Содержание 1 Основные характеристики …………………………………………...... 3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….. 3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы………………….... 6 1.3 Содержание общеразвивающей программы …………………….. 8 1.3.1 Учебный план ……………………………………...……….... 8 1.3.2 Учебный план первого года обучения ………….…………. 11 1.3.3 Учебный план второго года обучения ………………..…….. 17 1.3.4 Учебный план второго года обучения…………..…….. 23 1.4. Планируемые результаты ………………………...…….....…….. 29 2 Организационно-педагогические условия……………………………. 34 2.1 Календарный учебный график ……………………………………. 34 2.2 Условия реализации программы………………………………….. 34 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………….. 37 3 Список литературы…………………………………………………….. 41 2 1. Основные характеристики Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, благотворно воздействует на зрителей. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний эмоциональных открытий. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть в ней главную роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в современном обществе. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Театр юного актёра» (далее - программа) – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Воспитание творческой разносторонне развитой личности – задача необходимая и актуальная, и возможность ее осуществления заложена в данной программе. Данная программа относится к художественной направленности, и является составительской. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов: 3 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 4 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе адаптированных с «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Региональный проект «Цифровая образовательная среда»; 15. Региональный проект «Учитель будущего»; 16.Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; 17. Устав МАОУ ЦДО «Фаворит»; 18. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Новизна программы состоит в том, что репертуар сказок не привязан к программе по годам обучения, сценарии могут меняться в зависимости от 5 физических и морально психических возможности детей, а также предусматривается возможность репетировать две, а то и три сказки одновременно, что повышает интерес обучающихся к кукольному творчеству. Автором самостоятельно разработаны учебные занятия, содержащие творческий компонент, когда занятия превращаются в творческую мастерскую, что помогает выработать у воспитанников активную жизненную позицию. Результатом такой деятельности становится качественная постановка спектакля. Адресат: Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст обучающихся 7-10 лет, с учётом психофизиологических особенностей данной возрастной категории. Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности. Младший школьный возраст (7-8 лет): Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок приходит в кукольное объединение, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, развиваются функции головного совершенствуется мозга. нервная Познавательная система, деятельность младшего обучающегося преимущественно проходит в процессе обучения. Становление личности происходит под влиянием новых отношений с взрослыми и сверстниками, а так же новым видом деятельности. В этот период представляется больше возможностей формирования нравственных качеств и положительных черт Податливость подражанию, и известная внушаемость, доверчивость, для личности. склонность огромный авторитет, которым пользуется педагог, создавая благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. 6 к Средний школьный возраст (9-11лет). Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает в ходе обучения так будет складываться его личность. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями - 10 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. 1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа, общее количество часов в неделю – 2 часа или по 1 часу 2 раза в неделю; 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа, общее количество часов в неделю – 4 часа; 3 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа, общее количество часов в неделю – 2 часа. Срок реализации: Программа рассчитана на 3 года обучения. Объем программы за весь период обучения составляет 288 часов (из расчёта 36 недель). Количество обучающихся в группах (чел.): 12 – 20 обучающихся. Набор в группу осуществляется по желанию детей и интересу к театральному творчеству. Основанием для зачисления является заявление от 7 родителей о приеме, копия свидетельства о рождении, согласие на обработку персональных данных при наличии сертификата дополнительного образования. Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса: групповые занятия, подгрупповые занятия, индивидуальные. В ходе изучения программы используются различные виды упражнений, тренинги, репетиции, групповые и индивидуальные занятия, импровизации, а также различные формы контроля – творческие задания, этюды, открытые уроки, спектакли. