Содержание Комплекс основных характеристик………………………………... 3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………... 3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………..…………. 8 1.3. Учебный (тематический) план………………………….………......... 10 1.4. Содержание учебного (тематического) плана ………………………. 15 1. 1.5. Планируемые результаты ………………………………………..……. 18 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………. 3. Список литературы…………………………………………………... 23 20 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта, воспитания гуманности и моральнонравственных ценностей. Волонтерское движение в современном мире имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту 3 готовым на бескорыстную помощь ближнему. Направленность: социально- гуманитарная. Актуальность Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг. Становление демократического правового государства невозможно без развития гражданского общества, в котором граждане добровольно участвуют в общественной жизни страны. Решение широкого круга социальных проблем зависит от степени вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность на добровольных началах, т.е. в добровольческую деятельность. Их решение также зависит от 3 социально ориентированного поведения молодых людей и уровня их гражданской активности Нормативно-правовые основания разработки ДООП Федеральный уровень - «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок - организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 №3 ; - Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); - Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте 4 образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД – 1736/03 « О рекомендациях образовательном по использованию процессе в информационных условиях технологий распространения в новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году» - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Региональный уровень - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78–ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 5 - Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; - Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; - Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018 г.). - Региональный проект «Успех каждого ребенка»; Местный уровень - Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; - Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования ДО «Фаворит»; - Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат Для реализации программы принимаются все желающие в возрасте 1418 лет, без предварительного отбора и готовые заниматься добровольческой (волонтерской) деятельностью. 6 Характеристика обучающихся В подростковом личностной возрасте потребностью. социальная Этот деятельность, период отличается становится повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать свои способности; Осуществление стремлением социально получать высокую признаваемой оценку окружающих. деятельности соответствует психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения подростков к волонтерству различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Состав группы - 12 человек. Согласно санитарным правилам (СП 2.4.3648 – 20), число детей, одновременно находящихся в группе не более 12 человек. Набор на обучение по программе – свободный, по желание ребёнка и с согласия родителей (законных представителей). Объем, срок освоения программы Объём программы 144 часа. Срок реализации программы 1 год. Уровень освоения программы Программа предполагает базовый уровень освоения программы. Формы обучения – фронтальная, групповая. Виды занятий – беседа, видеолектории (просмотр и обсуждение специализированных краткометражных фильмов), ролевые игры, практическое занятие, мастер – класс, открытое занятие, экскурсия, слеты, тренинги. 7 Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, игра, мастер – класс, викторина, продуктивная деятельность. Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время: − обучающиеся находятся на карантине; − временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями; − в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных представителей). В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель общеразвивающей позитивную социальную способствующую инициатив, практику развитию, формированию ответственности, программы и – вовлечение добровольческую молодежи в деятельности, поддержки молодёжных добровольческих духовно-нравственных отзывчивости, ценностей, взаимопомощи, чувства самоуважения, самореализации, самостоятельной познавательной деятельности. Задачи: Обучающие: - обучение молодежи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности; - знакомство с историей и существующей практикой реализации социальнозначимых проектов субъектами волонтерской деятельности; - обучение деятельности основным и способам технологии их организации осуществления социально-значимой (целеполагание, 8 планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм; - специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.). Развивающие: - развитие у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; - развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; - развитие творческие способности, потребность в саморазвитии; - развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде; - расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; - развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитательные: - формирование активной гражданской позиции, положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; - воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; - формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; - формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. 9 1.3. Учебный (тематический) план № п\п Темы Всего Теория Практика 1. Социальное направление Волонтерская деятельность, как одна из форм социальной активности. История волонтерского движения в мире и в России. Виды добровольческой деятельности. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций «Перед вами встаю я на колени»: участники локальных войн (Афганистан, Чечня), участники ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Их подвиг и судьба История катастроф и их влияния на окружающий мир. История локальных войн: их причины и негативное влияние на окружающий мир. История героев Артемовского района, принимавших участие в локальных войнах. 42 13 29 6 2 4 2 1 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 16 6 10 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1 2 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. Формы аттестации/ контроля Взаимоанализ Выставка работ 10 1.2.4. 1.2.5. 1.3. Экскурсия в музей Чернобыльской АЭС. Создание презентации об артемовцах – ликвидаторах последствий аварии. Знакомство с памятниками города Артемовского. Медицинское волонтерство: ведение здорового образа жизни Роль здоровья в жизни 4 1 3 3 1 2 20 5 15 2 1 1 границ. 2 0,5 1,5 России. 2 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 2,5 0,5 2,5 0,5 1,5 Выставка работ человека. Медицина без Красный крест. Донорство в Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Факторы, разрушающие 2 здоровье. Виды зависимостей. Разработка и проведение 3 программ по профилактике зависимостей. Познавательная игра для 3 школьников младшего возраста «Мы выбираем ЗОЖ!». Проведение Акции «Мы 2 11 за здоровый образ жизни» Создание видео ролика 2 «СПИД – 0,5 1,5 0,5 1,5 50 20 30 32 3 12 1 20 2 4 1 3 2 4 2 1 2 1 1 2 1 Анализ работ Анализ работ 4 2 1 1 3 1 Выставка работ Анализ работ 3 1 2 Видеоролик 2 1 1 Анализ работ 3 1 2 Видеоролик 3 1 2 Видеоролик 8 10 Викторина, создание угроза обществу» Изготовление подарочных 2 сувениров к «Дню донора» 2. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2.1.5. 2.1.6. 2.1.7. 2.1.8. 2.1.9. 2.1.10. 2.1.11. 2.2. Экологическое волонтерство Эко - волонтер Виртуальная экскурсия к памятникам природы Артемовского района Экологические проблемы родного края Правила охраны природы Эко - привычки Создание плаката «Экономия природных ресурсов» Вторая жизнь вещей Создание чек листа «Будущее планеты зависит от нас» Акция «Будущее планеты зависит от нас» Создание чек листа «Очистим планету от мусора» Акция «Очистим планету от мусора» Акция «Сбор корма для зимующих птиц» «Красная книга» природы 18 Артемовского городского 12 3. 3.1. 3.1.1. округа и «Красная книга» Российской Федерации Культурное 20 направление «Мир, в котором нет 20 чужих» (подготовка сценариев, открыток, подарков для детей с ОВЗ к Новому году, Дню именинника, Дню Осени, ко Дню пожилого человека) Подготовка сценария 4 презентации 5 15 5 15 1 3 4 1 3 4 1 3 4 4 1 1 3 3 30 13 17 10 5 5 2 2 Требования к волонтеру 2 1 1 1 1 поздравления с Тесты, создание открыток Новым годом для детей ОВЗ 3.1.2. 