Содержание Комплекс основных характеристик………………………………... 3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………... 3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………..…………. 10 1.3. Учебный (тематический) план………………………….………......... 10 1.4. Содержание учебного (тематического) плана ……………………. 13 1. 1.5. Планируемые результаты ………………………………………..……. 20 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………. 21 3. Список литературы……………………………………………………... 27 2 1. Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка На протяжении многих веков растения служили оптимизации эстетических характеристик среды обитания, символизируя духовную сторону отношений между людьми и природой. Каждый человек в состоянии научится понимать истинную красоту растений, которая в свою очередь преображает, делает душу человека доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. Ландшафтный дизайн на сегодняшний день интересное и перспективное направление деятельности, которая направлена на создание искусственной среды в саду, на территории жилых кварталов или на участке жилого дома с применением различных природных элементов – растений, воды, камней, рельефа и т.д. Направленность программы Программа естественнонаучной направленности ориентирована на обучение основным приемам ландшафтного дизайна посредством метода проектирования, изучения ассортимента цветочно-декоративных растений и агротехнических приемов по выращиванию культур через практико – ориентированные занятия. Актуальность программы Программа своевременна и актуальна, направлена на профессиональную ориентацию подростков старшего возраста - будущих выпускников школ. У обучающихся появится возможность узнать о профессии ландшафтного дизайнера, садовода. Программа позволит обучающимся выбрать индивидуальную образовательную траекторию, удовлетворит познавательные интересы и поможет им утвердиться в своем дальнейшем профессиональном выборе. Нормативно-правовые основания разработки ДООП 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 3 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 4 проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации общеобразовательных программ, адаптированных дополнительных способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; 15. Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования «Фаворит»; 16. Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат программы Программа рассчитана на подростков старшего возраста 14-18 лет для получения начальных знаний в области ландшафтного дизайна. Возрастные особенности: Заданный возраст отличается человека, его личности и самостоятельным периодом развития индивидуальности, 5 характеризуется обращенностью в будущее, построением жизненных планов и перспектив, готовностью к личностному и жизненному самоопределению. Именно в период 14-18 лет у подростка формируется готовность к профессиональному самоопределению. И очень важно в данный период дать ребенку начальные представления о будущей профессии, повысить уровень информированности в данной области. Подросток старшего возраста в своем выборе зачастую ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов. Поэтому очень важно раскрыть более объемно спектр профессии. Состав группы Состав группы 12 обучающихся. Особенности набора: Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем, срок освоения программы Объём программы 72 часа. Срок реализации программы 1 год. Особенности организации образовательного процесса Программа построена на модульном принципе и объединяет 3 тематических модуля: «Ландшафтная архитектура» – 28часов; «Основы макетирования» – 8 часов; «Декоративное садоводство» – 30 часов. 6 Каждый модуль реализует отдельную задачу и предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практикоориентированного опыта. Практические задания (60% от общего объёма программы) способствуют закреплению полученных знаний и навыков. Содержание материала дается обучающимся дозировано, по степени усложнения от простого к сложному в объеме, который необходим и обеспечивает учебный процесс. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия, повторение пройденного материала в блиц опросах, мультимедийных ситуаций, ознакомление презентаций, с новым материалом видеороликов, проектной деятельности. при помощи решения проблемных То есть теоретические сведения обучающиеся получают в активной деятельности. Практические задания способствуют закреплению полученных знаний и навыков. Практические задания предполагают различные формы занятий (практическая работа, проектная деятельность, экскурсии). Уровень освоения программы Программа предполагает базовый уровень освоения программы. ДООП базируется на компетенциях, приобретенных обучающимися в общеобразовательной школе, предполагает углубление интересов обучающихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний. Формы обучения Фронтальная, групповая, индивидуальная. В программе используется форма дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). 