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель – воспитание нравственных качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театральной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: пробуждать интерес к кукле и кукольному театру; сформировать артикуляционные навыки, звукопроизношение, интонационную выразительность и голосовые характеристики обучение детей мастерству актера - кукловода, знакомство с историей развития мирового кукольного театра, обучение искусству речи; Развивающие: фантазии, Развитие творческих способностей ребенка, а также воображения, самостоятельности мышления, развитие артикуляционного и дыхательного аппарата, внимания, памяти; Воспитательные: создавать атмосферу положительного эмоционального настроя и раскрепощения; − воспитывать доверительные отношения сотрудничества и взаимопомощи; Формирование личности ребенка, его гражданских и нравственных позиций, воспитание чувства ответственности, толерантности по отношению к своим сверстникам. 8 9 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.3.1. Учебный план Уровень Год Разделы (модули) сложности обучения Количество академических часов Введение всего теория практика 2 2 Формы промежуточной (итоговой аттестации) Анкетирование, собеседование Театр кукол – Наблюдение, страна чудес (путешествие в 4 1 3 мир театра, практикум) Живая базовый кукла (техника Наблюдение, 6 1 5 спектакль вождения) 1 Учимся говорить красиво Наблюдение 8 (сценическая 2 6 Спектакль речь) Постановка Наблюдение спектакля В мастерской у папы Карло 36 2 34 8 2 6 спектакль Наблюдение, Моя вообразилия Наблюдение, (этюды тестирование по актерскому 6 мастерству, театрализованные 10 1 5 игры.) Тестирование Итоговые занятия. 2 1 по 1 разделам программы, спектакль. Введение 2 Анкетирование, 2 собеседование В гостях у сказки Наблюдение (восстановление 24 6 18 спектакля) Моя вообразилия Наблюдение, (этюды по спектакль актерскому 16 мастерству, 4 12 театрализованные игры) Учимся Наблюдение говорить базовый 2 красиво 10 2 8 52 6 46 6 1 5 (сценическая речь) Постановка спектакля Удивительный мир театра Живая кукла Наблюдение, Наблюдение (техника 8 1 7 спектакль 6 1 5 Наблюдение, вождения) Театр кукол 11 страна чудес тестирование (путешествие в мир театра, практикум) В мастерской у 18 папы Карло 4 16 Анкетирование, собеседование Тестирование Итоговое занятие 2 1 1 по разделам программы, спектакль. Введение 2 Анкетирование, 2 собеседование В гостях у сказки Наблюдение, (восстановление 6 1 5 спектакля) Моя вообразилия Наблюдение, (этюды по спектакль актерскому 6 мастерству, 3 1 5 театрализованные игры) Учимся говорить Наблюдение красиво (сценическая 6 1 5 2 1 1 2 1 1 речь) базовый Удивительный мир театра. Театр кукол страна чудес 12 Наблюдение, Наблюдение спектакль (путешествие в мир театра, практикум) Живая кукла Наблюдение (техника 4 1 3 вождения) Художественное Наблюдение, воплощение 4 1 3 32 2 30 6 1 5 тестирование замыслов. Постановка спектакля. В мастерской у папы Карло . Наблюдение, спектакль Анкетирование, собеседование Тестирование Итоговые 2 занятия. 1 1 по разделам программы, спектакль Всего по программе: 288 часов 1.3.2. Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п 1 Всего Темы занятий часов Введение 2 Теоретичес Практиче Форма контроля/ кие ские аттестации занятия занятия Анкетирование, 2 собеседование Театр кукол – страна 2 чудес (путешествие в Наблюдение, 4 1 3 (техника 6 1 5 мир театра, практикум) 3 Живая кукла 13 Наблюдение, вождения) 4 5 6 7 спектакль Учимся говорить красиво (сценическая речь) Постановка спектакля В мастерской у папы Карло 8 2 6 36 2 34 8 2 6 Наблюдение Спектакль Наблюдение спектакль Наблюдение, Моя вообразилия Наблюдение, (этюды по актерскому тестирование мастерству, 6 1 5 театрализованные игры.) Тестирование по 8 Итоговые занятия. 2 1 1 разделам программы, спектакль. Итого: 72 11 61 Содержание первого года обучения Тема 1. Введение. Теория: Удивительный мир, в котором мы живем. Начало сказочного пути (чем будем заниматься, чему научимся, для чего нам это нужно). Практика: комплектование групп; анкетирование «Будем знакомы»; знакомство с ДДТ; чтение стихов, басен; игра «Угадай голос». 14 Тема 2. Театр кукол – страна чудес (путешествие в мир театра, практикум) Теория: Знакомство с историей кукольного театра. Появление первых кукол, виды кукол, их предназначение. Петрушка – разных стран. Петрушка – русский кукольный герой. Знакомство с перчаточными куклами. С чего начинается театр. Какие бывают театры. Скоморохи – первые актеры на Руси. Театр С.