Содержание 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............. 3 1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы .............................................. 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы ................................................. 5 Учебный план ....................................................................................................... 5 1.4 Планируемые результаты: ......................................................................... 12 2. Организационно-педагогические условия ................................................... 13 3. Список литературы ........................................................................................ 15 2 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы обусловлена востребованностью педагогических кадров на региональном рынке труда. В соответствии с региональной программой развития образования планируется увеличение количества мест в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях, что приведет к увеличению спроса на педагогические кадры. В муниципальной программе «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 г.» обращается внимание на старение кадров и изыскание возможностей пополнения фонда педагогических работников молодыми кадрами. Ставятся задачи на реализацию опережающей подготовки педагогических кадров. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущих педагогов» позволяет обучающимся Артемовского городского округа получить теоретические знания, первоначальные навыки и умения в педагогических профессиях. Программа имеет социальногуманитарную направленность, признана помочь школьникам познакомится с педагогическими профессиями через включение их в систему социальных отношений, активную творческую и практическую деятельность. В процессе обучения происходит актуализация процесса профессионального самоопределения за счет специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе, своих способностях, умениях, интересах, о профессии, требованиях, которые она предъявляет к человеку, и их соотнесении с собой в процессе профессиональных проб. Отличительной особенностью программы является проведение профессиональных проб: проведение занятий с воспитанниками дошкольных образовательных организаций и обучающимися 1-4 классов общеобразовательных организаций, проведение занятий в городском оздоровительном лагере. Объём программы составляет - 144 часа. Продолжительность - 1 год. Уровень сложности: базовый. Форма обучения – очная. Возможно обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Основной курс программы «Школа будущих педагогов» рассчитан на обучающихся в возрасте 14- 17 лет. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. 3 Общее количество часов в неделю – 4 академических часа. Состав группы – 18 человек. Набор на обучение по программе – свободный, по желание ребёнка и с согласия родителей (законных представителей). Состав группы постоянный, в течение учебного года возможен дополнительный прием на свободные места. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии. Задачи: Обучающие: 1. Способствовать формированию знаний о трудовых функциях педагога. 2. Способствовать овладению умением составлять конспект тематического занятия. 3. Способствовать овладению умением проводить занятия с воспитанниками дошкольного учреждения и обучающимися школы. Развивающие: 1. Способствовать развитию умения определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. 2. Способствовать развитию умения работать с различными источниками информации. 3. Способствовать развитию умения планировать и анализировать свою деятельность. 4. Способствовать развитие навыков учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Воспитательные: 1.Способствовать развитию умения продуктивно общаться, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе. 2. Способствовать развитию уважительного отношения к труду и профессиональной деятельности. 3. Способствовать формированию осознанного выбора профессии. Виды занятий - лекция, беседа, практическое занятие, профессиональные пробы, экскурсии, деловые игры, круглый – стол, мастер – класс, открытое занятие, тренинг. 4 № п/п 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный план Наименование темы Количество Форма часов контроля Все го Те Пра ор кти ия ка Вводное 2 1 1 Входное тестирование 1 История становления педагогической науки 6 2 4 презентация «Мой первый учитель» 2 Портрет личности учителя и требования к ней 6 2 4 Деловая игра «Портрет современного учителя» 3 Профориентационная диагностика. 4 1 3 «Карта интересов» 4 Социокультурные проекты 8 3 5 Проект «Учитель герой» 5 Организация деятельности волонтёров в образовательном учреждении. Организация и проведение волонтёрских акций 9 1 8 Фотоотчёт 6 Социальные связи. Экскурсии в профессиональные образовательные учреждения Свердловской области 12 1 11 Круглый стол 7 Педагогические технологии 6 2 4 Конспект занятия с использованием игровой технологии 5 8 Знакомство с профессий учитель 12 4 8 9 Педагогические мастерские 8 1 7 Участие в работе секции муниципальных педчтениях 10 Я-лидер. 6 2 4 Тренинг 11 Знакомство с профессией воспитатель 10 4 6 12 Знакомство с профессий вожатый 10 2 8 13 Профессиональное самоопределение. 6 2 4 тестирование Проект «Мой путь в профессию» Тестирование. Подготовка к итоговой защите 14 Итоговое занятие. 3 1 2 15 Профессиональные пробы 36 4 32 144 33 111 Итого: № п/п 1 Календарно-тематическое планирование Наименование темы Количество часов Форма контроля Все го Тео Пра рия кти ка Вводное 2 1 1 Входное тестирование История становления педагогической науки 6 2 4 Дискуссия «за» и «против» 6 Высказывания выдающихся педагогов о воспитании 1.1 Профессия педагога в мире профессий 3 1 2 1.2 Особенности педагогической профессии 3 1 2 2 Портрет личности учителя и требования к ней 6 2 4 Деловая игра «Портрет современного учителя» 2.1 Педагогические способности будущего педагога 4 1 3 Эссе 2.2 Требования к профессии «Учитель» 2 1 1 3 Профориентационная диагностика. 