7 В ходе обучения применяется групповая форма с индивидуальным подходом, используется различные формы контроля в виде проектной, исследовательской деятельности, участия в форумах, конкурсах. Виды занятий Лекция, лабораторное занятие, проектная деятельность,практическое занятие, экскурсии, мастер классы, творческие мастерские. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, исследовательские. Формы подведения итогов Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ, проект, участия в форумах, конференциях, конкурсах. Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время: − обучающиеся находятся на карантине; − временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями; − в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных представителей). В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут. 1.2. Цель и задачи программы Целью программы является развитие у обучающихся компетентности в области ландшафтного дизайна через разработку и реализацию проектной деятельности, мотивации обучающихся на дальнейшее обучение профессии или близких к ней. Задачи программы: 8 по Обучающиеся: - изучить приемы озеленения и благоустройства территории; - научить составлять дизайн - проекты ландшафтных композиций; - научить практическим навыкам по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта. Развивающиеся: - развить ответственное отношение к работе в группе, ведению проектной деятельности; - сформировать навыки публичного выступления, участия в проектной и исследовательской деятельности; - способствовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Воспитательные: - развитие личностных свойств и качеств: самостоятельности, самоорганизации, аккуратности, терпения, настойчивости в достижении цели; - развитие мотивации обучающихся к осознанному выбору будущей профессии; - способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности. 1.3. Учебный (тематический) план № п/п 1 Количество часов Название раздела/темы Презентация Всего 2 образовательной программы. Ознакомление с правилами поведения в учреждении и с 9 Теория Практик а 1 1 Формы аттестации/ контроля Устный опрос требованиями техники безопасности 2 Модуль 28 10,5 17,5 Основы ландшафтного дизайна. Основные принципы ландшафтного дизайна. Этапы ландшафтного проектировании. Ландшафтный анализ территории. Зонирование участка. 16 7 9 4 1 3 3 2 1 Тест 4 2 2 3 1 2 Практическая работа Практическая работа 2 1 1 12 3,5 8,5 2.2.1. Стили ландшафтного дизайна. Основные элементы ландшафтного оформления Альпийская горка 3 1 2 Практическая работа 2.2.2. Водоем 3 1 2 2.2.3. Газон 2 0,5 1,5 2.2.4. Живая изгородь 2 0,5 1,5 2.2.5. Вертикальное 2 0,5 1,5 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 8 2,5 5,5 «Ландшафтная архитектура» 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2.1.5. 2.2. озеленение 3 Модуль «Основы Практическая работа Практическая работа макетирования» 3.1. Проектирование. 2 1 1 Анализ работ 3.2. Создание 2 0,5 1,5 Практическая работа художественно технического 10 масштабированного макета. 3.2.1. Создание основы 2 0,5 1,5 Практическая работа Выставка работ макета 3.2.2. Создание МАФ 2 0,5 1,5 4. Модуль 30 8 22 «Декоративное садоводство» 4.1. Ботаника. 2 0,5 1,5 Лабораторная работа 4.2. Дендрология. 6 2,5 3,5 Тест 4.2.1. Деревья 3 1 2 4.2.2. Кустарники 3 1,5 1,5 4.3. Почвоведение. 6 1,5 4,5 4.3.1. Виды почв 3,5 1 2,5 4.3.2. Кислотность почв 2,5 0,5 2 4.4. Декоративное 6 1,5 4,5 2 0,5 1,5 Взаимоанализ работ Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа цветоводство 4.4.1. Декоративное цветоводство 4.4.2. Многолетние цветы 2 0,5 1,5 4.4.3. Однолетние цветы 2 0,5 1,5 4.4.4 Выращивание растений 3 1 2 3 1 2 рассадным способом 4.4.5. Основные принципы 11 Практическая работа выращивания здоровой рассады 4.5. Овощеводство 2 0,5 1,5 4.6. Основы агротехники. 2 0,5 1,5 5 Защита 4 4 72 26 Практическая работа Тест Публичное выступление исследовательских проектов Итого: 46 1.4. Содержание учебного (тематического) плана 1. Тема: Введение в образовательную программу. Теория: Презентация работы объединения, ознакомление с правилами поведения в учреждении; с требованиями техники безопасности при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; ППБ, ПДД. Практика: Экскурсия по ЦДО «Фаворит». 2. Модуль «Ландшафтная архитектура» 2. 1. Тема: Основы ландшафтного дизайна. Теория: История и современность. История создания парков и садов мира. Древнейшие парки мира. Знакомство с основными стилями в ландшафтной архитектуре (пейзажный стиль, регулярный стиль). Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Ландшафтный дизайн». Оценка цветников учреждения и знакомство с цветочным ассортиментом. Выбор темы проекта. 2.1.1. Тема: Основные принципы ландшафтного дизайна. Теория: Линейная перспектива, воздушная перспектива. Свет и тень. Цвет. Ритм. Контраст. Симметрия и асимметрия. Нюанс. Визуальное изменение участка. Практика: Просмотр презентаций «Перспектива в ландшафтном дизайне», «Как визуально увеличить пространство». Выполнение эскиза. 12 2.1.2. Тема: Этапы ландшафтного проектирования. Теория: Предпроектные работы. Разработка архитектурно-планировочного задания. Подготовка рабочей документации. Практика: Составление анкеты заказчика. Составление паспорта семьи. 2.1.3. Тема: Ландшафтный анализ. Теория: Климатические особенности участка. Уровень залегания грунтовых вод. Типа и кислотность почвы. Дендроплан. План коммуникаций. План строений на участке. Оценка захламлённости участка. Практика: Проведение ландшафтного анализа территории учреждения МАОУ ЦДО «Фаворит». Составление экологического паспорта территории учреждения. 2.1.4. Тема: Зонирование участка. Теория: Разбивка участка на функциональные зоны. Виды зон. Требования к обустраиваемым зонам. Практика: Практическая работа «Разбивка участка на функциональные зоны для семьи», выполнение чертежа плана участка, на миллиметровой бумаге, ландшафтной сетке. 2.1.5. Тема: Стили ландшафтного дизайна. Теория: Отличительные особенности стилей. Регулярный стиль. Пейзажный стиль. Деревенский стиль. Японский стиль. Восточный стиль. Практика: Практическая работа «Подбор материалов оформления участка с учетом заданного стиля» 2.2. Тема: Основные элементы ландшафтного оформления. Теория: Основные элементы. Правила планировки. Малые архитектурные элементы. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Элементы ландшафтного оформления». 2.2.1. Тема: Альпийская горка. Теория: Определение. Функции. Технические параметры. Технология устройства. 13 Практика: Просмотр мультимедийных презентаций: «Альпийская горка», «Роккарий». Выполнение зарисовки эскиза альпийской горки. Составление сметы. 2.2.2. Тема: Водоем. Теория: Определение. Виды. Роль в оформлении участка. Технические параметры. Технология устройства. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Создание водоема». Создание электронного каталога фотографий ландшафтных работ. Составление сметы. 2.2.3. Тема: Газон. Теория: Определение.Виды. Функции. Технические параметры. Технология создания. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Газон». Составление сметы. 2.2.4. Тема: Живая изгородь. Теория: Определение. Виды. Функции. Ассортимент растений для живой изгороди. Технология посадки. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Устройство живой изгороди». Составление сметы. 2.2.5. Тема: Вертикальное озеленение. Теория: Определение. Виды. Функции. Ассортимент растений для вертикального озеленения. Технология устройства.Технология посадки растений. Практика: Просмотр мультимедийной презентации ««Вертикальное озеленение». Составление сметы. Создание фотографий ландшафтных работ. 3. Модуль «Основы макетирования» 3.1. Тема: Проектирование. Теория: Виды планов. Масштаб. 14 электронного каталога Практика: Выполнение эскиза плана участка, на миллиметровой бумаге, ландшафтной сетке. Создание и выполнение художественно технических масштабированных макетов ландшафтных участков из природных, бросовых материалов. 3.2. Тема: Создание художественно технического масштабированного макета. Теория: Технология изготовления ландшафтных макетов. Практика: Перенос плана эскиза на основу макета с учетом масштаба 1:50. 3.2.1. Тема: Создание основы макета. Теория: Технология изготовления основы макета. Практика: Изготовление основы макета из природных, бросовых материалов. 3.2.1. Тема: Создание МАФ. Теория: Технология изготовления малых архитектурных форм. Практика: Изготовление малых архитектурных форм из природных, бросовых материалов. 4. Модуль «Декоративное садоводство» 4.1. Тема: Ботаника. Теория: Анатомия растений, морфологическое строение, функции и произрастание. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Анатомия растений». Практическая индивидуальная работа: зарисовка комнатного растения (внешнее и внутреннее строение). 4. 2. Тема: Дендрология. Теория: Деревья и кустарники. Классификация деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна. Лиственные деревья и кустарники. Хвойные деревья и кустарники. технология Хвойные выращивания деревья зимой. деревьев. кустарниковых композиций. 