В. Образцова, как один из первых кукольных театров в советское время, театр был основан в 1931 г. состав состоял из 12 человек, в данное время 350 человек. Как должны себя вести зрители при просмотре спектакля. Практика: детский кино - клуб: «В гостях у Буратино» (просмотр мультфильма); викторина: «Сказка за сказкой»; игра «Зоопарк»; просмотр слайдов: «театр С. В. Образцова»; посещение кукольного театра, просмотр спектакля, обсуждение увиденного; просмотр спектакля драм – кружка, обсуждение увиденного; мини - сочинение «Я и мой волшебный театр»; знакомство с методикой проведения досуговых мероприятий; участие в мероприятиях внутри учреждения. Тема 3. Живая кукла (техника вождения) Теория: Теоретическое изучение правил с элементами практического усвоения на ширме. Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой. Кукла может делать то, что не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что может делать кукла. Куклы могут летать, превращаться в предметы. 15 Практика: упражнения с перчаточной куклой, позволяющие детям сосредоточить внимание на движениях куклы: иду, сажусь, умываюсь, бегаю, ложусь, прыгаю, сжимаюсь от страха и т.д; пальчиковая гимнастика: «Мы – мастера», «Фонарики», «Веселые брызги», «Дятел»; развитие моторики рук: «Паук», «Гнездо», «Цветок»; пальчиковый игротренинг: «Утречко», «Коза», «Зайчик». Тема 4. Учимся говорить красиво (сценическая речь) Теория: Необходимость правильно владеть своей речью: дикцией, голосом, дыханием. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для чего произносим текст с правильной интонацией, ударением и тембром голоса. Практика: дыхательная гимнастика: «Ракета», «Болтушка», «Окна»; упражнения на артикуляцию (упражнения для губ, языка, челюсти): «Упрямая улыбка», «Не расплескай воду» «Трубочки»; упражнения для голоса: дразнилки, «Гуси летят», «Трубач»; упражнения для развития дикции: потешки, скороговорки; упражнения со звукорядом И, Э, А, О, У, Ы. Тема 5. Постановка спектакля Теория: Рождение спектакля — это творение коллективное, т.к. создаётся усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей. Практика: выбор материала – сказки (пьесы); знакомство с материалом - чтение сказки (пьесы); 16 просмотр мультфильма (фильма); обсуждение событий в пьесе, какие герои их характеристика, взаимоотношение с другими героями, поведение; подбор музыки; распределение ролей; импровизация некоторых сцен спектакля; репетиция спектакля по эпизодам; генеральная репетиция; показ спектакля. Тема 6. В мастерской у папы Карло Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иголками. Практика: изготовление пальчикового театра из бумаги; изучение шва; изготовление пальчикового театра из фетра; изготовление сказочных героев из бисера; изготовление бутафорий из картона. Тема 7. Моя вообразилия (этюды по актерскому мастерству, театрализованные игры) Теория: Все игры условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры (упражнения с предметами; этюды; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий). В театрализованных играх происходит освоение театрального действия начало, середина, конец. На языке драматургии: завязка, кульминация и развязка. На языке движения: фиксация – откат – посыл. На языке актерского мастерства; увидел – оценил – действую. Практика: 17 игры на развитие внимания: «Кто летает?», игры со стульями, «Мячики с числами», «Поймай хлопок»; игры на развитие воображения: «Изобрази предмет», «Воображаемое путешествие», «Встреча двух подруг», «Животные в цирке»; игры на координацию движений: «Глина и скульптор», «Зеркало», «Сиамские близнецы»; игры на развитие сценической свободы; пантомимы: «Пчела на цветке», «Зуб болит», «Обиженный щенок»; анализ детских наблюдений и воспоминаний: «Зоопарк», «Цирк», «В парке»; определение характеров персонажей, задача каждого персонажа в игре; театрализованная импровизация детских стихов: С.Михалкова «Два брата», Д.Хармса «Бульдог и такси», «Дом который построил Джек»; определение театрального действия; импровизация басен Крылова «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», определение композиций. Тема 8. Итоговые занятия Теория: Торжественное подведение итогов за год, что получилось, над чем надо еще поработать. Практика: итоговое занятие показ спектакля для родителей; викторина: «Что, где, когда? »; анкетирование «В гостях у сказки»; чаепитие. 18 1.3.3. Учебно-тематический план второго года обучения Всего Теоретические Практические № Наименование тем. 1 часов занятия Введение 2 занятия контроля/ аттестации Анкетирование, 2 собеседование В гостях у сказки 2 Форма Наблюдение (восстановление 24 6 18 спектакля) 3 Моя вообразилия Наблюдение, (этюды по актерскому спектакль мастерству, 16 4 12 театрализованные игры) Учимся говорить 4 Наблюдение красиво 10 2 8 52 6 46 6 1 5 8 1 7 (сценическая речь) 5 6 7 Постановка спектакля Удивительный мир театра Живая кукла (техника вождения) Театр кукол - 8 страна чудес (путешествие в мир Наблюдение, Наблюдение спектакль Наблюдение, 6 1 5 18 4 16 тестирование театра, практикум) 9 В мастерской у папы Карло 19 Анкетирование, собеседование Тестирование 10 Итоговое занятие 2 1 1 по разделам программы, спектакль. Итого: 144 28 116 Содержание второго года обучения Тема 1. Введение Теория: Встреча друзей за круглым столом. Обмен впечатлениями о проведенном лете, о прочитанных книгах, просмотренных летом спектаклях. Творческие планы кружка на новый учебный год. Практика: игры хорошего настроения «Переходы», «Встань по пальцам»; анкетирование: «Я и мой друг». Тема 2. В гостях у сказки Теория: Работа над восстановлением спектакля, поставленного за период 1-го года обучения. Практика: репетиция по эпизодам; генеральная репетиция; показ спектакля зрителям. Тема 3.