4 1 3 4 Социокультурные проекты 8 3 5 4.1 Понятие проект. Классификация проектов по разным основаниям 2 1 1 4.2 Разновидности социальных проектов. Написание и защита проектов 7 2 5 Проект «Учитель герой» 5 Организация деятельности волонтёров в образовательном учреждении. Организация и проведение волонтёрских акций 9 1 8 Фотоотчёт 6 Социальные связи. Экскурсии в профессиональные образовательные учреждения Свердловской области 12 1 11 Круглый стол 7 Педагогические технологии 6 2 4 7 презентация «Мой первый учитель» «Карта интересов», 8 Знакомство с профессий «учитель» 12 4 8 9 Педагогические мастерские 8 1 7 Участие муниципальны х педчтениях 10 Я-лидер. 6 2 4 Тренинг 10.1 Понятие «Лидер» 2 1 1 Основные качества лидера 10.2 Развитие лидерских качеств 2 1 1 10.3 Лидер и его команда 2 0 2 11 Знакомство с профессией «воспитатель» 10 4 6 12 Знакомство с профессий вожатый 10 2 8 13 Профессиональное самоопределение. 6 2 4 тестирование Проект «Мой путь в ппрофессию» Тестирование. Подготовка к итоговой защите 14 Итоговое занятие. 3 1 2 15 Профессиональные пробы 36 4 32 144 33 111 Итого: Содержание. Вводное Тема 1. История становления педагогики. Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV -ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная 8 деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Практика: поздравление ветерана-педагога. Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности «Мой первый учитель». Аргументации «за» и «против». Проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях» (Я. Корчак); «Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов» (Ж.Ж. Руссо); «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения» (А.С. Макаренко); «Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту» (Я. Корчак). Профессия и специальность педагога. Профессии типа «Человек–Человек». Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: Тема 2. Портрет личности учителя и требования к ней. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственнопрофессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе. Практика: эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного педагога». Педагогические способности будущего педагога. 9 Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга. Тема 3. Профориентационная диагностика Практика: тестирование Тема 4. Социокультурные проекты. Понятие «проект», классификация проектов по разным основаниям. Основные характеристики проектов: актуальность, целенаправленность, новизна, реалистичность, масштабность, перспективность, воспроизводимость. Разновидности социальных проектов. Практикум. Защита проекта. «Педагог –герой нашего времени». Тема 5. Организация деятельности волонтёров в образовательном учреждении. Организация и проведение волонтёрских акций. Практикум. Акция. Тема 6. Социальные связи. Поездки в профессиональные образовательные учреждения Свердловской области. Тема 7. Педагогические технологии. Знакомство с игровой технологией и др современными технологиями. Тема 8. Знакомство с профессий «Учитель». Тема 9. Педагогические мастерские. Посещение открытых уроков учителей мастеров и обсуждение просмотренных мероприятий. Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока: 1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком): 1.1. Управлять своим психофизическим состоянием. 1.2. Слышать настроение в классе. 1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке. 1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему. 1.5. Выразительностью речи и т.п. 2. Попробовать: 2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного учителя с классом. 2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе 10 класса, в котором проходит урок (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса). 3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения, выявить инициатора. 2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, вопервых, почему тот или иной ученик был отнесен в ту или иную группу, вовторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе, охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе. Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не нравится), и пояснить почему. 3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке. Пояснения: Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы. В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащенности педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в классе. Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии, которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы несколькими способами. Например, посещение уроков может быть организовано после прохождения какой-либо темы и полученный материал может быть использован на последующих занятиях. Полученный материал станет основой для проведения итогового диспута. Практика. Написание конструкта мероприятия. Заполните таблицу: Педагогические способности, которые следует в себе развить Тема 10. Я – лидер. Отличительные черты лидера от руководителя. Понятие «Лидер», основные качества лидера. Развитие лидерских качеств. Командообразование. Лидер и его команда. Практика. Тест по выявлению лидерских и организаторских качеств. Тема 11. Знакомство с профессией «Воспитатель» 11 Тема 12. Знакомство с профессий «Вожатый» Тема 13. Профессиональное самоопределение. самопрезентации. Практика. Деловая игра «Примите меня на работу». Секреты успешной Тема 14. Итоговое Организация и проведение аттестации обучающихся Целями итоговой аттестации являются: 1. Проверка уровня развития дидактических, коммуникативных и других специальных педагогических способностей у подростков. 2. Стимулировать обучающихся к овладению азами педагогического труда. 3. Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к педагогической профессии. 4. Проверить уровень освоения обучающимся, представленным им учебным материалом. Обучающие представляют творческий отчет «Мой путь в профессию». Оценка «зачет – незачет». На зачет пригласить родителей, других обучающихся, учителей школы. 1.4 Планируемые результаты: Личностные: 1. умение соотносить свои способности с требованиями педагогической профессии. 2. умение делать осознанный выбор будущей педагогической профессии. 3. уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности. Метапредметные: 1. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое суждение и делать выводы. 