надёжность конструкции виды и условия проверки на надёжность. Практика: Отработка и освоение навыков прочности при сборки модели. 14 6 Тема Виды ременных передач в моделях Теория: Дать объяснения, какие существуют ремевые передачи понятия сила, упругость, структура ремня · с плоскими ремнями; · с круглыми ремнями; · с клиновыми и полу клиновыми ремнями. Практика: Отработка и освоение навыков при сборке моделей с использованием ремневых передач в моделях. Тема 7 Зубчатые колеса в конструкциях моделей из набора. Mindstorms ЕV-3 Теория: Дать объяснения понятия использования зубчатого колеса в конструкциях моделей (гусеничная тяга) Практика: Отработка и освоение навыков при сборки моделей с использованием зубчатых колёс(модели на гусеницах). 8 Тема Освоение простых истин программы в среде Lego Mindstorms ЕV-3 теория Дать основные понятия простого программирования в среде Mindstorms ЕV-3 (блок мотор и рулевое управление).Практика Отработка и освоение навыков программирование в среде Mindstorms ЕV-3 движения по отрезкам. 9 Тема Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Теория: Дать основные понятия калибровки датчиков ,различные виды и условия калибровки. Практика Отработка и освоение навыков калибровки датчиков при движение модели по чёрной линии. 15 10 Тема Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. Теория. Дать основные понятия условия программирования с двумя датчиками освещённости. Практика Отработка и освоение навыков работы модели с двумя датчиками. Движение по чёрной линии. 11Тема: Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ. Теория. Дать основные понятия условия программирования многоступенчатых программ. Практика: Отработка и освоение навыков программирования многоступенчатых программ в среде Mindstorms ЕV12.Тема: Изготовление робота исследователя. Датчик расстояния и освещённости. Теория: Дать основные понятия условия программирования многоступенчатых программ. Практика: Отработка и освоение навыков программирования программ в среде Mindstorms ЕV-3. 13.Тема: Собираем по инструкции робота-сумоиста из набора EV-3 Теория: Дать основные понятия по сборки робота объяснить его возможности и особенности при программирование. Практика: Отработка и освоение навыков сборки робота сумоиста из набора EV-3 по инструкции. 14. Тема. Трехмерное моделирование Blender.Теория: Дать основные что такое трехмерная модель? В чем отличие 3-х мерной от 2-х мерной модели? В каком редакторе мы изучаем 3D моделирование? В чем его преимущество над мы изучаем 3D моделирование? В чем его преимущество над остальными? Что такое рендеринг? Как можно посмотреть трехмерность объект. Практика: Отработка и освоение навыков трёхмерное моделирование в программе Blender. 16 15.Тема Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний. Моделей. Теория: Дать основные понятия по поиску информации о робототехнических соревнованиях проводимых в области и регионе. Практика: Отработка и освоение навыков: работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях. 16 Тема: Разработка конструкций для соревнований согласно заданию. Теория: Дать основные понятия: конструкций для соревнований согласно заданию. Практика: Отработка сборка робот машин для участия в соревнованиях. 17. Тема Решение инженерных задач при создании творческого проекта Теория: Дать основные понятия: конструкций для соревнований согласно заданию. Практика: Отработка навыкав создания творческих проектов 18 Тема: Итоговый урок Защита творческих заданий по группам. 17 1.3.3 Учебно-тематический план второго года обучения № п/ п Наименование раздела/темы 1 2 Инструктаж по ТБ Количество часов 144 всего теорет практиче форма контроля/ аттестации ическ ские ие 1 1 3 2 1 3 Исполнительные устройства для контроллера ЕВ-3 2 Использование устройства ЕВ-3 1 Работа и эксперимент. 8 Интерфейсы 3.1 3.2 3.3 3.4 Виды интерфейсов. Машинная часть интерфейса Командный интерфейс Простой графический интерфейс, 2.1 2.2 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 6.4 Датчики для контроллера. Интерфейсы подключения Эксперимент с температурным датчиком. Эксперимент с датчиком цвета. Эксперимент с ультразвуковым датчиком. Использование нескольких датчиков. 1 1 1 4 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 8 4 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Организация рабочего места конструктора по 9 робототехнике. Планировка и организация рабочего места. 2 .Размещение систем отображения информации. 2 Освещенность 2 Отработка и создание рабочего места на базе 2 ЕВ-3. Эксперимент проектирования рабочего места. 1 Роботы в быту. Узнаем, как роботы могут 8 помочь человеку в быту Виды проектирования роботов в быту. Составление программы умный робот. Проектирование робота уборщика. Проектирование робота уборщик снега. 2 2 2 2 18 4 1 1 1 1 5 Опрос обучающихся тест Опрос обучающихся Устный опрос 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповой опрос 7 4 4 1 1 1 1 1 1 7.4 Профессия «Инженер». Инженер конструктор в 8 робототехники 2 Перспективная профессия инженер 2 Тенденции в области занятости 2 С чего начать и какие навыки важны для инженера робототехника Мобильный робототехник. 2 8 Конструируем более сложного робота 9 4 5 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 Трёхколёсный робот сборка по инструкции. Отладка конструкции. Программирование более сложного робота. Сортировщика цветов Эксперимент работы сложного робота. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Поиск инженерных идей для построения робота 10 полезного в быту 4 6 9.1 Тележка для доставления лицевых масок клиентам Разработка конструкции Сборка изделия Разработка и составление программы. Отладка программы 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Искусственный интеллект. Интеллектуальные 9 роботы. Справочные системы. 4 5 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 9 4 5 7.1 7.2 7.3 9.2 9.3 9.4 9.5 10 10.1 Искусственный интеллект 10.2 10.3 10.4 10.5 Общие сведения- интеллектуальные роботы. Управление интеллектуальным роботом. Распознавание и сенсорные устройства Эксперимент сенсорного управления 11 Сборка моделей с тепловым датчиком(регулировка тепла в проектах умный дом) 19 Фронтальный опрос 1 1 Устный опрос Групповой опрос Фронтальный опрос Групповой опрос 12 Мы пассажиры. Сигналы светофора. 9 4 5 12.1 12.2 12.3 12.4 Создать из набора ЕВ-3 умный светофор. Выбор трассы и движение робота. Проектирование программы. Испытание модели и взаимосвязи с светофором. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 12.5 Устранение неполадок и отладка программы. 1 1 13 Учимся создавать интересные и сложные 10 программы 4 6 13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 Создание массива .при написание программы. Запись массива в переменную. Формирование числового массива Формирование логического массива Отладка программ с массивом. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 14 Промышленный дизайн и техническая эстетика 16 в оформлении моделей роботов 2 2 Бытовые роботы дизайн. 2 Служебные роботы 2 Техническая эстетика 2 Параметрический анализ 2 Игровые автоматические устройства . 2 Оформление моделей роботов. 2 Создание мини проекта по группам 6 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Творческое конструирование собственной модели. 8 4 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 12 4 8 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 14.1 14.2 14.3 14.5 14.6 14.7 14.8 15 15.1 15.2 Выбор темы работ в группе. 15.3 Разработка робототехнической модели 15.4 Составление программы и отладка модели. Составление презентации. 16 Разработка проектов по группам 16.1 Говорящий робот пылесос. 16.2 Самодельный таймер мытья рук. 16.3 Теоретическое исследование роботов и робототехники 16.4 Автоматический шестиногий транспортный вездеход. 16.5 Сборка модели по группам и разработка и прописанные программ 16.6 Составление презентации по группам. 20 2 2 2 2 2 Фронтальный опрос 2 2 2 2 Устный опрос Групповой опрос Фронтальный опрос Устный опрос Проектирование в программе КОМПАС-3D LT 12 Понятие об инженерных объектах. 2 Проектирование инженерных объектов. 2 КОМПАС-График. 2 Проекционное черчение. 2 Моделирование объектов способом 2 Выдавливание 2 18 Передовые направления в робототехнике XXI 4 века. 18.1 Роботы, используемые в современном мире 2 18.2 Основные тенденции развития современной 2 12 робототехники: 17 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 19 2 1 1 10 1 1 2 2 2 2 Групповой опрос Фронтальный опрос 4 2 2 Итоговый зачёт 2 1 1 итого 144 66 78 итоговый 1.3.4. Содержание программы второго года обучения 1 Тема: Инструктаж по ТБ Теория: Инструктаж техники безопасности на рабочем месте и правила поведения в учреждении. 2 Тема: Исполнительные устройства для микроконтроллера ЕV-3теория: Дать объяснения: общим понятия что такое микроконтроллер его управление условия подключения Через USB – кабель С помощью встроенного модуля Bluetooth Через Wi – Fi приемника. Практика:: Отработка взаимодействия для работы и возможности. 3.Тема : Интерфейсы Теория: Дать объяснения: общим понятиям, что такое интерфейс модуля EV3. Выбор файла представление порта, Управление моторами. Практика: Выполнения работы с интерфейсом модуля. 4.Тема:. Датчики для контроллера. Интерфейсы подключения Теория: Дать объяснения: общим понятиям, что такое интерфейс модуля EV3. Выбор файла представление порта, Управление моторами. Практика: Отработка движения модели управления с различными датчиками по траектории трассы. 21 5.Тема Организация рабочего места конструктора по робототехнике. Теория: Дать объяснения: что такое рабочие место, что должно входить при разработки рабочего места на базе конструктора EV3.Практика: Отработка и создание рабочего места при конструирование модели на базе конструктора EV3. 6.Тема Роботы в быту. Теория: Дать объяснения,: какие существуют роботы в быту, продемонстрировать модели электронная рука, модель помощника при уборки квартиры, робот сторож. Практика :Отработка сборки моделей и программирование. 7.Тема Профессия «Инженер». Инженер конструктор в робототехники. Теория: Дать объяснения: должностной инструкции робототехника, что входят следующие обязанности, создание моделей роботизированных систем, разработка необходимого электромеханического оборудования идентификация динамических свойств отдельных элементов. Практика: Моделирование рабочего места согласно составленной карты при создание моделей на базе конструктора EV3. 8.Тема: Конструируем более сложного робота. Теория: Дать общие понятия, объяснения создание сложного робота и комплекса робототезированых систем. Практика: Отработка сборки сложных моделей на базе конструктора EV3. 9. Тема: Поиск инженерных идей для построения робота полезного в быту Теория: Объяснение как рождаться идеи при создание робота и где взять идею. Практика :Отработка поиска идей в интернете. 