Содержание Комплекс основных характеристик………………………………... 3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………... 3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………..…………. 10 1.3. Учебный (тематический) план………………………….………......... 12 1.4. Содержание учебного (тематического) плана …….………………… 14 1. 1.5. Планируемые результаты ………………………………………..……. 21 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………. 3. Список литературы…………………………………………………... 28 2 22 1. Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Изначально ребенок сам по себе уже является исследователем и с радостью проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!». Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу все знать» - естественнонаучной направленности. Программа направлена на развитие познавательного интереса обучающихся, формирование научной картины мира на основе изучения процессов и явлений природы интеллектуальных необходимого и творческих для полноценного способностей личности проявления в системе социальных отношений. Актуальность программы Программа актуальна, так как естественнонаучная экспериментальная и исследовательская деятельность детей 7- 9 лет не только возможна, но и востребована, вызывает неослабевающий интерес и формирует навыки, необходимые детям на следующих ступенях обучения. На занятия вводятся экспериментально исследовательская деятельность, формируются умения наблюдать, отвечать на вопросы, выделять характерные и общие признаки, сравнивать, объяснять, делать простые выводы, доказывать. Программа дает возможность детям открыть для себя мир экспериментов: узнать их историю, строение законы, по которым они взаимодействуют друг с другом. Мир чудес, волшебства и фокусов всегда привлекает детей. Программа создает фундамент для понимания физических, химических, биохимических процессов, происходящих вокруг нас. Один из самых важных вопросов, 3 решаемых программой – привить навык безопасной работы экспериментов. Основной акцент направлен на практическую работу обучающихся через моделирование объектов и явлений и постановку опытов. Что соответствует современным требованиям к реализации образовательного процесса: уход от пассивного восприятия информации, активное приобретение знаний через вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность. Адресат программы ДООП «Хочу все знать» ориентирована на младший школьный возраст обучающихся 7 - 9 лет, с учётом психофизиологических особенностей данной возрастной категории. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность обучающихся «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Возрастные особенности: Дети 7 - 9 лет доверчивы, у них простые, чёткие моральные оценки. Восприятие окружающего мира в данной возрастной категории – наивнореалистическое. В этом возрасте легче сформировать у детей ориентацию на чувственно-эмоциональное и рациональное восприятие мира; обучить практическим навыкам деятельности, чтобы в конкретных расширить видах потенциальные естественнонаучной возможности для последующего профессионального определения. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. В младшем школьном возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, закладывается фундамент духовнонравственного поведения, которое определяет в последующем характер трудовой, общественной и творческой деятельности младшего школьника, начинает формироваться общественная направленность личности. 4 Состав группы: Состав группы 12 обучающихся. Наполняемость групп обусловлена количеством материально - технического обеспечения и методического материала (пункт - Условия реализации программы) Особенности набора: Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей. Требований к уровню предварительной подготовки обучающихся – нет. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями 10 минут Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем, срок освоения программы Объём программы 72 часа. Срок реализации программы 1 год. Особенности организации образовательного процесса Программа построена на модульном принципе и объединяет 6 тематических модулей: Модуль 1. «Увлекательная химия» - 12 часов; Модуль 2. «Занимательная физика» - 12 часов; Модуль 3. «Интересная география» - 12 часов; Модуль 4. «Важная экология» - 10 часов; Модуль 5 «Любопытная биология» - 12 часов; Модуль 6. «Захватывающая астрономия» - 10 часов. 