Моя вообразилия (этюды по актерскому мастерству, театрализованные игры) Теория: Игры условно делятся на два вида; общеразвивающие и специальные театральные игры: (упражнения с предметами, этюды, игры на превращения) игры на действия с воображаемыми предметами. Знакомство с пластическими особенностями животных. Практика: наблюдение за животными в живом уголке; просмотр фильма о животных; 20 игры: «Разные настроения», «Два синьора», «Остров плакс», «Гадкий утенок»; игры на внимание: «Воробьи –вороны», «Кто во что одет», «Телепаты», «Что слышишь?», «Сторож»; игры на воображение: «Японская машина», «Поварята», «Кто и что», «Подарок», «Аквариум»; игры на импровизацию: «Птицы летят», «Осенние листья» «Буратино и пьеро», «Огонь»; импровизация детских стихов, басен «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Бульдог и такси». Тема 4.Учимся говорить красиво (сценическая речь) Теория: Художественное чтение, как язык общения со слушателем. Связь художественного чтения с искусством театра. Композиция, сюжет, лирическое отступление. Языковые особенности. Образ рассказчика. Практика: работа над произведением, художественное прочтение текста; творческое освоение текста. Подача голоса, распределение дыхания. Логические и смысловые паузы. Интонационные ударения; дыхательная гимнастика: «Трубач», «Светофор», «Пчела», «Паровоз»; упражнения на артикуляцию: «Окно», «Упрямая улыбка», «Болтушка»; упражнения для голоса: скороговорки, потешки; тренировка губных мышц: «Рыбки», «Уточка», «Пяточек». Тема 4. Удивительный мир театра Теория: Продолжать знакомство с театральной терминологией с видами театрального искусства с главными творцами спектакля: режиссер, гример, осветитель, звукорежиссер. Знакомство с понятиями: сюжет, сценическое пространство, конфликт, событие, линия роли. 21 Практика: импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание (я режиссер); сочинение детьми подобных сюжетов, с участием 3-4 персонажей, воплощение замыслов на сцене; анализ увиденного; мини сочинение «Продолжи сказку». Тема 5. Постановка спектакля Теория: Подбор литературно - драматургического материала с учетом психологии возраста и литературных достоинств произведения: занимательность сюжета, сказочность, фантастичность, яркость характеров. Это могут быть сказки, детские повести, басни. Определение её структуры, стиля и жанра, сквозного действия. Характеристика действующих лиц, определение линии роли каждого персонажа, его задачи. Ассоциации и определение характеров действующих лиц через музыку, рисунок, пластическую импровизацию. Практика: выбор материала – пьесы, сказки; чтение пьесы; формирующая беседа позволяющая вскрыть эмоции, чувства, настроение персонажей, мотивы поведения их поступков, характер их взаимодействия и взаимоотношений; разбор пьесы: сюжет, конфликт, линия роли; просмотр фильма или мультфильма; подбор музыки; репетиция по эпизодам; генеральная репетиция; показ спектакля зрителю. Тема 6. Удивительный мир театра 22 Теория: Продолжать знакомство с театральной терминологией с видами театрального искусства с главными творцами спектакля: режиссер, гример, осветитель, звукорежиссер. Знакомство с понятиями: сюжет, сценическое пространство, конфликт, событие, линия роли. Практика: импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание (я режиссер); сочинение детьми подобных сюжетов, с участием 3-4 персонажей, воплощение замыслов на сцене; анализ увиденного; мини сочинение «Продолжи сказку». Тема 7. Живая кукла (техника вождения) Теория: Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой. Кукла находится в постоянном движении, и поэтому любой предмет может «ожить» и заговорить голосом актёра. Помочь понять детям: что же такое театр кукол, в чем сила куклы. Практика: гимнастика для рук; работа с куклой за ширмой и без неё с опорой на правила вождения; этюды с куклой; импровизационные этюды с куклой; ролевое разыгрывание стихов: Маршака, Михалкова, Чуковского и детских замыслов. Тема 8. Театр кукол - страна чудес (путешествие в мир театра, практикум) Теория: Скоморохи-первые актеры на Руси, театр кукол, театр теней, музыкальные театры и т д. Знакомство с актерами кукольниками И.А. Зайцев, В.В. Прокофьев, Г.К. Нуриков и средневековый театр, рождение русского театра. 23 т.д. Античный театр, Что значит “Быть зрителем “и зачем необходимо это умение, продолжать знакомство с культурой поведения в театре. Знакомство с методикой проводимых мероприятий внутри учреждения. Практика: просмотр слайдов и иллюстраций, чтение книги С.