3.1.3. 3.1.4. 3.1.5. 4. 4.1. Изготовление открыток и подарков для детей ОВЗ Изготовление открыток и подарков пожилым людям Экскурсия в библиотеку Просмотр видеофильма «Мир, в котором нет чужих» Событийное волонтерство «Мир спортивного волонтерства» Понятие «спортивного» Мероприятие волонтерства на спортивных мероприятиях Основы организации проведения и 2 спортивных мероприятий 13 Проведение спортивного 4 мероприятия для 1 3 8 12 1 1 1 3 1 1 2 2 1 3 детей младшего возраста 4.2. 4.2.1. «Великая победа»: 20 история Великой Отечественной войны, как события Второй Мировой войны Изучение отечественной 2 истории, Мероприятие участников- героев Великой Отечественной войны города Артемовского 4.2.2. Оказание помощи 4 ветеранам Великой Отечественной войны, Детям войны. Категории военных: ветеран боевых действий, ветеран тыла, ребенок войны, блокадник 4.2.3. Экскурсия в городской 2 исторический музей 4.2.4. Участие Всероссийских посвященных во 4 акциях Великой Отечественной войне 4.2.5. Изготовление памятных 4 14 подарков для пожилых людей 4.2.6. Работа с сайтом 4 2 2 58 2 62 «Мемориал» 5 Итоговое занятие Итого: 2 144 1.4. Содержание учебного (тематического) плана 1. Социальное направление 1.1.Волонтерская деятельность, как одна из форм социальной активности Теория. История волонтерского движения в мире и в России. Виды добровольческой деятельности. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Что такое благотворительность и социальное дело. Организация благотворительных акций. Разработка социальной акции ко Дню народного единства, Дню Матери. Практика. Игры на командообразование. Проведение игровой программы для обучающихся начальной школы. Проведение социальной акции ко Дню народного единства, Дню Матери. Заполнение анкеты для осмысления требований, предъявляемых к личным качествам волонтера. Проведение социальной акции ко Дню народного единства, Дню Матери. Прохождение обучающегося курса на сайте «Добро». 1.2.«Перед вами встаю я на колени»: участники локальных войн (Афганистан, Чечня), участники ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Их подвиг и судьба. 15 Теория. История катастроф и их влияния на окружающий мир. История локальных войн: их причины и негативное влияние на окружающий мир. История героев Артемовского района, принимавших участие в локальных войнах. Практика. Экскурсия в музей Чернобыльской АЭС. Создание презентации об артемовцах – ликвидаторах последствий аварии. Знакомство с памятниками города Артемовского. Прохождение обучающегося курса на сайте «Добро». 1.3.Медицинское волонтерство: ведение здорового образа жизни Теория. Роль здоровья в жизни человека. Беседа о сохранении здоровья. Медицина без границ. Красный крест. Донорство в России. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Понятие «Стресс». Стрессовые ситуации и их пути разрешения. Факторы, разрушающие здоровье подростка. Виды зависимостей. Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей. Практика. Разработка и проведение программ по профилактике. Проведение познавательной игры для школьников младшего возраста «Мы выбираем ЗОЖ!». Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”. Создание памятки о здоровых привычках человека. Проведение Акции «Мы за здоровый образ жизни», «Умение отказываться», «Стоп ВИЧ/СПИД». Создание видео ролика «СПИД – угроза обществу». Изготовление подарочных сувениров к «Дню донора». Прохождение обучающегося курса на сайте «Добро». 2. Экологическое волонтерство. Теория. Понятие «Экология» и «Экологическая обстановка», «Волонтёрство» и «Экологический волонтёр». . История формирования и появления памятников природы. Как сформировать полезную привычку. Влияние мусора на окружающий мир. Раздельный сбор мусора. Практика. Просмотр видеофильмов «Прогулки по красивейшим местам АГО с Борисом Подшиваловым», «Писанец. Камень Писанный на Ирбите». 16 Разбор ведущих мировых и российских практик экологического волонтёрства. Акции и субботники по сохранению животных и растений Правила охраны природы. Проведение познавательного занятия для школьников младшего возраста «Эко привычки». Проведение акций и субботников по сохранению животных и растений. Мастер класс «Вторая жизнь вещей». Изготовление чек листа «Будущее планеты зависит от нас». Виртуальная экскурсия к памятникам природы Артемовского района. Акция «Сбора сырья: крышечки, батарейки и т.д. Прохождение обучающегося курса на сайте «Добро». 