10 Тема: Справочные Искусственный системы. интеллект. Теория: Дать Интеллектуальные объяснения роботы. :Технологии искусственного интеллекта Архитектура и структура интеллектуальных 22 роботов Система распознавания Система планирования действий робота. Практика :Отработка поиска работы в справочной системе способы распознания. Составление программ планирования. 11.Тема Сборка моделей с тепловым датчиком(регулировка тепла в проектах умный дом)Теория: Дать объяснения работы и сборки моделей с присутствием теплового датчика. Практика: Отработка навыка сборки моделей с использованием теплового датчика без инструкции. Программирование модели. 12.Тема Мы пассажиры. Сигналы светофора. Теория: Дать объяснения моделирования конструкций (движение и светофор). Практика: Отработка навыка сборки моделей с использованием машины робота и светофор . 13.Тема :Учимся создавать интересные и сложные программы. Теория: Дать объяснения создания сложных программ в среде Mindstorms ЕV3.Практика: Отработка навыка работы со сложными программами.. 14.Тема: Промышленный дизайн и техническая эстетика в оформлении моделей роботов. Теория: Дать объяснения промышленный дизайн и техническая Отработка эстетика в навыка оформлении составление моделей роботов. промышленного Практика: дизайна роботизированных систем. 15. Творческое конструирование собственной модели, модели. Теория Дать объяснения что такое творчество и творческое конструирование моделей при создании робота не ухудшая технических параметров. Практика: Отработка навыков творчества при проектирование моделей. 16. Тема: Разработка проектов по группам. Теория Дать объяснения разработки робототехнических проектов что для этого нужно, видео проект. 23 17. Проектирование в программе КОМПАС-3D LT. Теория: Дать объяснения к программе выстроена в логике «3D моделирование, организации КОМПАС-3D компьютерного LT» учебного проектирования: создания моделей и чертежей объектов инженерного назначения разной степени сложности. Практика: Отработка навыка работы в программе «3D моделирование, КОМПАС-3D LT» графического моделирования чертежей узлов и машин. 18.Тема: Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Теория: Дать объяснения передовые направления в робототехнике XXI века. Практика:. Отработка навыка групповой работы разработка проектов по тематике (нас оценят в XXI века.). 19.Тема: Итоговый зачёт. Практика: Защита творческих заданий по группам. 2.Планируемый результат освоение программы. Личностные: развитие чувства личной ответственности за качество; окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным; жизненным опытом, понять значимость подготовки в области лего конструирования и робототехники в условиях развивающегося общества; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств лего-конструирования и робототехники; 24 Метапредметные Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия; решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: способность и готовность к общению, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, в процессе образовательной, учебно исследовательской, творческой деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Предметные: конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Основным результатом познавательных творческой, обучения интересах, технической будем обучающихся деятельности, являться к в изменение в исследовательской и профессиональных направлениях. В психических механизмах (мышление, воображение). Способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, способности к волевым усилиям при решении технических задач. В практических умениях и навыках, в проявлении стремления к техническому творчеству и овладение приемами создания роботов посредством конструктора Lego Miпdstorms. 25 26 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в полугодии Недель в 2 полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 36 36 2 72 16 20 1 сентября 1 января - 8 января 31 мая 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 209. Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование: Мебель: стол преподавателя – 1 шт; столы ученические – 6 шт; стулья ученические – 13шт; шкафы – 3шт. Оборудование учебного кабинета: Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms NXT. – 8 шт.; Ресурсный набор NXT.– 2 шт.; Дополнительные датчики к набору LEGO Mindstorms NXT – 5 шт.; Персональный компьютер с установленной программой LEGO Mindstorms NXT – 8 шт.; Интерактивная доска; 27 Поля для соревнований роботов. Методическое обеспечение: Презентация (ЦОР «Основы робототехники»); Технологические карты – 15 шт.; Видео, аудиоматериалы: a. Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego Mindstorms Education b. Компакт-диски: “Индустрия развлечения”. c. Интерактивный практикум ROBOLAB. d. Перворобот NXT. Введение в робототехнику. Книга проектов. CD – диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007 Цифровые ресурсы: e. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms education http://www.mindstorms.su/ f. http://robotics.ru/ g. http://edurobots.ru/ h. http://www.russianrobotics.ru/ https://www.firstinspires.org/robotics/ftc Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. 