2. умение работать с различными источниками информации. 3.умение продуктивно общаться с педагогом, сверстниками, с воспитанниками дошкольных организаций и обучающимися 1-4 классов в процессе совместной деятельности. 4. умение планировать и анализировать свою деятельность. Предметные: 1. знакомы с отличительными признаками педагогических профессий (воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель, вожатый, педагог-психолог). 2. знакомы с терминами и понятиями педагогики. 3. навыки составлять конструкт занятия, проводить занятие с группой. 12 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график Год обучен ия 1 год Дата начала обучения 01.09 Дата окончания обучения 31.05 Количество учебных недель 36 Количеств о учебных часов 144 Режим занятий каникулы 4часа в неделю В соответст вии с приказом директора 2.2. Условия реализации программы Материально – технические: 1. Учебный кабинет, оснащённый учебной мебелью из расчета 18 человек в группе. 2. Мультимедийный проектор – 1 шт. 3. Реквизиты для проведения подвижных игр – мячи, обручи, скакалки – 4 шт. 4. Компьютер – 1 шт. Кадровые: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: высшее профессиональное. Профессиональная категория: без требований к категории Информационно-методические: 1. Разработки по темам. 2. Видеоматериалы. 3. Наглядный материал. 4. Материалы периодической печати. 5. Дидактические упражнения, тесты, подобранные по смыслу к тематике определённого занятия. 2.3 Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы В процессе обучения по данной программе применяются следующие виды контроля: Виды контроля входной Формы проведения Беседа. Наблюдение. 13 Сроки сентябрь Выполнение практических заданий. текущий Опрос. Самостоятельная работа. Написание рефератов, докладов, эссе. Подготовка презентаций, выполнение творческих заданий. промежуточный Собеседование, тестирование. итоговый Защита проекта по организации образовательной деятельности «Мой путь в будущую профессиюя» В течение года Декабрь май Формы подведения итогов реализации программы – открытое занятие (защита проекта) с привлечением педагогов и родителей. Уровень и качество освоения программы определяется по следующим параметрам: - первый уровень – поверхностный интерес к выбранному виду и содержанию деятельности. - второй уровень – глубокое проникновение в предмет, заинтересованное отношение к содержанию деятельности. - третий уровень – потребность дальше заниматься избранным предметом. Примерные темы рефератов 1. Миссия педагога на современной России. 2. Педагог-герой. 3. Личность педагога в истории. Примерные темы для презентаций 1. «Школа радости» В.А. Сухомлинского 2. А.С. Макаренко – великий педагог. 3. К.Д. Ушинский – отец российской педагогики Примерные темы для написания эссе. 1. Образование в моей жизни. 2. Учиться - это модно! 3. Профессия педагог – это звучит гордо. 4. Что значить быть учителем? 5. Учитель - вчера, сегодня, завтра. 6. Имидж современного учителя. 14 3. Список литературы 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, с изменениями; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Государственная программа Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП, с изменениями; 4. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 5. Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; 6. Региональный проект «Учитель будущего»; 7. Устав МАОУ ЦДО «Фаворит»; 8. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Список литературы, рекомендуемый для обучающихся Афанасьев С. «Сто отрядных дел». – Кострома, 2000 Грецов А.Г. «Узнай себя. Психологические тесты для подростков». Питер,2005 Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха». М, 2007 Добротворский Игорь «Постройте своё будущее. Психология успеха». – М.,2013 Есипова Т.М. «Энциклопедия коллективных творческих дел». – М. 2006 Лепилкина О.И. «Азбука журналистики». – М. Вентана – Граф, 2000 Резапкина Г.В. «Скорая помощь в выборе профессии». – М. 2004 Самоулкина Н.В. «Игры в школе и дома». М., 2010 Журнал «Досуг в школе». М., 2017 15 Приложение Пакет диагностического материала для обучающихся Диагностика «Осведомленность о мире профессий» Цель: выяснить осведомленность о мире профессий. Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по: а) предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда. Впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы». Список профессий: ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, агроном, швея, воспитатель, водитель наземного городского транспорта, официант, секретарь, автомеханик, садовод, слесарь-ремонтник, озеленитель, бухгалтер, лаборант, столяр. Профессии сходные между собой по предмету труда (с чем работать?) по целям труда (что делать?) по средствам труда (чем работать?) по условиям труда (где работать?) Справочный материал: Профессии различают: по предмету труда: — работа с животными, растениями; — работа с материалами и заготовками; — работа с детьми; — работа со взрослыми людьми; — работа с техникой; 16 — работа на транспорте; — работа со знаковыми системами; — работа с художественными образами. по целям труда: — контроль, оценка, диагноз; — преобразование; — творчество, изобретательство; — транспортирование; — обслуживание; — собственное развитие и самосохранение. по средствам труда: — используются ручные и простые приспособления; — используются механические средства труда; — используются автоматические средства труда; — используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда; — используются теоретические (знания, способы мышления) средства труда. по условиям труда: — работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора...); — работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …); — работа в обычном производственном цехе; — работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.); — работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья); — работа на открытом воздухе; — работа дома; 17 Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии: ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек –природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию. Диагностика «Осведомленность о рынке труда» Задание 1 Цель: выяснить осведомленность о рынке труда Инструкция: «Как Вы думаете, по каким профессиям легче всего устроиться на работу, какие профессии, в настоящий момент, являются самыми престижными? А какие наиболее высокооплачиваемым? Какие профессии наиболее востребованы в Вашем городе (районе)? Впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы». Профессии наиболее престижные, наиболее востребованные высокооплачиваемые, наиболее Задание 2 Инструкция: Напротив, каждой из предложенных характеристик человека поставьте (напишите) букву, соответствующую Вашему мнению о значимости данной характеристики при устройстве на работу: А – не имеет значения; Б – зависит от мнения работодателя В – зависит от характеристик профессии Г – всегда имеет значение 1. возраст 2. пол 3. образование 4. квалификация 5. юридический статус (мигрант, иностранец, из детей-сирот и т.