Содержание 1. Комплекс основных характеристик .......................................................... 3 2. Комплекс организованно-педагогических условий ............................... 25 3 Список литературы ................................................................................... 28 2 1.Комплекс основных характеристик 1.1Пояснительная записка Последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной игрушке. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась важная роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков, и будучи тесно связанной со всем укладом жизни, прежде всего крестьян, традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила и своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Многофункциональность народного искусства даёт основание рассматривать знакомство с народной игрушкой как действенный путь приобщения к традиционной культуре и важный фактор социализации личности ребенка. Художественное творчество по созданию игрушек не только формирует творческую личность, но и помогает глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, к Отечеству. В настоящее время дети мало занимаются рукоделием. Школьная программа трудового обучения содержит небольшое количество часов и не позволяет на нужном уровне обучить ручным швам, правилам изготовления и истории народной игрушки. Изготовление и изучение истории народной игрушки, расширяет кругозор, приобщает к народному творчеству. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастера и мастерицы» - художественная (Далее – Программа). Вид образовательной деятельности: декоративно-прикладное творчество. Программа составительская, общеразвивающая. Программа кружка «Домовёнок» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связью с жизнью. Занимаясь рукоделием, необходимо обращаться к высоким образцам декоративно прикладного искусства. Заглянув в кладовую народного творчества, необходимо познакомиться с русской матрешкой, с традиционными текстильными куклами (куколка счастья, благополучница, крупеничка и др.). В наши дни игрушка потеряла свое обрядовое значение, но по-прежнему радует нас солнечными красками. Народное творчество в 3 лучших своих образцах пробуждает фантазию художника, стремление не только сохранить, но и развить народные традиции. И детям, после того, как они познакомятся с предлагаемыми к изготовлению игрушками, захочется придумать что-то свое, необычное. Игрушки, сделанные своими руками по мотивам народных промыслов, станут не только оригинальным украшением интерьера (например, кухни детской комнаты), но и принесут радость младшим братьям и сестрам, а может быть, станут верным другом ребенку на многие годы. Задача педагога при реализации программы, помочь обучающимся найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии. Актуальность Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мастера и мастерицы» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мастера и мастерицы» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Нормативно-правовые основания разработки ДООП Федеральный уровень - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 4 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Региональный уровень - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 5 - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; - Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018 г.). - Региональный проект «Успех каждого ребенка»; Местный уровень - Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; - Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования «Фаворит»; - Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат программы Данная программа рассчитана на детей с младшего до среднего школьного возраста от 7 до 10 лет, ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ДПИ. Младшая группа 1- класс, средняя 2-3 класс, старшая группа 3-4 класс. Наполняемость групп: 10 – 15 человек Группы обучающихся могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы постоянный, но так как у обучающиеся в течение учебного года могут измениться интересы, и расписание уроков в школе, состав группы может меняться. В объединение «Домовёнок» принимаются все желающие. Программа соответствует различным потребностям детей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся. Также гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении детям одарённым и талантливым, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать детей с разницей в возрасте не более 1-2 года. Комплектование в группу детей одного возраста позволит построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить 6 методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю: – 2 часа для первого года обучения; – 4 часа для второго, третьего года обучения. Занятия проводятся: – 1 раз в неделю по 2 часа для первого года обучения; – 2 раза в неделю по 2 часа для второго, третьего года обучения. Объем, срок освоения программы Объём программы 360 часов. Срок реализации программы 3 года. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы: традиционная. Программы является ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два смежных направления: народную тряпичную куклу и мягкую игрушку. Что представляет больше возможностей, для творческой самореализации обучающихся. В ходе первого года обучения дети получают базовые навыки работы с тканью. Знакомятся с миром тряпичной куклы, изучают инструменты, приспособления и материалы, правила работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучают основные ручные швы и их применение в работе. Обучающиеся 7 лет начнут изготавливать простейшие народные куклызакрутки, плоские игрушки. Постепенно игрушки усложняются, обучающиеся узнают всё новые и новые способы их изготовления. За второй год обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с народными традициями. Отличительная особенность данного курса от существующих заключается в изучении более глубоко краеведческой информации. К концу обучения, обучающиеся смогут сшить игрушку разными способами и разных размеров, по своему желанию. Начиная с третьего года обучения, обучающиеся учатся заполнять технологические карты, писать рефераты и творческие проекты. Программа предполагает использование проектно-исследовательской деятельности. 7 Метод проекта дает ребенку возможность развить свой интеллект самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей, вносит не малый вклад в профессиональное самоопределение ребенка и развитие творческих способностей. Обучение построено так, чтобы обучающиеся знали все этапы изготовления игрушки, начиная с изготовления выкроек – лекал до создания композиций. Специфика предлагаемой деятельности предполагает использование тканей разного вида и меха. Каждый год обучения включает изучение истории народной и современной, игрушки. «Полезные вещи для дома и семьи», помогают обучающимся старшего возраста использовать умение шить для создания предметов домашнего интерьера, уюта в доме. При разработке программы за основу взяты требования к уровню районных, областных выставок. Уровень освоения программы Программа предполагает обучение по уровням: «Стартовый», «Базовый». Стартовый - предполагает умение вдевания нитки в иголку, обведение и вырезание деталей. Освоение основных швов, необходимых для пошива мягких игрушек, технологии изготовления плоских игрушек. Базовый – предполагает основные навыки работы с тканью, мехом, и другими материалами. Навыки кроя и шитья (от простых плоских игрушек, состоящих из двух деталей, до сложных образцов с элементами одежды и изготовления народных традиционных кукол). Формы обучения Обучение по программе – очное. Программа совмещает в себе формы реализации: коллективная, групповая, совместное творчество детей и педагога. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек. Виды занятий Программа преподавания предусматривает следующие виды занятий: беседы; занятия в группах; практическое занятие; 8 мастер-классы; коллективно-творческие занятия; анкетирование; выставки; неформальные занятия (праздничные чаепития, посещение культурных мероприятий, досуг внутри детского коллектива) и др. Формы подведения результатов: В конце изучения темы проводятся занятия, способствующие выявлению уровня освоения обучающимися знаний данной темы (устные опросы, беседы) мини-выставки, демонстрации изделий с целью анализа своих работ с эстетической и практической точки зрения (научить видеть достоинства и недостатки своих работ). В процессе реализации программы проводится итоговая и промежуточная аттестация: устных опросов, зачетов, творческих работ по изученному материалу. Участие в выставках, конкурсах на уровне учреждения, района, области, участие в итоговых, персональных выставках декоративноприкладного творчества. 1.2 Цель и задачи программы Цель: Формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, через овладение технологических приёмов в изготовлении народной и мягкой игрушки, сувениров. Задачи: воспитательные: воспитывать культуру общения; научить оценивать результаты своего творчества и давать им конкретные оценки; выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся; воспитывать чувство гордости за традиции своего народа; научить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям. сформировать уважительное отношение к ремеслам декоративноприкладного творчества; сформировать чувство патриотизма к истокам русской народной культуры. 