2.2. «Красная книга» природы Артемовского городского округа и «Красная книга» Российской Федерации Теория. Экологический волонтер: его задачи и функции. Изучение экологических проблем города Артемовского. Изучение памятников природы Свердловской области. Причины появления Красной книги. Виды Красных книг и их содержание. Причины попадания животных и растений в Красную книгу. Практика. Создание перечня растений Артемовского района входящие в Красную книгу. Распространение листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты. Проведение субботников «Мой двор, моя улица». Экологический десант «Сделаем город чище». Виртуальная экскурсия «По заповедным местам планеты». Посадка деревьев. Прохождение обучающегося курса на сайте «Добро». 3. Культурное направление 3.1. «Мир, в котором нет чужих» (подготовка сценариев, открыток, подарков для детей с ОВЗ к Новому году, Дню именинника, Дню Осени, ко Дню пожилого человека). Теория. Значимые мероприятия для социальных категорий людей. Правила составления сценариев и распределение ролей. 17 Практика. Изготовление открыток и подарков к событиям. Публичные выступления. Сотрудничество с библиотекой, участие в проведении мероприятий. 4. Событийное волонтерство 4.1. «Мир спортивного волонтерства» Теория. Понятие «спортивного» волонтерства. Требования к волонтеру. Основы организации и проведения спортивных мероприятий. Практика. Проведение спортивного мероприятия для детей младшего возраста. 4.2. «Великая победа Теория. Понятие «ветеран». Изучение отечественной истории, участниковгероев Великой Отечественной войны города Артемовского. Способы оказания помощи ветеранам Великой Отечественной войны, Детям войны. Категории военных: ветеран боевых действий, ветеран тыла, ребенок войны, блокадник. Практика. Экскурсия в городской исторический музей. Участие во Всероссийских акциях посвященных Великой Отечественной войне. Работа с сайтом «Мемориал». Изготовление памятных подарков для пожилых людей. 1.5. Планируемые результаты Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися: Метапредметные результаты: - умение работать со справочными материалами и интернет – ресурсами и структурировать материал; - способность оценить результаты собственной волонтерской деятельности; - способность самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Личностные результаты: - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах и отношения к памятникам культуры города Артемовского, к людям, к окружающему миру; 18 - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - готовность и способность вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности. Предметные результаты: - знать историю волонтерского движения в России и в мире; - кодекс волонтера, его права и обязанности; - знать понятие акция, этапы организации и проведения акции, создавать буклеты и листовки; - владеть знаниями о здоровом образе жизни, формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения,участвовать в акциях по популяризации здорового образа жизни; - стремиться быть ответственными, адаптированными к формированию здоровой, нравственной личности, научиться аргументировано, отстаивать позицию и мнение; - уметь общаться со сверстниками и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; - знать экологическую обстановку в регионе, городе; - иметь сформированную правовую и экологическую культуру; - знать способы помощи ветеранам Великой Отечественной войны, детяминвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям Войны; - сформированное чувство гордости за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков; - воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям страны. 19 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год Дата Дата Количество Количеств Количеств Режим обуче начала окончани учебных о учебных о учебных занятий ния обучения я недель дней часов 36 72 144 обучения 1 год 01.09 25.05 2 занятие по 2 часа в неделю Каникулы: 24.10.2022-30.10.2022 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 208, общей площадью 37,2 кв.м. Мебель: - стол преподавателя – 1 шт; - столы ученические – 6 шт; - стулья ученические – 13шт; - шкафы – 3шт. Оборудование учебного кабинета: - ноутбук – 1шт; - проектор – 1шт; - экран – 1шт; Информационное обеспечение Аудио – сказка «О добре и о зле», «Кто такой волонтер». Видео – кассетные диски мультимедиа, «Кто, если не я?», «Волонтер будущего», «Священная война». Фото – фотоальбом «Развитие волонтерского движения МАОУ ЦДО «Фаворит», фотоальбом «Мы – волонтеры». 