п.) 10. ум, способности 11. надежность 12.исполнительность 13. выносливость 14. уровень конфликтности 18 6. наличие жилья 15. дисциплинированность 7. состояние здоровья 16. организаторские способности 17. ответственность 18. заинтересованность в работе 8. вредные привычки 9. способность к обучению Обработка: в задании № 1 подсчитывается общее количество приведенных профессий, их соответствие реалиям рынка труда конкретного города (района), а также способность учитывать предлагаемые параметры. Бывает, что воспитанники во всех трех столбцах пишут одни и те же профессии, но как показывает анализ рынка труда, часто востребованные профессии не являются престижными, и наоборот. В задании №2 подсчитывается общее количество правильных ответов по ключу, в котором даны ответы в большей мере совпадающие с данными социологических исследований рынка труда. № ответ № ответ № ответ № ответ № ответ № ответ 1 Г 4 Г 7 Г 10 Г 13 В 16 Г 2 Б 5 Б 8 Б 11 Г 14 Г 17 Г 3 Б 6 Б 9 Г 12 Г 15 Г 18 Г В итоговую таблицу заносится общий показатель осведомленности о рынке труда: количество правильно указанных профессий в задании №2 суммируется с количеством правильных ответов (по ключу) в задании № 3 Анкета «Моя будущая профессия» Цель: выяснить осведомленность о своей будущей профессии. 1) Вспомните, как вы отвечали на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» в детстве ________________________________________ 19 2) Изменились ли с тех пор Ваши планы и почему? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3) Укажите конкретную профессию (специальность), по которой Вы хотели бы работать________________________________________________ 4) В чем состоит основная деятельность по этой профессии (специальности)? ___________________________________________________ __________________________________________________________________ 5) Если вы затрудняетесь ответить, укажите где или у кого Вы можете получить необходимую информацию ________________________________ ________________________________________________________________ 6) Укажите, какое образование необходимо для выбранной Вами профессии: — без специального профессионального образования — краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) — начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ …) — среднее профессиональное образование (техникум, училище …) — высшее профессиональное образование (институт, университет) — дополнительное профессиональное образование переподготовка, до подготовки (к уже имеющемуся …). 7) Если вы затрудняетесь ответить, укажите где Вы можете получить необходимую информацию _______________________________________ _________________________________________________________________ 8) Где вы собираетесь учиться, чтобы получить профессиональное образование (укажите конкретное учебное заведение, в которое Вы собираетесь поступить или место предполагаемой работы) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 9) Как бы Вы охарактеризовали: 20 Условия труда, соответствующие выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора…) — большие помещения с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …) — обычный производственный цех — необычные производственные условия (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.) — экстремальные (риск для жизни и здоровья) — работа на открытом воздухе — дома Средства труда, используемые в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — ручные и простые приспособления — механическое — автоматические — функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) — теоретические (знания, способы мышления) Характер общения, наиболее распространенный в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд) — работа с клиентами и посетителями — обычный коллектив («свои люди», одни и те же лица) — работа с аудиториями — особая дисциплина и субординация — небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты) Какие цели труда реализуются в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — контроль, оценка, диагноз 21 — преобразование (материалов, человеческого сознания …) — творчество, изобретательство — транспортирование — обслуживание (поддержание в определенном состоянии) — собственное развитие и самосохранение Какой предмет труда в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — природа: животные, растения, организм человека — материалы и заготовки — дети — взрослые люди — техника — транспорт — знаковые системы (стабильные. меняющаяся информация) — художественный образ 10) Укажите наиболее вероятное место Ваше будущей работы? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 11) Какова будет примерная оплата Вашей трудовой деятельности? ______________________________________________________________ 12) Каких достижений Вы хотите добиться в выбранной вами сфере деятельности? __________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Обработка: оценивается полнота заполнения анкеты, а также правильность соотнесения выбранной профессии с предлагаемыми характеристиками профессий. Для количественной обработки подсчитывается количество данных ответов, именно оно заносится в итоговую таблицу 22 Анкета «Я и мое здоровье» Цель: Самооценка состояния здоровья. Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья. 1. Я считаю, что: 01. я практически здоровый человек 02. я очень редко болею, не больше двух раз в год 03. у меня есть хроническое заболевание 04. я вынужден регулярно наблюдаться у врача 05. у меня есть серьезные нарушения здоровья 2. Обычно я: 01. хорошо себя чувствую 02. чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным 03. чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.) 04. чувствую себя неважно. 3. Мое состояние здоровья 01. не вызывает у меня беспокойства 02. обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу 03. тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие 4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется 01. шум 02. вибрация 03. агрессивная среда 04. неблагоприятный климат 23 05. высота 06. подъем тяжестей 07. нервно-эмоциональные перегрузки 08. другие (укажите какие) 09. нет противопоказаний Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице: 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос № балл № балл № балл № балл 01 5 01 4 01 3 09 9 02 4 02 3 02 2 01 -08 каждому выбору присваивается 1 балл, эти баллы суммируются, и эта сумма вычитается из 9 03 3 03 2 04 2 04 1 05 1 03 1 Полученная сумма заносится в итоговую таблицу. Диагностика «Самооценка способностей» Цель: Самооценка способностей. Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие баллы: 1 – способности развиты недостаточно, 2- способности развиты хуже, чем у большинства других людей, 3 –способности развиты так же, как и у большинства людей, 4 – способности развиты лучше, чем у большинства людей, 5- способности развиты очень хорошо». 24 Способности - Балл 1. общие способности (память, способность к обучению, и т.д.) 2. математические способности 3. лингвистические способности 4. музыкальные способности 5. физические способности 6. коммуникативные способности (умение общаться) 7. организаторские способности 8. скорость реакции 9. устойчивость и распределение внимания 10. другие (укажите какие) Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________. Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл. Диагностика осознанности интересов и склонностей Цель: определить осознанность интересов и склонностей. Инструкция: Подчеркните один вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению. 1) Какие занятия Вас больше интересуют? — люблю занятия, требующие постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки 25 — больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств: ловкости, силы, выносливости; — нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учить их чему-то; — нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной собственности; — люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности вкусы; — люблю азартные, рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша; — нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдых, разнообразия; — не могу сказать определенно. 2) В каком виде профессиональной деятельности Вы могли бы добиться успехов? — связанной с изучением языков, истории, литературы; — требующей знаний математики, физики, химии; — в производственной сфере, транспорте, строительстве; — в частном бизнесе; — в спортивной деятельности; — в педагогической, воспитательной работе; — в работе медицинского профиля, здравоохранении; — в музыке; — в изобразительном искусстве, сфере культуры; — в кинематографе; — в организаторской деятельности; — в политике; — в военной сфере; — в сфере обслуживания; 26 — в сельском хозяйстве; — в другой (укажите в какой именно) — пока не знаю, на что способен. Обработка: подсчитывается общее количество выбранных ответов. Диагностика «Самооценка профессионально важных качеств» Цель: самооценка профессионально важных качеств. Инструкция: Укажите, насколько правильно каждая из следующих, характеристик описывает Вас, пользуясь следующей шкалой: 1 – всегда или почти всегда неверно, 2 — верно очень редко, 3 – иногда верно, 4 – часто верно, 5 -всегда или почти всегда верно. Для этого обведите необходимую цифру напротив каждой из характеристик 1. аккуратность 2. активность 1 2 3 4 3. внимательность 1 2 3 4 4. воля 1 2 3 4 5 5. выносливость 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 18. обязательность 5 1 2 3 4 19. организованность 1 2 3 4 20. ответственность 5 21. порядочность 1 2 3 4 22. пунктуальность 5 5 1 2 3 4 5 5 1 2 3 4 5 6. высокая адаптивность 1 2 3 4 4 5 5 23. решительность 7. доброжелательность 4 5 5 24. самостоятельность 1 2 3 8. 1 2 3 4 добросовестность 1 2 3 4 25. скромность 1 2 3 4 5 5 9. дисциплинированность 1 2 3 4 4 5 5 10. инициативность 1 2 3 4 5 27. творческий характер мышления 1 2 3 4 5 26. справедливость 1 2 3 11. исполнительность 1 2 3 4 5 12. критичность 1 2 3 4 29. уверенность в себе 1 2 3 4 5 5 28. трудолюбие 1 2 3 4 1 2 3 27 5 13. лидерство конца 1 2 3 4 1 2 3 4 5 5 30. умение доводить начатое дело до 14. надежность 1 2 3 4 4 5 5 31. умение работать в коллективе 1 2 3 15. настойчивость 32. усердие 1 2 3 4 5 1 2 3 4 16. находчивость1 2 3 4 5 33. честность 17. обучаемость 1 2 3 4 5 34. целеустремленность 1 2 3 4 5 5 1 2 3 4 5 Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________. Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем качествам (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии качествам выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл. Диагностика степени принятия ситуации профессионального самоопределения Цель: выяснить самоопределения степень принятия ситуации профессионального Инструкция: Представьте, что Вы переехали в настоящий момент в другой населенный пункт, в котором Вы раньше никогда не были. У Вас есть где жить и небольшая сумма денег на первое время. Внимательно прочитайте предлагаемый ниже список и выберите из него ту информацию, которую Вы хотели бы получить в первую очередь, подчеркните ее. Выбрать можно не более 5 пунктов. — о ближайших учебных заведениях, условиях приема — о спортивных и развлекательных центрах 28 — о специальностях, профессиях по которым легко найти достойную работу — о ближайших пунктах питания (кафе, столовые и т.п.) и ценах в них — о местах и условиях работы не требующих специальной подготовки — о достопримечательностях (музеях, исторических памятниках и т.