9 содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи, навыков коллективного труда посредством участия в конкурсах и выставках. образовательные: углубить и расширить знания об изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества; обучить соблюдать технику безопасности при работе с разными инструментами; обучить технике выполнения основных видов; обучить работать с лекалами, выкройками; обучить основам процесса выполнения мягкой игрушки; обучить ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для игрушек; обучить выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно; обучить технологии изготовления плоских и объемных игрушек; обучить технологии оформления и украшения игрушек; обучить выполнять выкройку по предложенным схемам; обучить приемам изготовления текстильной куклы; обучить изготавливать полезные вещи для семьи и дома; расширить представление о народной традиционной кукле; раскрыть значимость русской народной традиционной куклы; обучить приемам изготовления народной традиционной куклы; обучить находить теоретический материал по предложенной теме; обучить пользоваться справочной литературой; развивающие: научить понимать и принимать информацию из письменных и устных источников; создать условия для творческого самовыражения обучающихся с помощью изготовления игрушек сувениров; научить определять цели работы и видеть ее конечный результат; научить работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) - научить воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; научить участвовать в проектно-исследовательской деятельности. развить моторику рук, глазомер, фантазию, воображение; 10 развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа; - обучить слажено, работать в коллективе; обучить слушать и понимать речь других. 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.3.1Учебный тематический план первого года обучения № п/п Наименование раздела/темы Количество часов всего теорети практич ческие еские 1.5 Стартовый уровень Вводное занятие. 4 4 Введение в образовательную программу Материалы и инструменты. 2 1 Свойства материалов, используемых в работе Техника безопасности История народной куклы 2 2 Волшебство славянских 2 1 кукол. Куклы из бабушкиного сундука Кукла «Пеленашка» на основе 2 квадрата «Кукла Берегиня» 2 0,5 1.6 1.7 1.8 1.9 Кукла «Мартеничка» Кукла «Жаворонок» Кукла « Ангел» Вводная диагностика 2. Технология выполнения простейших швов Изучение швов необходимых при изготовлении мягкой игрушки Мягкая игрушка «Овечка» «Новогодние подарки и украшения». Беседа о Новогодних праздниках 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 4 2 2 2 Базовый уровень - 1 1 2 1,5 2 4 2 2 - 4 2 2 10 10 2 10 8 11 форма контроля/атте стации опросник 2.4 2.5 2.6 3 «Игрушка сувенир» «Пасхальная игрушка».Беседа о празднике Пасха». Мягкая игрушка Птичка».Цветоведение Промежуточная аттестация 6 8 2 6 6 8 2 6 2 - 2 Итого: 72 18,5 53,5 Выставка готовых работ Содержание учебного(тематического) плана 1. Введение Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий. 1.1Материалы и инструменты. Свойства материалов, используемых в работе. Техника безопасности. Теория: перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Правила по технике безопасности. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Практика: Подготовка рабочего места. 1.2 История народной куклы. Теория: История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. 1.3 Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Теория: История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Показ презентаций. Типы и назначения кукол Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Практика: Игра с куклами (образцами). 1.4 Кукла «Пеленашка» на основе квадрата. Практика: Значение куклы «Пеленашка». Показ готового изделия. Подбор ткани. Изготовление куклы. Обыгрывание готового изделия. 12 1.5Кукла «Берегиня». Теория:Рукоделие в духе народных традиций. Понятие «кукла – берегиня», «безликая кукла». Практика: Порядок выполнения куклы – берегини. Выбор ткани; скрутка куклы; варианты оформления куклы, изготовление куклы. 1.6 Кукла «Мартеничка». Практика:Понятие кукла «Мартеничка»,значение куклы. Подбор пряжи.Изготовление куклы. 1.7 Кукла «Жаворонок». Практика:Значение куклы «Жаворонок».Подбор ткани для скрутки куклы. Изготовление куклы. Обыгрывание готового изделия. 1.8 Кукла «Ангел». Практика:Значение куклы «Ангел» -Рождественский сувенир. Подарок на Рождество. Просмотр готового изделия. Подбор ткани, тесьмы. Изготовление Ангела. 1.9 Вводная диагностика.Опрос детей. 2. Технология выполнения простейших швов 2.1 Изучение швов необходимых при изготовлении мягкой игрушки. Теория: Овладение методами и способами вдевания нити в иглу; методами и способами завязывания узелков; прямые стежки; приемы выполнения шва «вперед иголку»; отмеривания нити нужной длины; закрепление нити на ткани; закрепление швов: «петельный», «обметочный», шов «вперед иголку». Практика: отработка швов. 2.2 Мягкая игрушка «Овечка». Практика: Демонстрация готового изделия. Порядок выполнения работы. подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 2.3«Новогодние подарки и украшения». Беседа о Новогодних праздниках. Теория: Беседа о Новогодних праздниках. Демонстрация готовых образцов. Обсуждение, порядок выполнения работы. Практика: выбор изделия. Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 2.4 «Игрушка сувенир». Практика: Демонстрация готового изделия. Обсуждение выполнение работы. Подбор материала. Изготовление изделия, применение швов необходимых в работе. Набивка, соединение деталей, оформление изделия. 2.5 «Пасхальная игрушка».Беседа о празднике Пасха. Теория: беседа о празднике Пасха. Изготовление Пасхального цыпленка. 13 Практика: подбор материала; из двух кругов разного диаметра швом «вперед иголка» собрать шарики, набить их; соединить шарики между собой; оформление игрушки. 2.6 Мягкая игрушка «Птичка». Теория: Цветоведение. Подбор цветовой гаммы для изготовления птицы. Народные традиции в изготовлении современной игрушке. Используемые материалы, их цветосочетание. Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Разновидности фетра, ткани, меха. Особенности края и пошива. Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 3. Промежуточная аттестация.Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Поощрение лучших учащихся. Практика. Подготовка выставки детского творчества. 1.3.2Учебный тематический план второго года обучения № п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 Наименование раздела/темы Количество часов всего теорети практич ческие еские Базовый уровень Вводное занятие. 4 1 Материалы и инструменты. 2 1 Выбор материалов, используемых в работе. Техника безопасности. Технология выполнения 2 1 швов. История народной куклы 28 6 Кукла «Благополучница» 10 2 Кукла «Неразлучники» 8 2 Кукла «Мамушка с детьми» 10 2 Мягкие игрушки. 110 14 «Сова». Понятие 12 2 цельнокроеная игрушка «Медвежонок», «Зайчонок». 20 2 Работа с чертежами и выкройками. Промежуточная аттестация 2 2 14 форма контроля/атте стации 3 1 1 22 8 6 8 96 10 18 - опрос 3.4 3.5 3.6 3.7 4 «Новогодняя игрушка». Беседа о новогодних праздниках, обычаях и обрядах. «Пингвин». Экономичное расходование материалов. «Пасхальная игрушка». Беседа о празднике Пасха «Матрёшка». Декоративное оформление изделия Промежуточная аттестация 20 2 18 20 2 18 18 2 16 18 2 16 2 - 2 Всего 144 22 122 Выставка готовых изделий Содержание Учебного(тематического) плана 1. Вводное занятие 1.1 Материалы и инструменты.Выбор материалов, используемых в работе. Техника безопасности. Теория:Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Материал для изготовления мягких игрушек. Лицевая и изнаночная стороны ткани, их определение. Виды меха, используемые для изготовления мягкой игрушки. Соблюдение правил по технике безопасности. Практика:Определение на ткани лицевой и изнаночной стороны. 1.2 Технология выполнения швов. Теория: Овладение методами и способами вдевания нити в иглу; методами и способами завязывания узелков; прямые стежки; приемы выполнения шва «вперед иголку»; отмеривания нити нужной длины; закрепление нити на ткани. Практика: закрепление швов: «петельный», «обметочный», шов «вперед иголку». 2 История народной куклы 2.1Кукла «Благополучница» Теория: Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по 15 рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского народа, о народных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно. Благополучница – это славянский оберег, помогающий привлечь процветание, достаток и радость. Хозяюшка Благополучница нередко называется Домовушкой, ведь наши предки верили, что она дружит с Домовым. По другой же версии она была его женой.Эта мотанка считается семейным оберегом, но в то же время ее можно делать и для одного человека. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов,нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 2.2 Кукла «Неразлучники» Теория: Славянский оберег куклы Неразлучники в давние времена был обязательным подарком новобрачным. После свадьбы его годами бережно хранили в красном углу. Не лишней будет такой талисман и в современном жилище: у традиционных ценностей нет временных границ. Это зримая частичка нашего прошлого, которое нужно знать и беречь. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов,нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 2.3 Кукла «Мамушка с детьми» Теория:Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви материпрародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка. Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка - это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов,нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 3. Мягкие игрушки 3.1 «Сова».Понятие цельнокроеная игрушка 16 Теория: понятие цельнокроеная игрушка. Она выполняется из одной, редко из двух деталей по имеющимся лекалам. Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 3.2 «Медвежонок», «Зайчонок». Работа с чертежами и выкройками. Теория: две игрушки по одной выкройке. Повторение правил переноса чертежа выкройки на ткань. Изучения переноса меловых линий. Детали кроя и срезы. Сборка отдельных деталей мягкой игрушки ручными стежками, выбранными в зависимости от вида ткани или меха. Практика: подбор материала: перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 3.3 Промежуточная аттестация. Опрос детей 3.4«Новогодняя игрушка».Беседа о новогодних праздниках, обычаях и обрядах. Теория: Беседа о Новогодних праздниках, обычаях и обрядах. Элементы цветоведения. Гармоничное сочетание цветов. Способы изготовления игрушек из различных по структуре тканей сыпучих, не сыпучих, меха. Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 3.5«Пингвин».Экономичное расходование материалов. Теория: экономичное расходование материалов. Практика: перевод выкройки на бумагу и ткань. Изготовление двух лекал по одной выкройке. Сшивание деталей игрушки «петельным швом. 3.6 «Пасхальная игрушка».Беседа о празднике Пасха Теория: Беседа о празднике Пасха. Практика: Выбор изделия. Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. Экскурсия на выставку ДПИ «Пасхальные радости». 3.7 «Матрешка». Декоративное оформление изделия Теория: декоративное оформление изделия. Дать основы оформления глаз. Изготовление глаз из бусинок. материалов. Практика: подбор материала; тесьмы, кружев, перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 4. Промежуточная аттестация. Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Поощрение лучших учащихся. Практика. Подготовка выставки детского творчества. 17 № п/п 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5 1.3.3Учебный тематический план третьего года обучения Наименование Количество часов форма раздела/темы контроля/ всего теорети практич аттестации ческие еские Базовый уровень Вводное занятие. 2 2 Материалы и инструменты, 2 2 техника безопасности. Кукла в русском быту. 38 8 Праздники на Руси. Кукла «Ведучка».Ведущая 12 2 в жизнь Кукла «Помощница» 12 2 Кукла «Барыня» 12 2 Промежуточная аттестация 2 2 Мягкие игрушки 42 6 «Собака». Закрепление 20 2 знаний в работе с мехом. «Новогодний сувенир». 20 2 Традиции Нового года. Виды новогодних игрушек. Промежуточная аттестация 2 2 Кукла Тильда. История 60 8 куклы. Рукоделие в духе народных традиций «Цветы – тюльпаны». 10 2 Цветовое решение «Пасхальная игрушка». 20 2 Беседа о празднике «Пасха». Сувенирная игрушка «Улитка». 20 2 Понятие утилитарная игрушка. «Утка».Гармония цвета 10 2 Итоговая аттестация 2 всего 144 24 18 30 10 10 10 36 18 Опрос 18 46 Опрос 8 18 18 8 2 120 Выставка готовых работ Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. 1.1Материалы и инструменты. Теория: Знакомство с работой объединения. Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий. Материалы и инструменты для швейных работ. Техника безопасности. Выбор материалов используемых в работе. Техника безопасности. Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Материал для изготовления мягких игрушек. Лицевая и изнаночная стороны ткани, их определение. Виды меха, используемые для изготовления мягкой игрушки. Соблюдение правил по технике безопасности. 2. Кукла в русском быту. Праздники на Руси. 2.1Кукла «Ведучка» .Ведущая в жизнь. Теория: Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского народа, о народных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему. Продолжение тем 2-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно. Ведучка — мать, бабушка, крёстная, сестра, а возможно, и мачеха или воспитательница, то есть та женщина, которая ведёт ребёнка за руку. Ведучка передаёт ребёнку свои знания, как ладить отношения с этим миром, объясняя его законы - природные и социальные. Она являет собой символ преемственности поколений. Когда-то и ей также передавала ведучка-наставница жизненные знания, теперь передаёт она, а потом будет передавать её ученица. Ведучка — это знающая берегиня, которая трепетно и с любовью помогает своей ученице познавать себя и окружающий её мир. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов,нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 2.2 Кукла «Помощница» Теория: Кукла – любимая игрушка девочек. Иногда, следуя традициям предков, женщины сами мастерят кукол и дарят их в качестве оберега 19 родным и близким. Создавая миниатюрные фигурки, мастерица вкладывает в них душу, наполняет положительной энергией, способной сотворить чудо. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов,нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 2.3 Кукла «Барыня» Теория: Кукла «Барыня» (её ещё называли Большухой) - образ солидной, хозяйственной женщины. Сохранит лад и покой в семье, обережёт от ссор и недопониманий. Основа куклы – скрутка, изготавливается вручную без участия иглы. Считается, что колоть тело оберега иглой нельзя. Практика: Подбор материала, ткани разных цветов, нитки, кружева, тесьма. Скрутка куклы. Оформление. 