В. Образцова «По ступенькам памяти»; изготовление театра теней для детей младшего возраста; просмотр иллюстраций; чтение пьес перед предстоящим просмотром; разработка эскизов собственного видения образов персонажей, сценографии, костюмов, декораций детьми; составление трактовки пьесы детьми и педагогом. Знакомство с понятиями: сценическое пространство, световое, звуковое и художественное оформление спектакля, мизансцена, трактовка. просмотр спектакля; обсуждение спектакля; просмотр спектаклей детских театральных коллективов; участие в мероприятиях, проводимых в МАОУ ЦДО «Фаворит». Тема 9. В мастерской у папы Карло Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иголками. Практика: изготовление пальчикового театра из бумаги, картона, цветной бумаги; изучение швов; изготовление пальчикового театра по сказкам; изготовление сказочных героев; изготовление бутафорий из картона; изготовление декораций. 24 Тема10. Итоговые занятия Теория: Подведение итогов сезона. Демонстрация полученных за год знаний, умений и навыков детьми, обсуждение планов на следующий год. Практика: показа спектакля; открытое занятие для родителей; показ спектакля для родителей; анкетирование на тему: «Я режиссер»; чаепитие. 1.3.4. Учебно-тематический план третьего года обучения Общее № Название темы Форма контроля/ кол-во Теория Практика аттестации часов 1 Введение 2 Анкетирование, 2 собеседование В гостях у сказки 2 Наблюдение, (восстановление 6 1 5 спектакля) Моя вообразилия (этюды 3 по актерскому мастерству, Наблюдение, 6 1 5 6 1 5 2 1 1 2 1 1 спектакль театрализованные игры) 4 5 6 Учимся говорить красиво (сценическая речь) Удивительный мир театра. Театр кукол - страна чудес (путешествие в мир 25 Наблюдение Наблюдение, Наблюдение спектакль театра, практикум) Живая 7 кукла (техника вождения) Художественное 8 воплощение замыслов. Постановка спектакля. 9 10 В мастерской у папы Карло 4 1 3 4 1 3 32 2 30 6 1 5 Наблюдение Наблюдение, тестирование Наблюдение, спектакль Анкетирование, собеседование Тестирование по 11 Итоговые занятия. 2 1 1 разделам программы, спектакль Итого: 72 13 59 Содержание третьего года обучения Тема 1. Введение Теория: Встреча детей. Обмен впечатлениями. Обсуждение планов и перспектив на предстоящий сезон. Практика: мини сочинение на тему: «Я режиссер». Тема 2. В гостях у сказки (восстановление спектакля) Теория: Работа по восстановлению спектакля, поставленного в предыдущем сезоне за период 2-го года обучения. Практика: репетиция эпизодов, их корректура; генеральный прогон; показ спектакля зрителям. Тема 3. Моя вообразилия (этюды театрализованные игры) 26 по актерскому мастерству, Теория: Совершенствование навыков актерского мастерства и тех элементов, из которых оно состоит. Целенаправленное выполнение игр и этюдов, с учетом поставки конкретных задач. Практика: игры на развитие внимания: «Кто летает?», игры со стульями, «Мячики с числами», «Поймай хлопок»; игры на развитие воображения: «Изобрази предмет», «Воображаемое путешествие», «Встреча двух подруг», «Животные в цирке»; игры на координацию движений: «Глина и скульптор», «Зеркало», «Сиамские близнецы»; игры на развитие сценической свободы; пантомимы: «Пчела на цветке», «Зуб болит», «Обиженный щенок». Тема 4. Учимся говорить красиво (сценическая речь) Теория: Продолжение курса занятий по развитию техники речи. Часть занятий сценической речью включены в цикл работы над спектаклем Практика: работа над художественными особенностями драматургического произведения, дикцией. Тема 5. Удивительный мир театра Теория: Знакомство с понятиями: сквозное действие, театральный конфликт; звуковой, пластический, реальный. Беседа о театральной этике. Практика: действие в конфликте; преодоление конфликтной ситуации; изменения и поведение действующих лиц в конфликте; этюды в предлагаемых обстоятельствах; определение характера взаимоотношений действующих лиц. Тема 6. Театр - страна чудес (путешествие в мир театра, практикум) 27 Теория: Продолжить знакомство с историей театра и основополагающими принципами так же курса «Искусство быть зрителем». Продолжать работу с методикой досуговых праздников. Практика: античный театр; театр средневековья; особенности различия дореволюционного театра и современного театрального искусства; просмотр спектаклей в театрах для детей и их обсуждение; участие в подготовке досуговых мероприятий МАОУ ЦДО «Фаворит». Тема 7. Живая кукла (техника вождения) Теория: Знакомство с различными системами театральных кукол: Многообразие видов и техническое устройство кукол. Изобразительные и динамические возможности различных систем кукол. Особенности актерской техники. Изучение возможностей кукол в сценических условиях. Пластическое поведение куклы в предлагаемых обстоятельствах. Единство актера с куклой. Практика: куклы перчаточные; тростевые куклы; марионетки; планшетные куклы; палочковые куклы; теневые куклы; куклы маски; этюды с куклой. Тема 8. Художественное воплощение детских замыслов в этюдных постановках 28 Теория: Сочинение детьми небольших рассказов в форме миниатюр. А также коллективное сочинение. Практика: воплощение на сцене, в виде импровизаций и этюдов с куклой и без неё; основные параметры: сюжетная линия, действенность, увлекательность, доступность в исполнении; анализ и обсуждение просмотренных этюдов. Тема 9. Постановка спектакля Теория: Рождение спектакля — это творение коллективное, т.