28 1. Вводный мониторинг: Проводится в начале учебного года с целью определения с форсированности мотивации у обучающихся к занятиям робототехникой (анализ сохранности контингента, диагностика потребностей и интересов, анкетирование обучающихся и родителей, беседы с обучающимися и родителями и др.); 2. Промежуточный мониторинг: Проводится в конце второй четверти с целью определения в ходе обучения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы выступает система контрольных вопросов, тестов, анкетирование, выполнение обучающимися диагностических заданий; 3. Итоговый мониторинг: Проводится в конце учебного года в целях определения качества результатов образовательной программы (анализ участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, профильных сменах, турнирах). Формы отслеживания результатов: 1. Педагогическое наблюдение; 2. Педагогический анализ и оценка; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Опрос; 6. Контрольные тесты по учебным темам; 7. Конкурсы различного уровня; 8. Создание моделей роботов. Основными видами отслеживания результатов освоения учебного материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль. Осуществляется контроль следующим образом: Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся по следующим критериям: 29 Развитая речь. Умение представлять и защищать свои творчески работы; Развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка); Владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; Владение терминологией по предмету деятельности; Умение понимать связь событий, устанавливать причинно- следственные связи. Контроль проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. По окончании 1-го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. По результатам контроля (при необходимости) проводится корректировка тематических планов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. Формы проведения: районные выставки роботов, защита проектов и их демонстрация, проведение соревнований по робототехнике среди школ Артёмовского района Свердловской области 30 3.Список литературы Список литературы для педагога: 1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; 2. Копосов Д.Г. «Робототехника 5-6-7-8 класс. Учебное пособие». М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017; 3. Копосов Д.Г., Панкратова Л. П. Примерная рабочая программа к учебному пособию «Технология. Робототехника». 5-8 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний , 2019; Список литературы для учащихся и родителей: 1. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Режим доступа: 2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и их родителей». Руководство пользователя ЛЕГОMINDSTORMS EV3. 3. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.nxtprograms.com/index2.html Перечень цифровых образовательных ресурсов 1. Авторская мастерская Копосова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/robototehnika/1/ 2. Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ [Электронный ресурс] / URL: http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html 3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] / URL: http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159〈=ru 31 4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / URL: http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks 5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html 6. Программы для робота [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://service.Лего.com/en-us/helptopics/?questionid=2655 32 Приложение №1 Для оценки предметных и метжпредметных результатов рекомендуется проводить входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям. № п/п 1. Критерии Мотивация трудовой деятельности и творчества Уровень сформированности действия 0 — отсутствие у обучающегося желания осуществлять трудовую деятельность. 1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым указаниям педагога. 2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по устной просьбе педагога или инструкции. 3 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но обращаются за помощью к педагогу. 4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность. 5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает творческие работы. 2. Владение компьютером, работа с программным обеспечением с программным обеспечением 0 — обучающийся совершенно не владеют компьютером (нет умения). 1 — выбирает и использует ИКТ-ресурсы только при помощи педагога. 2 — понимает характер и назначение данного действия, при выборе и использовании ИКТ- ресурсов обращается за помощью к педагогу. 3 — использует предусмотренные в рамках изучения курса (отдельного урока) ИКТ-ресурсы (плагины браузера, установленные программы). 4 — для использования предусмотренные в рамках изучения курса (отдельного занятия) ИКТресурсов умеет выполнить установку программы с диска, найти информацию в Интернете. 5 — самостоятельно выбирает ИКТ-ресурсы для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач, а также для творческой работы. 33 3. Конструирование 0 — обучающийся совершенно не владеют моделей с данным действием (нет умения работать с помощью набора конструктором). Lego 1 — знаком с конструированием, выполняет модели, следуя прямым указаниям педагога. 2 — умеет выполнять модели по образцу, схеме, но часто обращаются за помощью к педагогу. 3 – умеет собирать модели по инструкции, но допускает ошибки при сборке. 4 – самостоятельно собирает модели по инструкции. 5 – самостоятельно создает модели без инструкции. 4. Теоретические знания в области конструирования 0 — обучающийся не имеет теоретических знаний в области конструирования. 1 – отличает данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. 2 – обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение основным понятиям. 3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. 4 – умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы и явления. 5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи.