Содержание
Комплекс основных характеристик………………………………...
3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………...
3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………..………….
10
1.3. Учебный (тематический) план………………………….……….........
10
1.4. Содержание учебного (тематического) плана …………………….
13
1.
1.5. Планируемые результаты ………………………………………..……. 20
2.
Комплекс организационно-педагогических условий…………….
21
3. Список литературы……………………………………………………... 27
2
1.
Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
На
протяжении
многих веков растения
служили оптимизации
эстетических характеристик среды обитания, символизируя духовную
сторону отношений между людьми и природой. Каждый человек в состоянии
научится понимать истинную красоту растений, которая в свою очередь
преображает, делает душу человека доброй, отзывчивой, возвышенной и
творческой. Ландшафтный дизайн
на сегодняшний день интересное и
перспективное направление деятельности, которая направлена на создание
искусственной среды в саду, на территории жилых кварталов или на участке
жилого дома с применением различных природных элементов – растений,
воды, камней, рельефа и т.д.
Направленность программы
Программа естественнонаучной направленности ориентирована на
обучение основным приемам ландшафтного дизайна посредством метода
проектирования, изучения ассортимента цветочно-декоративных растений и
агротехнических приемов по выращиванию культур через практико –
ориентированные занятия.
Актуальность программы
Программа
своевременна
и
актуальна,
направлена
на
профессиональную ориентацию подростков старшего возраста - будущих
выпускников школ. У обучающихся появится возможность узнать о
профессии
ландшафтного
дизайнера,
садовода.
Программа
позволит
обучающимся выбрать индивидуальную образовательную траекторию,
удовлетворит познавательные интересы и поможет им утвердиться в своем
дальнейшем профессиональном выборе.
Нормативно-правовые основания разработки ДООП
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
3
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
4
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14.
Муниципальная
программа
«Развитие
системы
образования
Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв.
Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА;
15. Устав муниципального автономного образовательного учреждения
центра дополнительного образования «Фаворит»;
16. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным
общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Адресат программы
Программа рассчитана на подростков старшего возраста 14-18 лет для
получения начальных знаний в области ландшафтного дизайна.
Возрастные особенности:
Заданный возраст отличается
человека,
его
личности
и
самостоятельным периодом развития
индивидуальности,
5
характеризуется
обращенностью в будущее, построением жизненных планов и перспектив,
готовностью к личностному и жизненному самоопределению.
Именно в период 14-18 лет у подростка формируется готовность к
профессиональному самоопределению. И очень важно в данный период дать
ребенку начальные представления о будущей профессии, повысить уровень
информированности в данной области. Подросток старшего возраста в своем
выборе зачастую ориентируется только на содержание и внешний престиж
профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов. Поэтому
очень важно раскрыть более объемно спектр профессии.
Состав группы
Состав группы 12 обучающихся.
Особенности набора:
Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с
согласия родителей.
Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный
прием детей после собеседования на свободные места.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем, срок освоения программы
Объём программы 72 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Программа построена на модульном принципе и объединяет 3
тематических модуля:
«Ландшафтная архитектура» – 28часов;
«Основы макетирования» – 8 часов;
«Декоративное садоводство» – 30 часов.
6
Каждый модуль реализует отдельную задачу и предусматривает не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование практикоориентированного опыта. Практические задания (60% от общего объёма
программы) способствуют закреплению полученных знаний и навыков.
Содержание материала дается обучающимся дозировано, по степени
усложнения от простого к сложному в объеме, который необходим и
обеспечивает учебный процесс.
Теоретическая
часть
занятий
включает
в
себя
необходимую
информацию о теме и предмете занятия, повторение пройденного материала
в блиц опросах,
мультимедийных
ситуаций,
ознакомление
презентаций,
с
новым
материалом
видеороликов,
проектной деятельности.
при помощи
решения
проблемных
То есть теоретические
сведения
обучающиеся получают в активной деятельности.
Практические задания способствуют закреплению полученных знаний
и навыков. Практические задания предполагают различные формы занятий
(практическая работа, проектная деятельность, экскурсии).
Уровень освоения программы
Программа предполагает базовый уровень освоения программы.