20 Интернет – источники: – сайт организации МАОУ ЦДО «Фаворит»; – Я-донор.рф; – ВолонтерыПобеды.рф; – ДоброволецУрала.рф; – ДоброволецРоссии.рф. Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: – Пособие «Памятники природы АГО»; – Настольная игра «Нашей родиной гордимся»; – Настольная игра «Зеленый город»; – Пособие «Японский Журавлик»; – Книги серии «Малахитовая провинция», «Крестьянский сарафан малахитницы», «Медное платье Урала», «Наследники Икара», «История Урала», «История религий», «Времен связующая нить», «Истоки творчества», «Истоки ремесла», «Уездные столицы», «Врачующий пояс Рифея», «Художественная культура Урала», «Демидовские гнезда», «Дети горы Благодать», «Где ударил посох», «Кто в имени твоем», «География Свердловской области», «Мой род в истории», «Образ Урала в документах и литературных произведениях», «Род Турчаниновых», «История 10-11 класс», «Род Стригановых», «На государевой дороге»; 21 – Настольная игра «Алфавит»; – Папка «История волонтерского движения в Российской Федерации»; – Карта «Природа Урала»; –«Коврик здоровья» (здоровьесберегающая технология); Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входного контроль - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: собеседование с обучающимися. Промежуточный контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, устный и письменный опрос. Итоговый контроль – публичная защита волонтерского проекта, так же будут учитываться участие обучающихся в течение учебного года в проектах по волонтерской деятельности. Критерии уровня освоения программы: Высокий уровень - тема проекта раскрыта, исчерпывающе, цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается творческим подходом, оригинальным отношением к идее проекта. Средний уровень - тема проекта раскрыта фрагментарно; цель определена, дан краткий план её достижения; работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества. Низкий уровень - тема проекта не раскрыта; цель не сформирована; работа шаблонная, показывающая формальное отношение, допущены серьёзные ошибки в оформлении. 22 3. Список литературы Список литературы педагога: 1. Валеренко А.А. Волонтерство как дополнительный стимул в получении знаний // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015; 2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фишман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011; 3. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2011; 4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003; 5. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2015; 6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2018; 7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. От 30.12.2008); 8. Шипицын Л.М., Казакова Е.И./Школа без наркотиков/ СПб, 2015. Список литературы для обучающихся: 1. Белых.Г., Пантелеев Л. «Республика ШКИД»: повесть.Ленинград: Дет.лит.1988; 2. Беринг Т.Волонтеры».Москва. Изд.АСТ, 1995; 3. Дюма А. Волонтер девяносто второго года. Москва.Изд. Эксмо; 4. Железников В.К. «Чучело». М: Оникс,2002; 5. Катаев В. «Сын полка»: повесть Москва: Эксмо, 2010; 6. ЛихачевД.С. «Письма о добром и прекрасном»; 7. ЛихановА. «Благие намерения»:повести\Москва:дет.лит.,1982; 8. СабитоваД. «Где нет зимы\ Москва, 2005; 23 9. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»:сказка.М: Дет. Лит. 1999; 10. Твен М. «Приключения Тома Сойера» Москва: Феникс,1996; 11. Троепольский Г.Н. «Белый Бим Черное ухо: повесть. М.Дет.лит.1989; 12. Чарская Л. «Записки сиротки»: повесть Москва: Эксмо,2010. Список литературы для родителей: Алексин А.Г. «Раздел имущества»: повесть. Собрание сочинений в 3-х т.Дет. лит-ра 1980; АмлинскийВ.И. «Жизнь Эрнста Шаталова»:Роман.М.: Дет. лит-ра, 1978; Борисов А. «Кандидат на выбраковку». М: Третья смена,2008; Грин Д. «Виноваты звезды»/ М.:АСТ,2014; «Дети-герои ВОВ»; Рассказы/ М.: Дрофа-Плюс 2007; Литвак М. «5 методов воспитания детей»-Москва.2015; МазлишА.Фабер. «Свободные родители, свободные дети/М:Эксмо,2012; Мурашова Е.В. «Класс коррекции: Повесть. -М: Самокат,2007; Миксов И.Л. «Жила была: историческое повествование\Дет.лит.,1991; Суркова Л. «Ребенок от 8 до 15 лет: самый трудный возраст.-Москва Издательство АСТ,2015; Сухачев М.П. «Дети блокады»: повесть/М.: Дет.лит-ра.2012. 24