5 Каждый модуль реализует отдельную задачу и предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практикоориентированного опыта. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия, повторение пройденного материала в игровых упражнениях или опросах, ознакомление с новым материалом при помощи мультимедийных презентаций, видеороликов, решения проблемных ситуаций, исследовательско-поисковой экспериментов. Практические задания деятельности, опытов и способствуют закреплению полученных знаний и навыков. Практические задания предполагают различные формы занятий (лабораторная работа, эксперимент, практическая работа, проектная деятельность, экскурсии). Каждое занятие обязательно включает паузы для отдыха Содержательную сторону пауз педагог определяет самостоятельно, исходя из потребностей обучающихся и темы занятия. Паузы для отдыха могут включать гимнастику для глаз, физические упражнения разной степени активности (за столами и вне их). Данное построение занятий способствует эффективности обучения, так как снабжает обучающихся необходимым опытом и практическими навыками для дальнейшего развития. Уровень освоения программы Программа предполагает стартовый уровень освоения программы. Формы обучения Фронтальная, групповая. Виды занятий Беседа, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсии, мастер классы, творческие мастерские. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, исследовательские. Формы подведения итогов 6 Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ, викторина, проект, лабораторная работа, выставка работ, квест. Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время: − обучающиеся находятся на карантине; − временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями; − в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных представителей). В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут. В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического здоровья обучающихся. 1.2. Цель и задачи программы Целью программы является формирования у обучающихся поисковопознавательной деятельности, которая бы позволила систематизировать и расширить представления об окружающей действительности, дала возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого». Задачи программы: Обучающиеся: – углубить кругозор детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии; – формирование исследовательских навыков и умений; 7 формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов; – расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности. – расширить знания у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; – дать представление о химических свойствах веществ; познакомить с основными географическими понятиями и явлениями; расширить знания об экологии и экологической ситуации в родном крае. Развивающиеся: – развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе; – развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации; – развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы; развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка. Воспитательные: воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями; сформировать мотивацию к познанию и творчеству через развитие познавательных умений и мыслительных операций, способов творческой деятельности; развивать личностных свойств и качеств: самостоятельности, самоорганизации, аккуратности, терпения, настойчивости в достижении цели; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности. 1.3. Учебный (тематический) план 8 Количество часов № п/п Теория Практик а 2 1 1 12 5 7 2.1. Что изучает химия 2 1 1 2.2. Вещества вокруг нас 2 1 1 2.3. Что такое «превращение 2 1 1 2.4. Углекислый газ 2 1 1 2.5. Химическое 2 0,5 1,5 2.6. Выращивание кристаллов 2 0,5 1,5 Модуль «Занимательная 12 6 6 3.1. Физика вокруг нас 2 1 1 Устный опрос 3.2. Движение тел 2 1 1 3.3. Тепловые явления 2 1 1 Лабораторная работа Лабораторная работа Название раздела/темы 1 Презентация Всего Формы аттестации/ контроля Устный опрос образовательной программы. Ознакомление с правилами поведения в учреждении и с требованиями техники безопасности 2. Модуль «Увлекательная химия» вещества» взаимодействие веществ. 