15 Описание, Приемы классификация, составления древесно- Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Деревья и кустарники в озеленении территорий». 4. 2.1. Тема: Деревья. Теория: Деревья произрастающие в Уральском регионе. Классификация деревьев. Форма кроны. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Хвойные деревья зимой. Описание, классификация, технология выращивания деревьев. Приемы составления древесно-кустарниковых композиций. Практика: Посадка желудей дуба черешчатого, семян ели обыкновенной, орехов сосны сибирской, лещины. 4. 2.1. Тема: Кустарники. Теория: Кустарники произрастающие в Уральском регионе. Классификация кустарников. Форма кроны. Формованные, неформованные кустарники. Цветущие кустарники. Технология выращивания кустарников. Приемы составления древесно-кустарниковых композиций. Практика: Посадка семян кустарников. 4.3. Тема: Почвоведение. Теория: Понятие о почве. Свойства почвы. Минеральные вещества и их физиологическая роль. Виды удобрений и их характеристика. Подкормка: сроки, правила и количество. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Состав почвы» 4.3.1. Тема: Виды почв. Теория: Виды почв. Их особенности и способы улучшения. Практика: Лабораторная работа: «Определение вида почв, состав, кислотность» «Определение основных типов почв по механическому составу», 4.3. 2. Тема: Кислотность почвы. Теория: Определение кислотности почвы. Влияние кислотности почвы на растения. Практика: 16 Лабораторная работа: «Определение кислотности почвы» «Кресс-салат как тест объект для оценки загрязнения почв», «Приготовление почвенной вытяжки и определение засоленности почв». Приготовление раствора для подкормок. Тестовый контроль «Питание растений». 4.4. 1. Тема: Декоративное цветоводство. Теория: Роль цветочных декоративных растений в обустройстве ландшафтов. Виды цветников. Технология устройства цветников. Ассортиментная ведомость. Практика: Просмотр мультимедийных презентаций: «Виды цветников», Выполнение эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО «Фаворит», составление ассортиментной ведомости. 4.4.2. Тема: Многолетние цветы. Теория: Знакомство с ассортиментом двулетних, многолетних цветочных культур нашего региона. Применение методов выращивания, размножения и использования многолетних цветочных декоративных растений в обустройстве ландшафтов. Практика: Просмотр мультимедийные презентации «Многолетние цветочные культуры». Самостоятельная работа: оформление таблицы ассортимента цветочных растений произрастающие в Свердловской области с указанием морфологии, требования к уходу, применения и рисунком. Выполнение эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО «Фаворит», составление ассортиментной ведомости. Черенкование и деление комнатных культур. 4.4.3. Тема: Однолетние цветы. Теория: Знакомство с ассортиментом однолетних цветочных культур нашего региона. Применение методов выращивания, размножения и использования однолетних цветочных декоративных растений в обустройстве ландшафтов. Практика: Просмотр мультимедийные презентации «Однолетние цветочные культуры». Самостоятельная работа: оформление таблицы ассортимента цветочных растений произрастающие в Свердловской области с указанием 17 морфологии, требования к уходу, применения и рисунком. Выполнение эскиза цветников входной зоны учреждения МАОУ ЦДО «Фаворит», составление ассортиментной ведомости. Посев комнатных культур. 4.4. 4. Тема: Выращивание растений рассадным способом. Теория: Виды семян. Изучение способов и принципов выращивания рассады. Морфологические особенности растения на разных стадиях его выращивания. Практика: Стратификация. Скарификация. Насыщение семян кислородом. Обработка семян стимуляторами всхожести. 4.4.5. Тема: Основные принципы выращивания здоровой рассады. Теория: Знакомство с основными способами ухода за рассадой. Практика: Просмотр мультимедийных презентаций «Как вырастить крепкую рассаду». В условиях аудитории вырастить цветочные культуры Алиссум, Петунию, Тагетес отклоненный, прямостоячий рассадным способом. Ведение основного ухода за рассадой. 4.5. Тема: Овощеводство (основные характеристики, размножение, уход). Теория: Изучение ассортимента овощных культурах, основные характеристики, размножение, применение методов выращивания. Практика: Просмотр мультимедийной презентации «Агротехника возделывания овощей». На формате А4 нарисовать план схему садовых посадок. Посадка семян декоративных томатов, перцев, лекарственных трав. 4.6. Тема: Основы агротехники. Теория: Технологии обработки почвы, посадка растений и уход за ними. Заболевание растений лечение и профилактика. Вредители растений методы борьбы. Практика: Просмотр мультимедийной презентации: «Болезни растений», «Садовые вредители», «Инсектициды», «Фунгициды» цветочной рассады в цветники учреждения» 18 «Гербециды». Высадка 5. Тема: Защита исследовательских проектов. 