ДООП базируется на компетенциях, приобретенных обучающимися в
общеобразовательной
школе,
предполагает
углубление
интересов
обучающихся, развития творческих способностей, природной одарённости,
обогащения их знаний.
Формы обучения
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
В программе используется форма дифференцированного обучения: при
такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый
материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности
предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста,
способностей и уровня подготовки каждого).
7
В ходе обучения применяется групповая форма
с индивидуальным
подходом, используется различные формы контроля в виде проектной,
исследовательской деятельности, участия в форумах, конкурсах.
Виды занятий
Лекция, лабораторное занятие, проектная деятельность,практическое
занятие, экскурсии, мастер классы, творческие мастерские.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы подведения итогов
Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ,
проект, участия в форумах, конференциях, конкурсах.
Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во
время:
− обучающиеся находятся на карантине;
− временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными
погодными условиями;
− в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть
рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению
родителей (законных представителей).
В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие у обучающихся компетентности в
области ландшафтного дизайна через разработку и реализацию проектной
деятельности, мотивации обучающихся на дальнейшее обучение
профессии или близких к ней.
Задачи программы:
8
по
Обучающиеся:
- изучить приемы озеленения и благоустройства территории;
- научить составлять дизайн - проекты ландшафтных композиций;
- научить практическим навыкам по уходу и содержанию растений открытого
и закрытого грунта.
Развивающиеся:
- развить ответственное отношение к работе в группе, ведению проектной
деятельности;
- сформировать навыки публичного выступления, участия в проектной и
исследовательской деятельности;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного
мышления, пространственного воображения.
Воспитательные:
-
развитие
личностных
свойств
и
качеств:
самостоятельности,
самоорганизации, аккуратности, терпения, настойчивости в достижении
цели;
- развитие мотивации обучающихся к осознанному выбору будущей
профессии;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности.
1.3. Учебный (тематический) план
№
п/п
1
Количество часов
Название
раздела/темы
Презентация
Всего
2
образовательной
программы.
Ознакомление с
правилами поведения в
учреждении и с
9
Теория
Практик
а
1
1
Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос
требованиями техники
безопасности
2
Модуль
28
10,5
17,5
Основы ландшафтного
дизайна.
Основные
принципы
ландшафтного дизайна.
Этапы ландшафтного
проектировании.
Ландшафтный анализ
территории.
Зонирование участка.
16
7
9
4
1
3
3
2
1
Тест
4
2
2
3
1
2
Практическая
работа
Практическая
работа
2
1
1
12
3,5
8,5
2.2.1.
Стили ландшафтного
дизайна.
Основные
элементы
ландшафтного
оформления
Альпийская горка
3
1
2
Практическая
работа
2.2.2.
Водоем
3
1
2
2.2.3.
Газон
2
0,5
1,5
2.2.4.
Живая изгородь
2
0,5
1,5
2.2.5.
Вертикальное
2
0,5
1,5
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
8
2,5
5,5
«Ландшафтная
архитектура»
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.2.
озеленение
3
Модуль
«Основы
Практическая
работа
Практическая
работа
макетирования»
3.1.
Проектирование.
2
1
1
Анализ работ
3.2.
Создание
2
0,5
1,5
Практическая
работа
художественно
технического
10
масштабированного
макета.
3.2.1.
Создание основы
2
0,5
1,5
Практическая
работа
Выставка
работ
макета
3.2.2.
Создание МАФ
2
0,5
1,5
4.
Модуль
30
8
22
«Декоративное
садоводство»
4.1.
Ботаника.
2
0,5
1,5
Лабораторная
работа
4.2.
Дендрология.
6
2,5
3,5
Тест
4.2.1.
Деревья
3
1
2
4.2.2.
Кустарники
3
1,5
1,5
4.3.
Почвоведение.
6
1,5
4,5
4.3.1.
Виды почв
3,5
1
2,5
4.3.2.
Кислотность почв
2,5
0,5
2
4.4.
Декоративное
6
1,5
4,5
2
0,5
1,5
Взаимоанализ
работ
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
цветоводство
4.4.1.
Декоративное
цветоводство
4.4.2.