2.4 Промежуточная аттестация. Опрос детей. 3 Мягкие игрушки. 3.1 «Собака».Закрепление знаний в работе с мехом. Теория: закрепить знания в работе с мехом. Виды меха для изготовления мягкой игрушки. Свойства меха. Натуральный и синтетический мех. Правила раскроя синтетического меха. Правила раскроя натурального меха. Швы, применяемые при работе с мехом. Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 3.2 «Новогодний сувенир».Традиции Нового года .Виды новогодних игрушек. Теория: традиции Нового года. Виды Новогодних игрушек. Конструирование объемных игрушек. Выбор оптимального решения. Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Правила кроя из трикотажа. Технология раскроя трикотажа и других стрейчевых тканей. Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; изготовление каркаса; набивка изделия; оформление игрушки. 3.3 Промежуточная аттестация. Опрос детей. 4.Кукла Тильда. История куклы. Рукоделие в духе народных традиций. 4.1 «Цветы – тюльпаны».Цветовое решение Теория: История куклы. Рукоделие в духе народных традиций. Сведения о пошиве игрушек Тильда. Просмотр демонстративного материала. Материалы необходимые для работы. Цветовое решение. Технология конструирования симметричных деталей. Уменьшение и увеличение 20 выкройки. Цветовая гармония, согласованное сочетание цветов. Тон, яркость, насыщенность цвета. Практика: Подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; изготовление каркаса; набивка изделия; оформление игрушки. 4.2 «Пасхальная игрушка».Беседа о празднике «Пасха». Сувенирная игрушка Теория: беседа о празднике Пасха. Сувенирная игрушка. Изготовление сувенирной игрушки на выбор. Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. Экскурсия на выставку ДПИ «Пасхальные радости» 4.3 «Улитка».Понятие утилитарная игрушка. Теория: понятие утилитарная игрушка. Использование изделий для оформления интерьера последовательность изготовление изделия и варианты оформления изделия. Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 4.4 «Утка».Гармония цвета Теория: гармония цвета. Изготовление игрушки из несыпучих цветных тканей. Гармоничное и контрастное сочетание цветов. Практика: подбор материала; перевод и раскрой деталей; сшивание деталей; набивка изделия; оформление игрушки. 5.Итоговая аттестация Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Поощрение лучших учащихся. Практика. Подготовка выставки детского творчества. 1.4 Планируемые результаты В конце первого года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: - научатся понимать и принимать информацию из письменных и устных источников; 21 - научатся воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; - будет развита моторика рук, глазомер, фантазия, воображение; личностные: - обучающиеся научатся оценивать результаты своего творчества, давать им конкретные оценки; - будет воспитано чувство гордости за традиции своего народа; - обучающиеся научатся понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; предметные: - обучающиеся будут знать историю возникновения игрушек декоративно-прикладного творчества; - обучающиеся будут знать основы техники безопасности при работе с режущими, колющими инструментами; - будут знать обозначения и технику выполнения основных швов («вперед иголку», «назад иголку», «через край»); - будут уметь работать с лекалами; - обучающиеся будут уметь выполнять несложные работы, опираясь на схемы, образцы выполненных изделий; - будут знать технологию изготовления плоских игрушек; - обучающиеся будут знать технологию выполнения мягкой игрушки. В конце второго года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: - научатся планировать работу и видеть ее конечный результат; научатся выбирать правильный ответ из вариантов; - научатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя); - будут уметь выступать с небольшими сообщениями перед группой сверстников. - будут уметь слажено работать в коллективе; личностные: - обучающиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - будет сформировано наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям. - будет сформировано чувства терпения, усидчивости, аккуратности, позитива. 