3. Собеседовани е Лабораторная работа Лабораторная работа Лабораторная работа Лабораторная работа Лабораторная работа физика» 9 3.4. Электрические явления 2 1 1 3.5. Атмосферное давление 2 1 1 3.6. Магнитные явления 2 1 1 12 4 8 4.1. География наука о земле 3 1 2 4.2. Земная кора 3 1 2 4.3. Вода, основа жизни на 3 1 2 3 1 2 «Важная 10 3,5 6,5 среда 2 0,5 1,5 5.2. Эко привычки 3 1 2 Выставка работ 5.3. Раздельный сбор мусора 3 1 2 5.4. Кто такой Эко - турист 2 1 1 Практическая работа Тест Модуль «Любопытная биология» 6.1. Биология как наука 6.2. Человек 12 4 8 3 3 1 1 2 2 6.3. Растительный мир 3 1 2 6.4. Царство животных Модуль 7. 3 10 1 3 2 7 4. Модуль «Интересная Лабораторная работа Лабораторная работа Лабораторная работа география» Взаимоанализ работ Лабораторная работа Устный опрос земле 4.4. Климат и климатические ресурсы 5. Модуль Лабораторная работа экология» 5.1. Окружающая и окружающая природа. 6. «Захватывающая астрономия» 10 Лабораторная работа Устный опрос Лабораторная работа Лабораторная работа Проект 7.1. Космос 3 1 2 7.2. Созвездия и яркие звезды 3 1 2 Лабораторная работа Анализ работ 7.3. Планеты солнечной 2 1 3 Викторина космоса 2 системы. 7.4. Освоение Выставка человеком. 8. Итоговое занятие Итого: 2 72 26,5 Квест 2 45,5 1.4. Содержание учебного (тематического) плана 1. Тема: Введение в образовательную программу. Теория: Презентация образовательной программы, ознакомление с правилами поведения в учреждении; с требованиями техники безопасности при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; ППБ, ПДД. Практика: Экскурсия по ЦДО «Фаворит». 2. Модуль «Увлекательная химия». 2.1. Тема: Что изучает химия. Теория: Собеседование с обучающимися. Выяснение степени знакомства с такими понятиями как «наука», «химия», «вещества», «молекулы» и «химический элемент». История химии. Алхимия. Открытие веществ и методы работы с ними. Как делать опыты. Практика: Просмотр фильма «Занимательная химия». Знакомство с лабораторной посудой её названиями и функциями. Работа с мерной посудой – мензурка, мерный цилиндр. Работа с весами и разновесами. Изготовление бумажной лодочки для взвешивания. Взвешивание вещества. 2.2. Тема: Вещества вокруг нас. Теория: Вещества вокруг нас. Растворимые и нерастворимые вещества. Возникновение и развитие представлений о веществе. Химическая азбука или таблица Д.И. Менделеева. 11 Практика: Изучение свойств веществ (цвет, растворимость). Лабораторная работа «Разделение смеси поваренной соли и речного песка, воды и растительного масла». Решение ребусов и составление кроссвордов по теме «Таблица Менделеева». 2.3. Тема: Что такое «превращение вещества». Теория: Превращения веществ в природе и быту. Условия их осуществления. Критерии наличия или отсутствия превращения. Изучение растворимости вещества в воде при разной температуре. Взаимодействие растворов веществ с индикатором. Практика: Лабораторная работа: «Приготовление растворов», «Растворимости вещества в воде и спирте». Опыт «Взаимодействие раствора крахмала и сахара с раствором йода». Опыт «Паста для слона». 2.4. Тема: Углекислый газ. Теория: Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания. Основания на примере известковой воды. Классификация и названия оснований. Запись химических реакции с участием оснований. Практика: Демонстрационный опыт «Углекислый газ из лимонада» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Изучение физических свойств углекислого газа. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Растворы щелочей. Качественная реакция с известковой водой. Реакция углекислого газа с известковой водой. 2.5. Тема: Химическое взаимодействие веществ. Теория: Проведение простых химических реакций. Подготовка к эксперименту. Практика: Проведение опытов и выполнение эксперимента согласно рецепту соотношений. Наблюдение. Опыты: «Сок из воды»; «Облако из 12 колбы»; «Секретные чернила»; «Жидкое стекло или домашний попрыгун»; «Химический аквариум» «Чешуйчатый дракон». 2.6. Тема: Выращивание кристаллов. Теория: Подготовка к эксперименту. Технология выращивания кристаллов. Практика: Проведение опытов и выполнение эксперимента согласно рецепту соотношений. Опыты: «Сад химика» - медное дерево»; «Кристаллы из соли» 3. Модуль «Занимательная физика». 