Многолетние цветы
2
0,5
1,5
4.4.3.
Однолетние цветы
2
0,5
1,5
4.4.4
Выращивание растений
3
1
2
3
1
2
рассадным способом
4.4.5.
Основные принципы
11
Практическая
работа
выращивания здоровой
рассады
4.5.
Овощеводство
2
0,5
1,5
4.6.
Основы агротехники.
2
0,5
1,5
5
Защита
4
4
72
26
Практическая
работа
Тест
Публичное
выступление
исследовательских
проектов
Итого:
46
1.4. Содержание учебного (тематического) плана
1. Тема: Введение в образовательную программу.
Теория: Презентация работы объединения, ознакомление с правилами
поведения в учреждении; с требованиями техники безопасности при
проведении опытов, экспериментов, наблюдений; ППБ, ПДД.
Практика: Экскурсия по ЦДО «Фаворит».
2. Модуль «Ландшафтная архитектура»
2. 1. Тема: Основы ландшафтного дизайна.
Теория: История и современность. История создания парков и садов мира.
Древнейшие парки мира. Знакомство с основными стилями в ландшафтной
архитектуре (пейзажный стиль, регулярный стиль).
Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Ландшафтный дизайн».
Оценка цветников учреждения и знакомство с цветочным ассортиментом.
Выбор темы проекта.
2.1.1. Тема: Основные принципы ландшафтного дизайна.
Теория: Линейная перспектива, воздушная перспектива. Свет и тень. Цвет.
Ритм. Контраст. Симметрия и асимметрия. Нюанс. Визуальное изменение
участка.
Практика: Просмотр презентаций «Перспектива в ландшафтном дизайне»,
«Как визуально увеличить пространство». Выполнение эскиза.
12
2.1.2. Тема: Этапы ландшафтного проектирования.
Теория: Предпроектные работы. Разработка архитектурно-планировочного
задания. Подготовка рабочей документации.
Практика: Составление анкеты заказчика. Составление паспорта семьи.
2.1.3. Тема: Ландшафтный анализ.
Теория: Климатические особенности участка. Уровень залегания грунтовых
вод. Типа и кислотность почвы. Дендроплан. План коммуникаций. План
строений на участке. Оценка захламлённости участка.
Практика: Проведение ландшафтного анализа территории учреждения
МАОУ ЦДО «Фаворит». Составление экологического паспорта территории
учреждения.
2.1.4. Тема: Зонирование участка.
Теория: Разбивка участка на функциональные зоны. Виды зон. Требования к
обустраиваемым зонам.
Практика: Практическая работа «Разбивка участка на функциональные
зоны для семьи», выполнение чертежа
плана участка, на миллиметровой
бумаге, ландшафтной сетке.
2.1.5. Тема: Стили ландшафтного дизайна.
Теория: Отличительные особенности стилей. Регулярный стиль. Пейзажный
стиль. Деревенский стиль. Японский стиль. Восточный стиль.
Практика: Практическая работа «Подбор материалов оформления участка с
учетом заданного стиля»
2.2. Тема: Основные элементы ландшафтного оформления.
Теория: Основные элементы. Правила планировки. Малые архитектурные
элементы.
Практика:
Просмотр
мультимедийной
презентации
«Элементы
ландшафтного оформления».
2.2.1. Тема: Альпийская горка.
Теория: Определение. Функции. Технические параметры. Технология
устройства.
13
Практика: Просмотр мультимедийных презентаций: «Альпийская горка»,
«Роккарий». Выполнение зарисовки эскиза альпийской горки. Составление
сметы.
2.2.2. Тема: Водоем.
Теория: Определение. Виды. Роль в оформлении участка. Технические
параметры. Технология устройства.
Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Создание водоема».
Создание
электронного
каталога
фотографий
ландшафтных
работ.
Составление сметы.
2.2.3. Тема: Газон.
Теория: Определение.Виды. Функции. Технические параметры. Технология
создания.
Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Газон». Составление
сметы.
2.2.4. Тема: Живая изгородь.
Теория: Определение. Виды. Функции. Ассортимент растений для живой
изгороди. Технология посадки.
Практика:
Просмотр мультимедийной презентации «Устройство живой
изгороди». Составление сметы.
2.2.5. Тема: Вертикальное озеленение.
Теория:
Определение.
Виды.
Функции.
Ассортимент
растений
для
вертикального озеленения. Технология устройства.Технология посадки
растений.
Практика:
Просмотр мультимедийной презентации ««Вертикальное
озеленение».
Составление
сметы.
Создание
фотографий ландшафтных работ.
3. Модуль «Основы макетирования»
3.1. Тема: Проектирование.
Теория: Виды планов. Масштаб.
14
электронного
каталога
Практика: Выполнение эскиза плана участка, на миллиметровой бумаге,
ландшафтной сетке. Создание и выполнение
художественно технических
масштабированных макетов ландшафтных участков из природных, бросовых
материалов.
3.2. Тема: Создание художественно технического масштабированного
макета.
Теория: Технология изготовления ландшафтных макетов.
Практика: Перенос плана эскиза на основу макета с учетом масштаба 1:50.
3.2.1. Тема: Создание основы макета.
Теория: Технология изготовления основы макета.
Практика: Изготовление
основы макета из природных, бросовых
материалов.
3.2.1. Тема: Создание МАФ.
Теория: Технология изготовления малых архитектурных форм.
Практика: Изготовление
малых архитектурных форм из природных,
бросовых материалов.
4. Модуль «Декоративное садоводство»
4.1. Тема: Ботаника.
Теория: Анатомия растений, морфологическое строение, функции и
произрастание.
Практика:
Просмотр
мультимедийной
презентации
«Анатомия
растений».
Практическая индивидуальная работа: зарисовка комнатного растения
(внешнее и внутреннее строение).
4. 2. Тема: Дендрология.
Теория: Деревья и кустарники. Классификация деревьев и кустарников для
ландшафтного дизайна. Лиственные деревья и кустарники. Хвойные деревья
и
кустарники.
технология
Хвойные
выращивания
деревья
зимой.
деревьев.
кустарниковых композиций.
15
Описание,
Приемы
классификация,
составления
древесно-
Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Деревья и кустарники
в озеленении территорий».
4. 2.1. Тема: Деревья.
Теория: Деревья произрастающие в Уральском регионе. Классификация
деревьев. Форма кроны. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Хвойные
деревья зимой. Описание, классификация, технология выращивания деревьев.
Приемы составления древесно-кустарниковых композиций.
Практика: Посадка желудей дуба черешчатого, семян ели обыкновенной,
орехов сосны сибирской, лещины.
4. 2.1. Тема: Кустарники.
Теория: Кустарники произрастающие в Уральском регионе. Классификация
кустарников. Форма кроны. Формованные, неформованные кустарники.
Цветущие кустарники. Технология выращивания кустарников. Приемы
составления древесно-кустарниковых композиций.
Практика: Посадка семян кустарников.
4.3. Тема: Почвоведение.
Теория: Понятие о почве. Свойства почвы. Минеральные вещества и их
физиологическая роль. Виды удобрений и их характеристика. Подкормка:
сроки, правила и количество.
Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Состав почвы»
4.3.1. Тема: Виды почв.
Теория: Виды почв. Их особенности и способы улучшения.
Практика:
Лабораторная работа: «Определение вида почв, состав, кислотность»
«Определение основных типов почв по механическому составу»,
4.3. 2. Тема: Кислотность почвы.
Теория: Определение кислотности почвы. Влияние кислотности почвы на
растения.
Практика:
16
Лабораторная работа: «Определение кислотности почвы» «Кресс-салат как
тест объект для оценки загрязнения почв», «Приготовление почвенной
вытяжки и определение засоленности почв». Приготовление раствора для
подкормок. Тестовый контроль «Питание растений».
4.4. 1. Тема: Декоративное цветоводство.
Теория: Роль цветочных декоративных растений в обустройстве ландшафтов.
Виды цветников.
Технология
устройства
цветников.
Ассортиментная
ведомость.
Практика: Просмотр мультимедийных презентаций: «Виды цветников»,
Выполнение эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО
«Фаворит», составление ассортиментной ведомости.
4.4.2. Тема: Многолетние цветы.
Теория: Знакомство с ассортиментом двулетних, многолетних цветочных
культур нашего региона. Применение методов выращивания, размножения и
использования
многолетних
цветочных
декоративных
растений
в
обустройстве ландшафтов.
Практика:
Просмотр
мультимедийные
презентации
«Многолетние
цветочные культуры». Самостоятельная работа: оформление таблицы
ассортимента цветочных растений произрастающие в Свердловской области
с указанием морфологии, требования к уходу, применения и рисунком.
Выполнение эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО
«Фаворит», составление ассортиментной ведомости. Черенкование и деление
комнатных культур.
4.4.3. Тема: Однолетние цветы.
Теория: Знакомство с ассортиментом однолетних цветочных культур нашего
региона. Применение методов выращивания, размножения и использования
однолетних цветочных декоративных растений в обустройстве ландшафтов.
Практика: Просмотр мультимедийные презентации «Однолетние цветочные
культуры». Самостоятельная работа: оформление таблицы ассортимента
цветочных растений произрастающие в Свердловской области с указанием
17
морфологии, требования к уходу, применения и рисунком. Выполнение
эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО «Фаворит»,
составление ассортиментной ведомости. Посев комнатных культур.
4.4. 4. Тема: Выращивание растений рассадным способом.
Теория: Виды семян. Изучение способов и принципов выращивания рассады.
Морфологические особенности растения на разных стадиях его выращивания.
Практика: Стратификация. Скарификация. Насыщение семян кислородом.
Обработка семян стимуляторами всхожести.
4.4.5. Тема: Основные принципы выращивания здоровой рассады.
Теория: Знакомство с основными способами ухода за рассадой.
Практика:
Просмотр мультимедийных презентаций
«Как вырастить
крепкую рассаду». В условиях аудитории вырастить цветочные культуры
Алиссум,
Петунию,
Тагетес
отклоненный,
прямостоячий
рассадным
способом. Ведение основного ухода за рассадой.
4.5.
Тема: Овощеводство
(основные характеристики, размножение,
уход).
Теория:
Изучение
ассортимента
овощных
культурах,
основные
характеристики, размножение, применение методов выращивания.
Практика:
Просмотр
мультимедийной
презентации
«Агротехника
возделывания овощей». На формате А4 нарисовать план схему садовых
посадок. Посадка семян декоративных томатов, перцев, лекарственных трав.
4.6. Тема: Основы агротехники.
Теория:
Технологии обработки почвы, посадка растений
и уход за ними.
Заболевание растений лечение и профилактика. Вредители растений методы борьбы.
Практика:
Просмотр мультимедийной презентации: «Болезни растений», «Садовые
вредители»,
«Инсектициды»,
«Фунгициды»
цветочной рассады в цветники учреждения»
18
«Гербециды».
Высадка
5. Тема: Защита исследовательских проектов.
1.5. Планируемые результаты
Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися:
Предметные:
- освоят этапы ландшафтного проектирования;
- смогут самостоятельно разрабатывать простейшие проекты озеленения и
цветочно-декоративного оформления различных объектов;
- научатся выполнять работы по перенесению ландшафтных проектов в
натуру.
Метапредметные:
-
смогут применять полученные знания на уроках биологии, географии,
химии, черчения, рисования, технологии.
-
научатся
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата с применением знаний полученных на занятиях.
Личностные:
-
будут
понимать
сущность
и
социальную
значимость
профессии
ландшафтного дизайнера, проявлять к ней устойчивый интерес;
- смогут организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем;
- научатся анализировать и корректировать собственную деятельность, нести
ответственность за результаты своей работы;
- будут осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
В
период
освоения
программы
у
обучающихся
происходит
формирование навыка коллективной работы и дисциплины.