п.) — об условиях и размере оплаты труда по разным специальностям — о разбросе цен на товары и услуги в разных торговых точках — о имеющихся свободных рабочих местах — о лечебных заведениях и аптеках — о центрах оказывающих консультативную помощь и содействие в выборе профессии и трудоустройстве — о месторасположении муниципальных органов и графике их работы (паспортно-визовая служба, органы управления и т.п.) — о центрах, оказывающих помощь и поддержку выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — о ближайшем репертуаре кинотеатров — о том, где собираются молодые люди. чтобы провести досуг Обработка: Подсчитывается процентное соотношение количества выборов пунктов информации, напрямую связанной с ситуацией профессионального самоопределения (в тексте они выделены курсивом), к общему количеству сделанных выборов. Этот показатель заносится в итоговую таблицу. Например, воспитанник сделал 4 выбора, из них – 2 связанных с ситуацией профессионального самоопределения. Подсчет: 2 делим на 4 и умножаем на 100%, получаем 50%, эту цифру заносим в итоговую таблицу. Примечание: При проведении тестирования все пункты должны быть напечатаны одинаковым шрифтом. Диагностика сформированности жизненных целей, ценностей Цель: выяснить степень сформированности жизненных целей, ценностей. 29 Методика «Незаконченные предложения» Инструкция: Одним или несколькими словами закончите предложения: 1. Выбор профессии это 2. Мне кажется, большинство людей добивается успехов потому что 3. При выборе сферы деятельности важно 4. Чтобы найти хорошую работу надо 5. Для большинства людей работа 6. Профессиональное образование гарантирует 7. Если меня уволят с работы, я 8. Хорошая работа для меня та 9. Если мне не удастся устроиться по специальности, я 10. Будущее кажется мне 11. В жизни я хотел бы 12. Для меня важно 13. Работа и семья Обработка: на основании качественного анализа дополненных предложений, делается вывод об отношении воспитанника (положительное, отрицательное, безразличное) к тем или иным жизненным целям и сферам, сформированности их жизненных представлений, связанных с профессиональным самоопределением. Обобщенный вывод об уровне сформированности образа желаемого будущего (низкий, средний, высокий) заносится в итоговую таблицу. Дополнительная информация используется при написании заключения. Диагностика сформированности мотивов профессионального выбора Цель: выяснить сформированность мотивов профессионального выбора Инструкция: Перед Вами список десяти основных причин, влияющих на выбор профессии: 30 1) собственное желание, 2) отношение (одобрение) близких (друзей, любимого человека и др.) 3) способности 4) характеристики профессии (предмет, цель, условия, средства и др.) 5) быстрота получения необходимого профессионального образования 6) престиж 7) предполагаемый уровень доходов 8) наличие друзей, на месте будущей учебы или работы 9) близость и доступность соответствующего учебного заведения 10) предполагаемые льготы. Выберите из каждых двух причин ту, которую вы считаете наиболее для себя важной. В таблице приведены пары чисел, каждому из которых соответствует причина, стоящая под этим номером в списке. Обведите в каждой паре кружком ту причину выбора, которая, по Вашему мнению, оказывает на Вас большее влияние. Заполняйте бланк вертикально по колонкам. 12 23 34 45 56 67 78 89 9 10 13 24 3- 5 31 46 57 68 79 8 10 14 25 36 47 58 69 7 10 15 26 37 48 59 6 10 32 16 27 38 49 5 10 17 28 39 4 10 18 29 3 10 19 2 10 1 10 Обработка: Для каждого из мотивов подсчитывается количество обведенных цифр в таблице, индекс, который может принимать значения от 0 до 9, и заносится в таблицу. мотив 1 2 3 4 5 6 значение 33 7 8 9 10 На основании полученных значений, во-первых, выделяются наиболее значимые для воспитанника мотивы выбора, во–вторых, оценивается степень сформированности иерархии мотивов. Иерархию считается сформированной, если есть 1-2 мотива наиболее привлекательных и имеют их значения 7-9 баллов, 1-2 мотива – наименее привлекательных и они имеют значения 0-2 балла, а значения других мотивов выбора очень близки и находятся в пределах от 3 до 6 баллов. Во всех других случаях иерархия считается несформированной. Диагностика мотивационной готовности к самостоятельному принятию решений и профессиональному обучению, типа отношения к труду и работе Цель: диагностика мотивационной готовности к самостоятельному принятию решений и профессиональному обучению, типа отношения к труду и работе. Инструкция: Каждый пункт анкеты содержит два предложения – а) и б). Прочитайте внимательно каждое из них, выберите то, которое больше всего соответствует Вашему мнению и обведите его. 1. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. 2. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо искать новые решения. 3. а) Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться б) Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания 4. 34 а) Работа это только способ заработать деньги и ничего более. б) Я бы хотел работать даже в том случае, если бы не нуждался в деньгах. 5. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ждут окружающие. 6. а) Пожалуй, я могу сказать о себе: “Как жизнь меняется! И как я сам меняюсь!” б) Независимо от жизненных обстоятельств я остаюсь самим собой. 7. а) Лучше делать так, как принято в том месте, где вы стали работать, пока не будет уверенности, что ваш способ лучше б) Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе 8. а) Величина заработка конечно важна, но это не самое главное в работе. б) Будь у меня достаточно денег, я бы не работал. 9. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе. 10. а) Существует только один способ правильно выполнить работу б) Обычно выполнить работу можно не единственным способом 11. а) Мне кажется, что разум и чувства в человеке не противоречат друг другу. б) Мне кажется, что разум и чувства в человеке противоречат друг другу. 12. 35 а) Главное в жизни найти хорошее место работы с высоким заработком. б) В жизни очень важно найти профессию по душе. 13. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б) Для меня не слишком важно, разделяют ли другие мою точку зрения. 