3.1. Тема: Физика вокруг нас. Теория: Что изучает физика. Физические явления. Измерительные приборы и измерения. Практика: Опыты: «Поверхностное натяжение воды», «Нарушенное равновесие», «Пузырьки – спасатели», «Прочность и форма», «Подъем тарелки с мылом», «Волшебная вода». 3. 2. Тема: Движение тел. Теория: Движение тел в окружающем нас мире (движение пешехода, самолета, птицы, мяча, машины). Представление о движении тел по прямой линии и по кривой. Наблюдение движения тел (выявление особенностей движения). Представление Представление о о пути, равномерном и времени и скорости неравномерном движения. движении тел. Представление о характере движения тел в космосе (Движение Земли, движение спутников планет, астероидов, космических аппаратов). Практика: Опыты: «Движение мяча» «Движение воздушного пузырька в трубе с водой» «Вращение волчка» «Движение карандаша по листу бумаги». 3.3. Тема: Тепловые явления. Теория: Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека, животных, растений. Температура. Термометр. Нагревание воздуха, воды, металлического тела. Расширение тела при нагревании. Испарение воды и кипение. Расширение твердого тела при нагревании. Нагревание без огня. Движение теплоты. Плавление тел (снег, лед) 13 Практика: Просмотр видеоролика «Тепловая диффузия». Лабораторная работа «Плавление тел». Опыт ««Вода кипит в бумажной кастрюле». 3.4. Тема: Электрические явления. Теория: Электрические явления в природе и их значение в жизни человека и животных. Можно ли увидеть, услышать или потрогать электричество. Способы получения электричества. Способы электрической зарядки тела. Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электризация разных тел. Проводники и непроводники электричества. Источники тока (элемент, батарея, аккумулятор). Практика: Опыт «Взаимодействие наэлектризованных тел» 3.5. Тема: Атмосферное давление. Теория: Что такое атмосферное давление. Взаимосвязь погоды и атмосферного давления. Влияние атмосферного давления на объекты. Барометр. Практика: Измерение атмосферного давления. Практическое исследование наличия атмосферного давления на опытах с шприцем 100мл. Опыты: «Яйцо в бутылке», «Непроливаемая вода», «Как достать монеты из воды не замочив пальцы». 3.6. Тема: Магнитные явления. Теория: Постоянные магниты. Два полюса магнита. Взаимодействие магнитных полюсов. Удивительное поведение магнитной стрелки. Земля – большой магнит. Искусственные магниты, электромагниты. Практика: Опыты: «Действие магнита на металлы», «Магнит из гвоздя», «Создание магнитного поля», «Действие магнита на компас», «Рисует магнит». 4. Модуль «Интересная география». 4.1. Тема: География. Теория: Что изучает география? Географические открытия и исследования земли. Материки. Океаны. Страны. 14 Практика: Работа с глобусом и картой. Работа с компасом. Изготовление макета «Земля» (в технике папье – маше). 4.2. Тема: Земная кора. Теория: Жизнь земной коры. Рельеф. Происхождении гор на Земле. Полезные ископаемые. Стихийные явления (вулканы, землетрясения) Практика: Просмотр мультфильмов «Что такое вулканы», «Что такое землетрясение». Опыты «Извержение вулкана». «С песком и глиной». 4.3. Тема: Вода, основа жизни на земле. Теория: Океаны. Моря. Свойства морской воды – Соленость и температура. Морские течения, внутренние виды вод и их классификация и строение. Крупнейшие реки и озера планеты. Реки. Практика: Всероссийский урок: «Морская экосистема», «Вода России». Опыт «Плотность морской и пресной воды». 4.4. Тема: Климат и климатические ресурсы. Теория: Метеорология – наука о погоде. Климатообразующие факторы. Изменение климата. Стихийные явления. Ураганы. Смерчи. Наводнения. Практика: Оформление метеоуголка, Опыты: «Круговорот воды в природе», «Вода из воздуха», «Делаем облако», «Торнадо в банке». 5. Модуль «Важная экология». 5.1. Тема: Окружающая среда и окружающая природа. Теория: Экология как наука. Экологические связи. Экологические проблемы на земле. Изменение климата. Мир без эко проблем. Практика: Всероссийский урок «Эко след». Исследовательская деятельность: «Основные причины загрязнения окружающей среды», «Вещества, наносящие вред атмосфере, почве, водоёмам». Опыты: «Измерение загрязнение воздуха», «Разлив нефти в океанах», «Очистка розлива нефти», «Получаем углерод», «Капиллярность почв», «Эрозия почвы», «Компост своими руками, «Скоростное разложение». 