Обучающиеся, включенные в естественнонаучную деятельность,
постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него
происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык
«группового поведения»);
19
Формируется умение правильно оценивать критические замечания,
установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи;
Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у
обучающегося чувства гражданской ответственности за все, что происходит
в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является
сам. Также программа позволяет осуществлять профилактику девиантного,
аддиктивного поведения детей и подростков, способствует снижению
экстремизма и межличностной розни.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
36
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
72
5
Недель в полугодии
16
6
Недель в 2 полугодии
20
7
Начало занятий
1 сентября
8
Каникулы
24 октябрь – 30 октября
6
Выходные дни
31 декабря- 9 января
7
Окончание учебного года
25 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 202
Мебель:
- стол преподавателя – 1 шт;
- столы ученические – 6шт;
- стулья ученические – 13 шт;
20
- шкафы – 3шт.
Оборудование учебного кабинета:
- ноутбук – 1шт;
- проектор – 1шт;
- экран – 1шт.
Инструменты:
- компас – 6шт;
- рулетка – 2шт;
- линейки 40 см –12 шт;
- ножницы – 2шт;
- ведра – 1шт;
- горшки – 50шт;
- лейки – 2шт;
- опрыскиватель – 2шт;
- перчатки резиновые –12шт;
- пикировочная вилка – 2шт;
- рыхлители – 2шт;
- секаторы – 1шт;
- совки –2шт;
- ящики для рассады – 6шт.
Дополнительные материалы:
- грунт – 100л;
- керамзит – 20л.
- вермикулит – 5л.
Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
21
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или
магистратура.
Уровень
соответствие
квалификации:
образование
педагога
соответствует профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое обеспечение:
Материалы по
экологии
УГЛТУ
http://lib.usfeu.ru/index.ph
p/v-pomoshchissledovatelyu
Методические материалы по
разделам: Ландшафтная
архитектура, Садоводство.
Сборники Исследовательских
работ школьников.
Материалы по
Портал
На сайте представлены:
исследовательск Исследовательская
методические материалы,
ой деятельности деятельность
пособия, учебные планы по
школьников
исследовательской
http://www.researcher.ru/a деятельности )
bout.html
Материалы по
Библиотека ”Жизнь
Материалы по разделам:
экологии
растений”
Бактерии и актиномиценты;
http://plant.geoman.ru/
Ботаника; Комнатные растения;
Лекарственные растения;
Лесные растения; Редкие
растения
Материалы по
Энциклопедия растений Справочно-информационный
экологии
https://www.greeninfo.ru/ портал по цветоводству,
садоводству и ландшафтному
дизайну. На сайте представлена
энциклопедия растений с
подробными указаниями по
выращиванию и уходу.
Материалы по
Электронная экологическая энциклопедия
экологии
http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html
Материалы по
Интерактивные задачи
В данной коллекции
экологии
по биологии
представлены задачи по
http://schoolcollection.edu биологии и экологии, которые
.ru /
могут быть использовании при
22
Материалы по
экологии
Материалы по
экологии
Материалы по
экологии
Материалы по
экологии
Материалы по
экологии
Биология
растений и
животных
Информация по
всем разделам
реализации ДООП
естественнонаучной
направленности
https://ecowiki.ru/educatio Размещена информация о
n
различных экологических
акциях и проектах, коллекция
ссылок на Интернет-ресурсы по
экологии, интересные
экологические факты.
Всероссийский
Представлены: каталог ссылок
Экологический Портал - на экологические сайты,
все об экологии в одном электронная библиотека, статьи
месте
по всем темам, новости.
http://ecoportal.su/
Всероссийский
Интернет-площадка,
Экологический портал
открывающая доступ к
Экокласс
комплексу просветительских
http://экокласс.рф
материалов в области
экологического просвещения
для учителей, школьников,
родителей и волонтеров,
студентов СПО.
Федеральный детский
инновационное
эколого-биологический
образовательное
центр
экопространство для детей и
https://ecobiocentre.ru/
молодежи в стране.
Содержит видеоматериалы и
готовые занятия по
экологическому воспитанию.
Детский
На сайте представлены
телекоммуникационный методические разработки,
проект "Экологическое
электронная конференция,
содружество"
детские исследования,
http://www.ecocoop.ru/
экологический вестник.