к создаётся усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей. Практика: выбор пьесы по принципу занимательности, доступности, художественных и литературных достоинств; анализ пьесы; определение темы и идеи; определение структуры пьесы, её основных событий; составление действенного рассказа; выявление линии роли каждого действующего лица; репетиция спектакля по эпизодам; показ спектакля зрителям. Тема 10. В мастерской у папы Карло Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности работы с ножницами, иглами. Практика: изготовление кукол из папье-маше; изготовление заготовок для головы куклы; 29 изготовление пальчикового театра из флиса по сказкам; изготовление сказочных героев из бисера; изготовление бутафорий из картона; изготовление декораций. Тема 11. Итоговые занятия. Теория: Подведение итогов сезона. Демонстрация полученных за год знаний, умений и навыков детьми, обсуждение планов на следующий год. Практика: показ спектакля для родителей; анкетирование знаний; подведение итогов; чаепитие. 30 1.4. Планируемые результаты Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Дети получат знания о театрах разных времен и народов, о возникновении русского кукольного театра. Обучающиеся смогут иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира. Дети научатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них разовьется творческое воображение, ассоциативное мышление, память, умение видеть необычное в обыденном. Обучающиеся овладеют умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Научатся понимать смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Умение передать характер персонажа голосом и действием. Это достигается на занятиях по технике речи и актерскому мастерству. Изучат системы и виды кукол. Умение работать с куклой на ширме и без неё. Обучающиеся получат элементарные навыки по изготовлению кукол и декораций . Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки. Умение работать в коллективе, слушать и слышать других. Давать объективную оценку происходящему, как в спектакле, так и в жизненной ситуации. Планируемые результаты освоения программы первого собственных учебных года обучения: Метапредметные результаты: - планирование, контроль и оценка действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение 31 корректировать свои - участие в действия; совместной поиска компромиссов, деятельности на основе распределения функций сотрудничества, и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Личностные результаты: - приобретение в современном мире, начальных и навыков позитивная социокультурной самооценка своих адаптации театрально - творческих возможностей; - развитие мотивов театрально-учебной деятельности, и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) процесса; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Предметные результаты: - развитие художественного театральному искусству и вкуса, различным устойчивый видам интерес к театрально-творческой деятельности; - общее понятие о роли театра в жизни человека и его духовнонравственном развитии; - развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться. Ученик научится: - слышать и видеть партнера по площадке; - владеть комплексом упражнений на развитие речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция и развитие опоры голоса). Ученик получит возможность научиться: - планировать, контролировать учебные действия; 32 и оценивать собственные - корректировать свои действия, понимая их успешность или причину не успешности; участвовать - в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Планируемые результаты освоения учебной программы второго года обучения: Метапредметные результаты: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Личностные результаты: - приобретение в современном начальных мире, и навыков позитивная социокультурной самооценка своих адаптации театрально - творческих возможностей; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в т.