5.2. Тема: Эко привычки. Теория: Природные ресурсы земли. Экономия будущего. Вред пластика. 15 Практика: Всероссийский урок «Чистый город начинается с тебя». Творческая работа «Вторая жизнь вещей». Изготовление экомешочков. Выставка эко - работ. 5.3. Тема: Раздельный сбор мусора Теория: Виды мусора. Бумага. Стекло. Железо. Бытовые отходы. Опасные отходы. Практика: Правильная сортировка мусора по группам. Практическая работа «Макет контейнеров для раздельного сбора мусора». 5.4. Тема: Кто такой эко - турист Теория: Путешествие в мир природы. Безопасность и гаджеты. Правила поведение в лесу. Практика: Всероссийский урок «Кто такой эко - турист». Изготовление памятки и чек листов «Экологическое поведение на природе». 6.1. Тема: Биология как наука. Теория: Исследование возникновения жизни на Земле. Первые живые организмы, эволюционирование планеты, развитие живых организмов. Практика: Виртуальное путешествие «В стране динозавров». 6.2. Тема: Человек. Теория: История и сложности изучения человеческого организма. Удивительные и интересные возможности человеческого организма. Генерал нашего тела - мозг. Сердце - «Мотор» организма. Способность, благодаря которой человеческий организм способен воспринимать рефлексы (Чувства: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух). Практика: Просмотр видеофильма «Как устроен человек». Опыты «Вкусовые и осязательные рецепторы», «Слепое пятно», Эксперимент «Пульс и физическая нагрузка». Создание чек листа «Здоровый образ жизни». 6.3. Тема: Растительный мир. Теория: Эволюция и заселение растений в почве. Растение и свет. Фотосинтез. Химический состав растений. Двудольные и однодольные растения. 16 Практика: Лабораторная работа: «Проращивание семян», «Химический состав растений», «Выращивание плесени». Опыты: «Тормоз для растения», «Скелет листьев», «Цвет цветка», «Лабиринт для картошки» «Листописание», «Тормоз для растения», «Вода нужна всем», «Вода из растений», «Подземное дыхание». Поделка из природного материала (из заготовленных гербарных образцов осенних листьев). 6.4. Тема: Царство животных. Теория: Особое Разнообразие место животных в природе, животных, населяющих нашу их основные планету. черты. Земноводные. Млекопитающие. Птицы. Пресмыкающиеся. Рыбы. Насекомые. Моллюски. Практика: Презентация: «Эти удивительные животные», «Классы животных». Работа с Красной книгой. Проект « Домашний питомец». 7. Модуль «Захватывающая астрономия». 7.1. Тема. Космос. Теория: Вселенная. Галактика. Гравитация. Черная дыра. Наша Земля и всё что её окружает. Астероиды. Кометы. Практика: Опыты: «Затмение Солнца», «Солнце и Земля», «Смена времен года» «Солнечная система», «Вращение Луны», «Голубое небо», «Далекоблизко», «Далеко ли до Луны?» «Далекое свечение», «Дневные звезды», «За горизонтом», «Звездные кольца», «Звездные часы», «Марсианская ржавчина». 7.2. Тема. Планеты солнечной системы. Теория: Особенности строения Солнечной системы. Планеты солнечной системы. Спутники планет. Движение Земли вокруг оси и по орбите. Практика: Создание макета солнечной системы. 7.3. Тема. Созвездия и яркие звезды. Теория: Млечный путь. Карта звездного неба. Солнце. Северная звезда. Большая и Малая медведица. Практика: Легенда «Млечного пути», Опыты: «Мерцание звезд», «Звезды ночью и днем» «Пространственные модели созвездий». планетария». 17 Проект «Макет 7.4. Тема. Освоение космоса человеком. Теория: Первый запуск космического корабля. Выход человека в космос. Начало работы МКС. Практика: Просмотр презентации «Интересные факты про освоения космоса». Творческая работа «Макет космического корабля». 8. Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов. Квест «По следам науки». 1.4. Планируемые результаты Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися: Предметные: − освоят правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов, названия и правила пользования приборов; узнают способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); получат начальные знания по физике, химии, географии, астрономии, экологии в практической деятельности; научатся основным этапам планирования проектно – исследовательской деятельности. Метапредметные: смогут применять полученные знания на уроках биологии, географии, химии, рисования, технологии; проводить самостоятельно наблюдения в природе, вести дневник наблюдений; научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата с применением знаний полученных на занятиях; самостоятельно находить в информационных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений, доклада, презентаций. 