1.5. Планируемые результаты Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися: Предметные: - освоят этапы ландшафтного проектирования; - смогут самостоятельно разрабатывать простейшие проекты озеленения и цветочно-декоративного оформления различных объектов; - научатся выполнять работы по перенесению ландшафтных проектов в натуру. Метапредметные: - смогут применять полученные знания на уроках биологии, географии, химии, черчения, рисования, технологии. - научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата с применением знаний полученных на занятиях. Личностные: - будут понимать сущность и социальную значимость профессии ландшафтного дизайнера, проявлять к ней устойчивый интерес; - смогут организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; - научатся анализировать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; - будут осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. В период освоения программы у обучающихся происходит формирование навыка коллективной работы и дисциплины. Обучающиеся, включенные в естественнонаучную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового поведения»); 19 Формируется умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у обучающегося чувства гражданской ответственности за все, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам. Также программа позволяет осуществлять профилактику девиантного, аддиктивного поведения детей и подростков, способствует снижению экстремизма и межличностной розни. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № п/п 1 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 72 5 Недель в полугодии 16 6 Недель в 2 полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы 24 октябрь – 30 октября 6 Выходные дни 31 декабря- 9 января 7 Окончание учебного года 25 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 202 Мебель: - стол преподавателя – 1 шт; - столы ученические – 6шт; - стулья ученические – 13 шт; 20 - шкафы – 3шт. Оборудование учебного кабинета: - ноутбук – 1шт; - проектор – 1шт; - экран – 1шт. Инструменты: - компас – 6шт; - рулетка – 2шт; - линейки 40 см –12 шт; - ножницы – 2шт; - ведра – 1шт; - горшки – 50шт; - лейки – 2шт; - опрыскиватель – 2шт; - перчатки резиновые –12шт; - пикировочная вилка – 2шт; - рыхлители – 2шт; - секаторы – 1шт; - совки –2шт; - ящики для рассады – 6шт. Дополнительные материалы: - грунт – 100л; - керамзит – 20л. - вермикулит – 5л. Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. 21 Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методическое обеспечение: Материалы по экологии УГЛТУ http://lib.usfeu.ru/index.ph p/v-pomoshchissledovatelyu Методические материалы по разделам: Ландшафтная архитектура, Садоводство. Сборники Исследовательских работ школьников. Материалы по Портал На сайте представлены: исследовательск Исследовательская методические материалы, ой деятельности деятельность пособия, учебные планы по школьников исследовательской http://www.researcher.ru/a деятельности ) bout.html Материалы по Библиотека ”Жизнь Материалы по разделам: экологии растений” Бактерии и актиномиценты; http://plant.geoman.ru/ Ботаника; Комнатные растения; Лекарственные растения; Лесные растения; Редкие растения Материалы по Энциклопедия растений Справочно-информационный экологии https://www.greeninfo.ru/ портал по цветоводству, садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу. Материалы по Электронная экологическая энциклопедия экологии http://ecology.aonb.ru/Glavnaja.html Материалы по Интерактивные задачи В данной коллекции экологии по биологии представлены задачи по http://schoolcollection.edu биологии и экологии, которые .ru / могут быть использовании при 22 Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Материалы по экологии Биология растений и животных Информация по всем разделам реализации ДООП естественнонаучной направленности https://ecowiki.ru/educatio Размещена информация о n различных экологических акциях и проектах, коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по экологии, интересные экологические факты. Всероссийский Представлены: каталог ссылок Экологический Портал - на экологические сайты, все об экологии в одном электронная библиотека, статьи месте по всем темам, новости. http://ecoportal.su/ Всероссийский Интернет-площадка, Экологический портал открывающая доступ к Экокласс комплексу просветительских http://экокласс.