22 -будут уметь бережно относится к результатам своего труда; предметные: - будут знать особенности оформления и украшения игрушек; - будут уметь ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для игрушек; - будут знать особенности выполнения объемных игрушек; - будут уметь подбирать ткань и мех по цветовой гамме; - будут уметь находить правильный ответ среди вариантов (решение тестовых заданий); - смогут выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно; - будут знать историю возникновения народной традиционной кукле; - будут знать приемы изготовления народной традиционной куклы; В конце третьего года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: - будут уметь искать информацию из различных источников; - смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать их качество; - будут уметь выступать перед коллективом, участвовать в проектноисследовательской личностные: - будет сформировано уважительное отношение к ремеслам декоративно-прикладного творчества; - будет сформировано чувство патриотизма к истокам русской народной культуры; предметные - будут знать приемы изготовление текстильной куклы; - смогут выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно; - будут уметь шить своими руками мягкие игрушки, корректировать выкройки игрушек; - будут уметь изготавливать полезные вещи для дома и семьи; - будут знать историю возникновения народной традиционной кукле; - будут знать приемы изготовления народной тряпичной куклы в различной технике; - смогут находить теоретический материал по предложенной теме; - смогут пользоваться справочной литературой. 23 Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов. Уровень усвоения материала выявляется по результатам выполненных работ, творческих индивидуальных заданий, способности применения полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего периода обучения ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как оценка законченной работы; - участие в выставках, конкурсах и т.д. реализация творческих идей. 24 2.Комплекс организованно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Год обучен ия Дата начала обучения Дата Количе окончани ство я учебны обучения х недель 25 мая 36 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября 25 мая 3 год 1 сентября 25 мая Количеств Количес о учебных тво дней учебных часов 36 72 36 72 144 36 72 144 Режим занятий 1 занятие по 2 часа в неделю 2 занятия по 2 часа в неделю 2 занятия по 2 часа в неделю Каникулы: 24 октябрь – 30 октября 2.2. Условия реализации программы: Материально техническое обеспечение: Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 216, общей площадью 46 кв.м. Мебель: - стол преподавателя – 2 шт; - столы ученические – 7 шт; - стулья ученические – 14 шт; - шкафы – 4шт. Инструменты: - Иглы для ручной работы и швейной машины - 15 шт. - Набор ниток – 3 шт. - Ножницы – 15 шт. - Карандаши, фломастеры, мелки – 15 шт. - Утюг – 1 шт. - Набор булавок– 1 шт. 25 - Швейная машина – 1 шт. Материалы: - Альбом для выкроек и рисунков – 15 шт. - Набор: цветная пряжа, тесьма для отделки – 15 шт. - Набор разнообразных тканей: ситец, байка, фланель, фетр, мех и т.д. – 15 шт. - Набор для оформления: пуговицы, бусинки – 15 шт. Информационное обеспечение: Для музыкального сопровождения и для просмотра видео материалов требуется видео – аудиоаппаратура (телевизор, DVD плеер, магнитофон, компьютер), а также видеотека и аудиотека с произведениями классической музыки. Доступный интернет –источник. Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: Наглядные пособия: - Таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним; - Образцы народных игрушек и игрушек, выполненных детьми; - Таблица «Различные виды швов»; - Планшеты по технике по безопасности; - Таблица с цветовым кругом; - Выкройки мягких игрушек в ассортименте; - Иллюстрации и материалы по декоративно - прикладному искусству. Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению детьми изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие детьми изучаемого материала, улучшает качество знаний, 26 повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания детей. Конкретные примеры и образцы мягкой игрушки помогают детям глубже осваивать абстрактные понятия. 2.3 Формы аттестации контроля и оценочные материалы Промежуточная форма отслеживания: - Опросник для обучающихся первого года обучения, первое полугодие(Приложение 1); - анализ выполнения изделия (Приложение 2). Итоговая форма отслеживания: в конце года (апрель, май) запланирован: - анализ выполненных изделий за учебный год и анализ уровня освоения программы (Приложение 3); - защита работы для обучающихся третьего года обучения (Приложение 4); - выставка готовых работ. Способы Фиксации результата: - обучающимся будут вручены благодарственные письма в конце учебного года по итогам работы. Для оценки результативности знаний и умений проводится: -вводный контроль (цель: диагностирование знаний и умений, обучающихся в начале обучения). Осуществляется в начале учебного года в виде устного опроса детей, наблюдения педагога. -текущий контроль (цель: определить степень усвоения учебного материала); текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка. -промежуточный контроль (цель: по окончании первого полугодия провести сравнение с началом года, определить результат обучения); - итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить уровень развития обучающихся, их творческие способности). Итоговый контроль чаще всего проводится в форме отчётной выставки детского творчества. Оценочные материалы Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Для оценивания достижений и уровня знаний, обучающихся применяются следующие материалы: устный опрос, решение тематических кроссвордов, индивидуальные задания, проведение выставок. 27 3. Список литературы Список литературы для педагога: 1. Богданов В.В., Попова С.Н. «Истории обыкновенных вещей», М., 2018. 2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. «Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М. Просвещение, 2011. 3. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2017 4. Гиззатуллина М.А. Программа «Умелец». Набережные Челны, 2010. 5. Горбачева Т.В. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работыосновы реализации права каждого ребенка на творческое развитие. //Классный руководитель" №6, 2017. 6. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду». М. Просвещение, 2015. 7. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М., 2013. 8. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду». М. Просвещение, 2011, 174с. 9. Деревянко Н.С. «Мягкая игрушка. Волшебный сад». М. Просвещение, 2011. 10. Докучаева Н. «Сказки из даров природы». М. Просвещение, 2014. 11. Ефимова А. «Сделаем игрушки сами». М. Просвещение, 1983. 12. Жук С.М. «Игрушки-подушки». М. Просвещение, 2018. 13. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов». М. Просвещение, 1985г, 110с. 14. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. «Искусство делать цветы». М., 1992. 15. Цейтлин Н.Е. «Справочник по трудовому обучению». М. Просвещение, 2018, 191с. 16. Христиане Хюдбер «Канзаши». Издательство АРТ-РОДНИК, Москва, 2014 г. Список литературы для обучающихся: 1. Богданов В.В., Попова С.Н. «Истории обыкновенных вещей». М., 2008. 2. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2017. 3. Докучаева Н. «Сказки из даров природы» М., 2012. 4. Еременко Т., Л.Лебедева «Стежок за стежком» М, 2011. 5. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. «Искусство делать цветы». М., 1992. 28 Приложение 1 Опросник для обучающихся первого года обучения, первое полугодие Какие творческие объединения вы посещали? Нравится ли вам изготавливать игрушки своими руками? Какие изделия вы изготавливали своими руками? На какие игрушки вы обратили внимание, что вам понравилось? Какие игрушки вы бы хотели сшить, для себя, для подарка? Какие инструменты необходимы для изготовления мягкой игрушки? Почему у кукол «Берегинь» нет лица? Хотелось бы вам продолжить обучение в творческом объединении «Домовенок»? Какие материалы используют для пошива мягкой игрушки? Почему детали нужно кроить зеркально? Какие швы используют для пошива мягкой игрушки? Что используют для набивки мягкой игрушки? Как правильно набивать мягкую игрушку? Что входит в окончательную отделку мягкой игрушки? Что можно использовать для оформления мягкой игрушки? Опрос обучающихся второго года обучения: Назовите материалы и инструменты, необходимые в работе? Назовите правила по технике безопасности? Какие швы необходимы в пошиве мягкой игрушки? Какие мягкие игрушки вы бы хотели сшить для себя, и подарка? В какой выставке по ДПИ вы хотели бы принять участие? Почему плоская игрушка, называется цельнокроеной? Какие детали нужно кроить зеркально, почему? Для чего нужен эскиз мягкой игрушки? Какие детали нужно набивать туго, а какие мягко? Что можно использовать для отделки мягкой игрушки? Чем отличается полуобъемная игрушка от объемной? Для чего нужен каркас в мягкой игрушке? 29 Как правильно разместить выкройку на ткани? Какие швы нужно применять при сшивании деталей? Для чего нужен потайной шов, где его используют? Назовите виды ДПИ? Что такое декоративное оформление мягкой игрушки? Для чего нужна «Утилитарная игрушка»? Опросник для обучающихся третьего года обучения Применение швов в изготовлении мягкой игрушки. Технология изготовления объемной игрушки. Виды ДПИ Правила раскроя меха Для чего используют каркас в игрушке Правила оформления мягкой игрушки (расположение глаз, носика) Традиции празднования Нового года, виды новогодних игрушек, сувениров Какие мягкие игрушки вы бы хотели сшить своими руками Приложение 2 Анализ выполнения изделия Дата Ф.И. Название Техника Соблюдение Правильность обучающегося изделия исполнения техники выполнения (поделки) безопасности Приложение 3 Уровень освоения ДООП обучающимся за 20__ - 20___ уч. год № Ф.И. Уровень освоения программы 30 п.п. обучающегося Низкий Средний Высокий Приложение 4 Примерная тематика защиты работ: - подарок своими руками; - швейное изделие своими руками; - разработка подарочной упаковки; - куклы наших предков; - игольница в подарок. 31