ч. театральных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Предметные результаты: - развитие способности искренне верить воображаемую ситуацию, превращать и превращаться; - развитое чувство ритма и координация движения; - развитое речевое дыхание и артикуляция; 33 в любую - развитая дикция на материале скороговорок и стихов. Ученик научится: - слышать и видеть партнера по площадке; - пользоваться словами, выражающие основные человеческие чувства; - чувствовать ритм и координировать движения; - строить диалог, самостоятельно выбирать партнера. Ученик получит возможность научиться: - принимать активное участие в жизни микро и макро социума; планировать, - контролировать и оценивать собственные учебные действия; - участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества. Планируемые результаты освоения программы третьего года обучения: Метапредметные результаты: - готовность синтез, обобщение, к логическим классификация по действиям: стилям анализ, и жанрам сравнение, театрального искусства; - планирование, действий, понимание контроль их и успешности оценка или собственных причин не учебных успешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Личностные результаты: - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в т.ч. театральных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное 34 отношение к историко-культурным традициям других народов. Ученик научится: - оценивать произведения разных видов искусства; - художественному восприятию; - размышлять о театре как способе выражения духовных переживаний человека; - пользоваться словами, выражающие основные человеческие чувства. Ученик получит возможность научиться: - логически действовать: анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать; - участвовать в совместной деятельности на сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; - воплощать свои творческие идеи в жизнь. 35 основе 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 1 год 1 сентября 31 мая 36 36 72 2 год 1 сентября 31 мая 36 72 144 3 год 1 сентября 31 мая 36 36 72 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 1 раз в неделю по 2 часа Каникулы: 24 октября – 30 октября 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение кол-во на группу: Учебный кабинет №201 (включая типовую мебель) Инвентарь для кукольного театра: ширма кукольная, декорации - 1 шт. Куклы (перчаточные) - требуется 15 штук на группу. Куклы (пальчиковые) - требуется 15 штук на группу. Инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит, декорации. Инвентарь для кроя: выкройки, лекала, сантиметровая лента, линейка, портновский мел, швейные булавки - 3 комплекта на группу. Швейная машина – 1 штука (для ремонта и пошива кукол). Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. 36 Уровень образования педагога: высшее образование- бакалавриат, высшее образование- специалитет или магистратура. Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Учебно-методические пособия для реализации программы: Для успешной реализации программы разработан и применяется следующий материал: инсценировки литературных произведений: готовые пьесы, сказки. этюды (упражнения) на развитие (внимания, памяти, воображения, мышления, эмоций) этюды по развитию сценической речи (дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса); этюды на выразительность жеста; этюды на воспроизведение отдельных черт характера; этюды на отработку движений кукол. Иллюстративный и демонстрационный материал: иллюстративный материал к теме «Путешествие в мир театра»; иллюстрации, репродукции к темам по истории театра; иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография»; таблицы, схемы «Изготовление декораций». видео ролики. Раздаточный материал: куклы; карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»; материалы для проверки освоения программы: 37 творческие задания; тесты по разделу «История театра»; кроссворды, викторины и др.; анкеты; тесты. Формы и методы работы Программа ориентирована на чередование различных форм и методов обучения с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Методы обучения: рассказ, чтение, объяснения, беседа, диалог, рассказ детей, викторины, этюдный метод, метод действенного анализа, метод показа, игровой импровизации (сюжетно–ролевые игры, инсценировки, драматизации, дидактические игры, развивающие, познавательные, подвижные, игры на развитие памяти, внимания, воображения, игра конкурс, игра путешествие), упражнения, тренинг, видеоматериалы, картинки, рисунки, слайды, карточки, поездки в театр. Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса: групповые занятия; подгрупповые занятия; индивидуальные. Значительную долю в образовательном процессе занимают творческая и со творческая деятельность: концертные выступления, экскурсии в театры, просмотр и показ спектаклей. Программа предусматривает совместную деятельность педагогов и родителей по организации досуга детей в коллективе. Это открытые занятия для родителей, собрания, показ спектаклей, праздники, «Семейные посиделки», содействующие становлению нравственных сопереживанию друг за друга. 