рф материалов в области экологического просвещения для учителей, школьников, родителей и волонтеров, студентов СПО. Федеральный детский инновационное эколого-биологический образовательное центр экопространство для детей и https://ecobiocentre.ru/ молодежи в стране. Содержит видеоматериалы и готовые занятия по экологическому воспитанию. Детский На сайте представлены телекоммуникационный методические разработки, проект "Экологическое электронная конференция, содружество" детские исследования, http://www.ecocoop.ru/ экологический вестник. Музейные предметы из собрания государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева. http://school-collection.edu.ru Вся биология Научно-образовательный https://sbio.info/ проект, посвящённый биологии 23 биологии Лекции ученых МГУ по различным предметам teach-in https://www.youtube.com/ channel Все виды деятельности Электронная библиотека «Научное наследие России» (Единое Научное Информационное Пространство) http://eheritage.ru/index.htm и родственным наукам, предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме Лекторий Teach-in - это волонтерский проект, целью которого является сохранение и приумножение образовательного и научного потенциала МГУ имени М.В. Ломоносова, а также предоставление открытого доступа к авторским учебным материалам. Обучающимся и педагогам предоставляется доступ к научным трудам известных Российских и зарубежных ученых и деятелей. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входного контроль - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностический тест, собеседование с обучающимися. Промежуточный контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, задание по образцу (с использованием инструкции), устный и письменный опрос. В практической деятельности результативность оценивается качественным выполнением исследовательских и творческих проектов по ландшафтному 24 дизайну (макеты, схемы, разработка и защита проектов по ландшафтному проектированию и озеленению). Итоговый контроль – публичная защита исследовательского проекта, так же будут учитываться участие обучающихся в течение учебного года в выставках, конкурсах, конференциях. Критерии уровня освоения программы: Высокий уровень - тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта. Средний уровень - тема проекта раскрыта фрагментарно; цель определена, дан краткий план её достижения; предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру; работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества. Низкий уровень - тема проекта не раскрыта; цель не сформирована; работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора; в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении. 25 3. Список литературы Литература, использованная при составлении программы: 1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. Список литературы для педагога: 1. Доронина Н. Ландшафтный дизайн, Фитон+, 2016 2. Криулин К.Н. Дренажные системы в коттеджном и ландшафтном строительстве.СПб: , 2016. 3. Хессайон Д.Г. Все о букетах и дизайне интерьеров. М.: АСТ, 2017. 4. Шиканян Т.Д. Как посадить красиво. Дизайн с растениями для начинающих. М.: Эксмо, 2016. Список литературы для обучающихся и родителей: 1. Базанова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004. 2. Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера, Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 3. Ван дер Неер. Все о самых удивительных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2007. 4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008 5. Все о полевых цветах России: Атлас-определитель. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2011. 6. Воронин Н. С., Еленевский А. Г., Серебрякова Т. И., Шорина Н. И. Ботаника. Морфология и анатомия растений. М. 1988. 7. Князева Т.П., Князева Д.В. Комнатные растения М.: Эксмо, 2016. 8. Ларина О.В. Самые необычные растения. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. 26 9. Машанов В.И., Покровский А.А. Пряно-ароматические растения. М., 1991. 10. Меннинджер Э. Причудливые деревья. М., 1974. 11. Посохлярова Н.С. Путешествие в удивительный мир растений, выпуски 1,2,3,4,5,6. М., 2000-2007. 12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2х тт. М. 1990. 13. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1980. 14. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1981. 15. Тахтаджян А. Л. (ред.). Цветковые растения. 1982. 16. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Э68 Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. 17. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Ред. Коллегия: – М.: Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Аванта, 2005. Дополнительные источники: Интернет ресурсы: И-Р1 http://yadyra.ru/skachat И-Р2 http://www.megabook.ru И-Р3 http://agronomiy.ru ИР-Р4 http://web-fermer.ru ИР-Р5 http://sgmlab.ru Отечественные журналы: «Ландшафтный дизайн», «Наша дача», «Сад» «Цветники» 27 28