18 Личностные: сформируется умений работать в группе; воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности. смогут организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; научатся анализировать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график ДООП «Хочу все знать» на 20222023 учебный год № п/п 1 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 3 Количество часов в неделю 1 4 Количество часов 36 5 Недель в полугодии 16 6 Недель в 2 полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы 24 октябрь – 30 октября 6 Выходные дни 31 декабря- 9 января 7 Окончание учебного года 25 мая Условия реализации программы 19 Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 202, общей площадью 45 кв.м. Мебель: - стол преподавателя – 1 шт; - столы ученические – 6 шт; - стулья ученические – 13шт; - шкафы – 3шт. Оборудование учебного кабинета: - ноутбук – 1шт; - проектор – 1шт; - экран – 1шт; - микроскоп – 1шт; - барометр – 1шт; - гигрометр – 1шт; - бытовые весы – 1шт; - термометр для измерения температуры воздуха –1шт; - термометр для измерения температуры воды –1шт; Программное обеспечение: - мобильное приложение «Шумомер»; - мобильное приложение «Люксметр»; - мобильное приложение «Компас»; - мобильное приложение «Микроскоп»; - мобильное приложение «Анемометр»; - мобильное приложение «Секундомер». Инструменты: - компас – 6шт; - лупа – 6шт; - магнит – 2шт; - химическая посуда в ассортименте; 20 - рулетка – 2шт; - линейки 40 см –12 шт; - секатор – 2шт; - ножницы – 12шт; Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методическое обеспечение: Материалы по экологии УГЛТУ http://lib.usfeu.ru/index.ph p/v-pomoshchissledovatelyu На сайте представлены: методики проведения исследовательских работ, сборники исследовательских работ школьников. Материалы по Портал На сайте представлены: исследовательск Исследовательская методические материалы, ой деятельности деятельность пособия, учебные планы по школьников исследовательской http://www.researcher.ru/a деятельности ) bout.html Материалы по Библиотека ”Жизнь Материалы по разделам: экологии растений” Бактерии и актиномиценты; http://plant.geoman.ru/ Ботаника; Комнатные растения; Лекарственные растения; Лесные растения; Редкие растения Материалы по Энциклопедия растений Справочно-информационный экологии https://www.greeninfo.ru/ портал по цветоводству, 21 Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу. Электронная экологическая энциклопедия http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html Интерактивные задачи В данной коллекции по биологии представлены задачи по http://schoolcollection.edu биологии и экологии, которые .ru / могут быть использовании при реализации ДООП естественнонаучной направленности https://ecowiki.ru/educatio Размещена информация о n различных экологических акциях и проектах, коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по экологии, интересные экологические факты. Всероссийский Представлены: каталог ссылок Экологический Портал - на экологические сайты, все об экологии в одном электронная библиотека, статьи месте по всем темам, новости. http://ecoportal.su/ Всероссийский Интернет-площадка, Экологический портал открывающая доступ к Экокласс комплексу просветительских http://экокласс.рф материалов в области экологического просвещения для учителей, школьников, родителей и волонтеров, студентов СПО. Федеральный детский инновационное эколого-биологический образовательное центр экопространство для детей и https://ecobiocentre.ru/ молодежи в стране. Содержит видеоматериалы и готовые занятия по 22 Материалы по экологии Биология растений и животных Информация по всем разделам биологии Лекции ученых МГУ по различным предметам Все виды деятельности экологическому воспитанию. Детский На сайте представлены телекоммуникационный методические разработки, проект "Экологическое электронная конференция, содружество" детские исследования, http://www.ecocoop.ru/ экологический вестник. Музейные предметы из собрания государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева. http://school-collection.edu.ru Вся биология Научно-образовательный https://sbio.info/ проект, посвящённый биологии и родственным наукам, предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме teach-in Лекторий Teach-in - это https://www.youtube.com/ волонтерский проект, целью channel которого является сохранение и приумножение образовательного и научного потенциала МГУ имени М.