38 отношений, сочувствию и Программа рассчитана на использование современных образовательных технологий и методик, что позволяет развивать самостоятельность и привести в движение внутренние процессы новообразований: технологии развивающего обучения; игровые технологии; объяснительно-иллюстративные; информационно – компьютерные; технологии творческой групповой работы; дифференцированного обучения. Психологические (здоровье сберегающие): − благоприятный психологический микроклимат на занятиях; − доброжелательное − сплоченность детского коллектива; − демократический − создание отношение педагога к детям; стиль общения педагога с детьми; для каждого обучающегося ситуации 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для отслеживания результатов обучения используются следующие методы: наблюдения на занятиях; наблюдения во время показа спектакля; тестирование; анализ заданий на итоговом занятии. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством анкетирования, собеседования, наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный - тестирование, наблюдения во время работы над спектаклем и во время показа спектакля; итоговый – открытые занятия, спектакли, тестирование знаний, диагностика в виде таблицы по изученным разделам программы, показ 39 спектакля. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Характеристика оценочных материалов Планируемые Критерии результаты оценивани контроля/ я Виды Диагностически й промежуточно инструментари й аттестации й (формы, методы самостоятельност ь и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам нравственного, этического поведения; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства. понимать и низкий итоговая наблюдение итоговая наблюдение низкий промежуточны наблюдение средний й средний высокий низкий средний высокий высокий низкий текущий наблюдение М е т а п р е д м е т н ы е р ез у л ь т а т ы Личностные результаты диагностики) 40 Предметные результаты принимать учебную задачу, сформулированну ю педагогом планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой, пьесой осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». определять и различать виды театрального искусства; средний Практическая высокий работа владеть основами зрительского этикета; владеть навыками работы над голосом; управлять своим вниманием; низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий четко формулировать свои мысли; низкий текущий наблюдение средний Практическая высокий работа низкий средний высокий низкий текущий наблюдение средний Практическая высокий работа низкий средний высокий промежуточны наблюдение й Практическая работа 41 итоговая наблюдение промежуточны наблюдение й промежуточны практическая й работа промежуточны наблюдение й Практическая работа выстраивать логическую цепочку поведения персонажа; применять полученные исполнительские навыки в работе над сценическим образом низкий средний высокий промежуточны наблюдение й Практическая работа низкий средний высокий 42 промежуточны Практическая й работа 3. Список литературы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р); 3. Крутенкова А.Д. «Кукольный театр» Издательство «Учитель» 4. Карнович А. «Мои друзья куклы» изд. «Махаон» г. Москва 2010г.; 5. Королев М. « Искусство театра кукол» изд. «Книжная палата»; г. 2011г.; Москва 2010г. 6. Кристи Г. «Основы актерского мастерства» «Книжный Дом» Минск 2010г; 7. Немирович-Данченко «Рождение театра» изд. «Фаворит» г. Москва (переиздательство 2012г); 8. Осипова И.С. «Основы театральной культуры в школе» «Внешкольник» 2010 г.; 9. Соколов Е.В. «Роль театра в становлении личности ребенка» «Внешкольник» 2014г. №8; 10. Савкова З.И. «Как сделать голос сценическим» М: Искусство, 2010г; 11. Смирнова Н. М «Как оживают куклы», изд. «Детская литература» г. Москва 1012г; 12. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий» изд. «Красный Матрос» г. Санкт-Петербург 2013г; 13. Станиславский К. «Актерская этика» М: Просвещение, 1990; 14. Федотов И.Л. «Секреты театра кукол» изд. «Лабиринт» г.Москва; 15. Хрестоматия по истории русского театра. Москва ООО «Омегапресс» 2012г. 43 Литература для обучающихся и родителей: 1. Анализ драматического произведения. / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988. 2. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964. 3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004. 4. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965. 5. Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 - Х классах. М., 1982. 6. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982. 7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998. 8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 9. Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986. 10. Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. 2000. М., 1985. 11. Никитина А.Б. «Дети - театр - образование». М., 2008. 12. Озмитель Е.К. О сатире и юморе. Л., 1973. 13. Пеня Т.Г. Космос театра - М., 1995. 14. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1997. 15. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968. 16. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966. 17. Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007. 18. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 7-15 лет. – М., 2008. 19. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975. 44