14. а) В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность б) Руководству нет дела до обучения, важна только производительность 15. а) Мне кажется, я вполне могу доверять своим собственным оценкам людей и ситуации. б) Мне кажется, я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам людей и ситуации. 16. а) Работа хороший способ реализовать себя в жизни. б) Работа очень важна для человека как источник средств для существования 17. а) Я могу быть плохим и хорошим одновременно. б) Я всегда могу сказать хорошо или плохо я поступаю. 18. а) Обычно я принимаю близко к сердцу то, что обо мне будут думать другие. б) Меня не очень волнует, что обо мне будут думать другие. 19. а) Задавая вопросы, раздражаешь коллег и выглядишь глупо б) Задавая вопросы, можно эффективно обучаться 20. а) Работа прежде всего должна хорошо оплачиваться 36 б) Самое важное в работе приносит она удовлетворение или нет. Обработка: подсчитывается количество баллов по шкалам в соответствии с ключом, максимальный балл по каждой шкале 5, соответствующие значения заносятся в итоговую таблицу. Шкалы (параметры) Ключ личностная автономия (ЛА) 1а 5б 13б 15б 18б личностная вариативность (ЛВ) 2б 6а 9а 11 а 17а мотивационная готовность к профессиональному обучению (МГ) 10б 14а 19б терминальное отношение к труду (ТО) 3а 7а 4б 8а 12б 16а 20б инструментальное отношение к труду (ИО) 4а 8б 12а 16б 20а Диагностика самооценки готовности к выполнению трудовых действий Цель: самооценка готовности к выполнению трудовых действий Инструкция: Перед вами список трудовых действий [1]:, оцените, насколько Вы могли бы выполнить каждое из этих действий уже сейчас, для этого напротив каждого действия проставьте баллы от 1 до 5: поставьте 1, если Вы совсем не могли бы выполнить данное действие, 5 – если считаете, что умеете это делать достаточно хорошо. 2, 3, 4 используйте для оценки разной степени готовности». 1. следить за показаниями приборов, за информацией на экране, дисплее 2. работать с текстами, много читать, изучать что-либо 3. выполнять расчеты (на ЭВМ, калькуляторе, уме) 4. много чертить, рисовать. 5. вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре 37 6. много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми 7. быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам 8. соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения) 9. управлять техникой, машинами. агрегатами 10. обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений 11. часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду) 12. много запоминать по ходу работы 13. часто разъезжать (командировки, экспедиции) 14. быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание 15. проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз 16. быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному) 17. выполнять «грязную» работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом.) 18. переносить однообразную, монотонную работу 19. переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость.) 20. переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры) 21. уметь организовывать, руководить 22. владеть иностранным языком 23. уметь постоять за себя, ч честью выходить из конфликтных ситуаций 24. не обманывать других и самого себя (говорят это не каждому дано) 25. уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо) 26. часто работать по вечерам без выходных 27. уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно) 38 28. уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок) 29. уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать на хлеб насущный) 30. постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме 31. свято верить во что-то (в великую идею, Бога, в обожаемого человека, в начальника …) 32. постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное 33. создавать красоту, уметь ценить прекрасное 34. быть проворным, уметь работать быстро Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее привлекательными для себя, укажите их номера _____________________. Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера __________________. Какая это профессия ______________________ Обработка: подсчитываются значения по трем показателям: самооценка трудовой готовности по наиболее привлекательным действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на первый вопрос; самооценка трудовой готовности по профессионально необходимым действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на второй вопрос; средний балл по действиям, чьи номера не указаны в ответах на вопросы. Также оценивается согласованность профессионального выбора – отношение количества совпавших номеров действий в ответах на вопросы к общему количеству указанных номеров. Чем выше показатель, тем более согласованным является выбор. Например, всего было указано 15 номеров, 39 из них совпали 6, степень согласованности, в данном случае равна 0,4. Адекватность выбора оценивается следующим образом – если самооценка действий, профессионально необходимых, выше, чем самооценка по оставшимся действиям, дополнительно присваивается 1 балл. В итоговую таблицу заносится показатель самооценки действий, наиболее важных для будущей профессии, с которым суммируется показатель согласованности и балл за адекватность, если он был добавлен Анкета «Самоанализ возможного будущего» Цель: сформированность представлений о будущей трудовой деятельности Вариант 1. Представьте себе, что Вы приобрели выбранную профессию (укажите ее ____________________) и устроились на работу по специальности. Как Вы думаете с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа. 1. с большой физической нагрузкой 2. с большой нервной нагрузкой 3. с недостатком профессиональных знаний 4. с недостатком практического опыта 5. с необходимостью работать в нерабочее время 6. с плохими отношениями в коллективе 7. с усталостью, вызываемой другими заботами 8. с необходимостью принимать самостоятельные решения 9. с трудностями в управлении людьми 10. с плохими отношениями с руководством 40 Подумайте о том, что прежде всего в данном случае побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят. 1. я люблю свою профессию 2. мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым 3. я не представляю свою жизнь без работы 4. благодаря работе я не чувствую себя одиноким 5. работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем 6. благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям 7. мне нравится руководить людьми 8. мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое 9. мне нравится, что мою работу уважают мои знакомые, друзья 10. если я не буду работать, я могу опуститься на «дно» Подумайте о том, что прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят. 1. отношения в коллективе 2. отношения с руководством 3. творческий характер работы 4. возможность продвижения по службе 5. условия труда 6. организация труда 7. заработная плата 8. отношение к моей работе друзей и знакомых 9. ощущение полезности и нужности моего труда 41 Вариант 2. Теперь представьте себе, что Вам не удалось устроиться на работу по специальности, и Вы нашли какую–то другую работу. Укажите, вероятней всего что это будет за работа ___________________. Как Вы думаете в данном случае с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа. 1. с большой физической нагрузкой 2. с большой нервной нагрузкой 3. с недостатком профессиональных знаний 4. с недостатком практического опыта 5. с необходимостью работать в нерабочее время 6. с плохими отношениями в коллективе 7. с усталостью, вызываемой другими заботами 8. с необходимостью принимать самостоятельные решения 9. с трудностями в управлении людьми 10. с плохими отношениями с руководством Подумайте о том, что теперь прежде всего побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят. 1. я люблю свою профессию 2. мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым 3. я не представляю свою жизнь без работы 4. благодаря работе я не чувствую себя одиноким 5. работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем 42 6. благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям 7. мне нравится руководить людьми 8. мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое 9. мне нравится, что мою работу уважают мои знакомые, друзья 10. если я не буду работать, я могу опуститься на «дно» Подумайте о том, что прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят. 1. отношения в коллективе 2. отношения с руководством 3. творческий характер работы 4. возможность продвижения по службе 5. условия труда 6. организация труда 7. заработная плата 8. отношение к моей работе друзей и знакомых 9. ощущение полезности и нужности моего труда Обработка: сравниваются ответы по двум вариантам между собой, для этого заполняется следующая таблица: Таблица Количество не совпавших выборов (Р) Количество совпавших выборов (С) 43 Показатель альтернативности (Р-С) Варианты 1 и 2 выбор трудностей выбор мотивов оценка работы представления о жизни среднее В итоговую таблицу заносится средний показатель альтернативности по всей таблице. На основе содержательного анализа представлений о будущем делаются дополнительные выводы о сформированности жизненных целей, которые используются при написании заключения. Диагностика умений саморегуляции. Цель: диагностика умений саморегуляции. Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение опросника, и оцените насколько оно подходит к Вам, для этого выберите вариант ответа, как бы отвечая на вопрос «Мне свойственно так поступать Если Вам больше подходит вариант: «Мне свойственно так поступать очень редко» –поставьте рядом 1 балл, если вариант: «Мне свойственно так поступать редко» –поставьте 2 балла. Если вариант «Мне свойственно так поступать часто» – поставьте 3 балла, если вариант «Мне свойственно так поступать очень часто» – поставьте 4 балла. [2] 1. За дело приниматься без напоминаний; и без напоминаний выполнять порученное задание. 2. Учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного. 3. Самостоятельно находить ошибки в своей работе и исправлять их. 4. Не повторять ранее сделанных ошибок. 5. Справляться с заданиями без помощи со стороны. 6. Поддерживать порядок, быть аккуратным. 44 7. Готовиться прежде, чем приступить к делу 8. Быть решительным, предприимчивым, активным; 9. Начатое дело доводить до конца. 10. Обдумывать свои дела и поступки. 11. Планировать дела, рассчитывать силы. 12. Знать о своих недостатках и стараться их исправить. 13. Легко переключаться с одной работы на другую; 14. Хорошо ориентироваться в новых условиях. 15. Быть внимательным; усидчивым. 16. Разбираться в причинах промахов и стараться учесть их в будущем. 17. В случае необходимости собраться, приложить все усилия. 18. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям, слушать разъяснения. Обработка: подсчитывается средний балл по всем пунктам, который заносится в итоговую таблицу. Примерная форма заключения об уровне готовности выпускника к профессиональному самоопределению. ФИО воспитанника_______________________________________________ Возраст _______________ пол_______________________________ 45 Сведения о состоянии здоровья _____ ___________________________________________________________ Успеваемость (по школьной документации) _____________________ Отношение к ситуации выбора профессии, степень ее принятия. _________________________________________ ___________________________________________________________ Образ желаемого будущего, жизненные цели ___________________. Ориентация в мире профессий и на рынке труда__________________ Осознанность своих личностных особенностей, состояния здоровья, способностей, интересов и склонностей. ________________________ Навыки самостоятельного принятия решений, работы с информацией и альтернативами________________________________ Профессия, которая выбрана на момент диагностики _____________ Степень осведомленности о выбранной профессии ______________ ___________________________________________________________ Мотивы выбора _____________________________________________ Ближайшие профессиональные планы __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Наличие производственной практики по выбранной профессии или схожим с ней. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 46 Заключение об уровне готовности к профессиональному самоопределению __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 47 48