В. Ломоносова, а также предоставление открытого доступа к авторским учебным материалам. Электронная библиотека Обучающимся и педагогам «Научное наследие предоставляется доступ к России» (Единое научным трудам известных Научное Российских и зарубежных Информационное ученых и деятелей. Пространство) http://eheritage.ru/index.htm 23 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входного контроль - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностический тест, собеседование с обучающимися. Промежуточный контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, лабораторная работа, устный опрос, проект, выставки, викторины. В практической деятельности результативность оценивается качественным выполнением лабораторных работ и проектов. Итоговый контроль – прохождение Квеста «По следам науки». Критерии уровня освоения программы: Высокий уровень - отлично владеет знаниями относительно исследовательской работы. В совершенстве освоил большую часть умений и навыков, предусмотренной программой. В совершенстве владеет методикой проведения экспериментов, имеет навыки организации исследований, умеет обрабатывать самостоятельно и представлять провести результаты исследования исследований, и подготовить способен результаты исследования к представлению без непосредственной помощи педагога Средний уровень - освоил наиболее важные умения и навыки, связанные с исследовательской работой. Владеет основными знаниями по методике проведения наблюдений, экспериментов и опытов с объектами, навыками организации наблюдений, и умением грамотно обрабатывать, оформлять и представлять результаты исследований, но не способен самостоятельно провести эксперимент и подготовить результаты исследования к представлению без непосредственной помощи педагога. Низкий уровень - практически отсутствуют практические умения и навыки, связанные с экспериментальной 24 – опытнической работой; отсутствуют знания по методике проведения наблюдений, экспериментов и опытов с биологическими объектами, навыки организации наблюдений, и умение обрабатывать, оформлять и представлять результаты исследований в рамках, предусмотренных программой. 25 3. Список литературы Нормативно-правовые основания разработки ДООП 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 26 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных общеобразовательных программ, дополнительных способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; 15. Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования «Фаворит»; 16. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». 27 Литература, использованная при составлении программы: 1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. Список литературы для педагога: 1. О цветах лесов, полей и рек. Атлас-определитель. – СПб: ООО «СЗЭО», 2008. 2. Гроздов Б.В. Сокровища леса. – М.: ГОСЛЕСБУМИЗДАТ, 1960. – 159 с. 3. Мелихова Г.И. Красная книга: Растения мира. – М.: Эксмо, 2014. 4. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. – М.: Просвещение, 1982. 5. Серебровский А.С. Биологические прогулки. – М.: Наука, 1973. 6. Скалдина О.В. Красная книга: Заповедники России. – М.: Эксмо, 2014. 7. Справочный материал для начинающего эколога/ Под ред. М.В. Медведевой. – М.: Издательство ИКАР, 2009. Список литературы для учащихся и родителей: 1. Анашкина Е.Н. Тропой натуралиста. Ярославль, 2006. 2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М., 1989. 2. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник определитель М., 2007. 3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М., 2007. 4. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. 5. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Ред. Коллегия: – М.: Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005. Дополнительные источники: Интернет ресурсы: http://www.ecocenter-vg.ru/home/interaktivnye-zanatia 28 https://urok.ecobiocentre.ru http://school-collection.edu.ru http://ecoportal.su/ 29