Музейные предметы из собрания государственного
биологического музея им. К.А.Тимирязева.
http://school-collection.edu.ru
Вся биология
Научно-образовательный
https://sbio.info/
проект, посвящённый биологии
23
биологии
Лекции ученых
МГУ по
различным
предметам
teach-in
https://www.youtube.com/
channel
Все виды
деятельности
Электронная библиотека
«Научное наследие
России» (Единое
Научное
Информационное
Пространство) http://eheritage.ru/index.htm
и родственным наукам,
предоставление информации по
всем разделам биологии в
максимально доступной форме
Лекторий Teach-in - это
волонтерский проект, целью
которого является сохранение и
приумножение
образовательного и научного
потенциала МГУ имени М.В.
Ломоносова, а также
предоставление открытого
доступа к авторским учебным
материалам.
Обучающимся и педагогам
предоставляется доступ к
научным трудам известных
Российских и зарубежных
ученых и деятелей.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Входного контроль -
диагностика имеющихся знаний и умений
обучающихся.
Формы оценки: диагностический тест, собеседование с обучающимися.
Промежуточный контроль применяется для оценки качества усвоения
материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, задание по образцу (с
использованием инструкции), устный и письменный опрос.
В практической деятельности результативность оценивается качественным
выполнением исследовательских и творческих проектов по ландшафтному
24
дизайну (макеты, схемы, разработка и защита проектов по ландшафтному
проектированию и озеленению).
Итоговый контроль – публичная защита исследовательского проекта, так
же будут учитываться участие обучающихся в течение учебного года в
выставках, конкурсах, конференциях.
Критерии уровня освоения программы:
Высокий уровень - тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор
продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель
определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа
отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами; работа отличается творческим подходом,
собственным оригинальным отношением автора к идее проекта.
Средний уровень - тема проекта раскрыта фрагментарно; цель
определена, дан краткий план её достижения; предприняты попытки
оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её
соответствующую структуру; работа самостоятельная, демонстрирующая
серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.
Низкий уровень - тема проекта не раскрыта; цель не сформирована;
работа шаблонная, показывающая
формальное отношение автора; в
письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и
чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении.
25
3. Список литературы
Литература, использованная при составлении программы:
1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях Свердловской области. /
Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец
молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший
методист РМЦ.
Список литературы для педагога:
1. Доронина Н. Ландшафтный дизайн, Фитон+, 2016
2. Криулин К.Н. Дренажные системы в коттеджном и ландшафтном
строительстве.СПб: , 2016.
3. Хессайон Д.Г. Все о букетах и дизайне интерьеров. М.: АСТ, 2017.
4. Шиканян Т.Д. Как посадить красиво. Дизайн с растениями для
начинающих. М.: Эксмо, 2016.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Базанова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М.,
2004.
2. Гарнизоненко
Т.С. Справочник
современного
ландшафтного
дизайнера, Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
3. Ван дер Неер. Все о самых удивительных растениях. – СПб: ООО
«СЗКЭО», 2007.
4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.:
Издательский Дом Мещерякова, 2008
5. Все о полевых цветах России: Атлас-определитель. – СПб: ООО
«СЗКЭО», 2011.
6. Воронин Н. С., Еленевский А. Г., Серебрякова Т. И., Шорина Н. И.
Ботаника. Морфология и анатомия растений. М. 1988.
7. Князева Т.П., Князева Д.В. Комнатные растения М.: Эксмо, 2016.
8. Ларина О.В. Самые необычные растения. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2016.
26
9. Машанов В.И., Покровский А.А. Пряно-ароматические растения. М.,
1991.
10. Меннинджер Э. Причудливые деревья. М., 1974.
11. Посохлярова Н.С. Путешествие в удивительный мир растений, выпуски
1,2,3,4,5,6. М., 2000-2007.
12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2х тт. М. 1990.
13. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1980.
14. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1981.
15. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1982.
16. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова.
– М.: Аванта+, 1994.
17. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Ред. Коллегия: – М.:
Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005.
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы:
И-Р1 http://yadyra.ru/skachat
И-Р2 http://www.megabook.ru
И-Р3 http://agronomiy.ru
ИР-Р4 http://web-fermer.ru
ИР-Р5 http://sgmlab.ru
Отечественные журналы:
«Ландшафтный дизайн»,
«Наша дача»,
«Сад»
«Цветники»
27
28