СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик ....................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………..….3 1.2 Цели и задачи программы .................................................................................... 9 1.3. Содержание общеразвивающей программы .................................................... 10 1.3.1 Учебно тематический план…………………………………………………. ..10 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана…...………………………….12 1.3.3. Планируемые результаты и освоение программы ........................................ 15 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................ 16 3.Список литературы ............................................................................................... 21 Приложение №1 ...................................................................................................... 20 2 1.Основные характеристики 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по «Конструирование в робототехнику» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств на базе конструкторов LEGO NXT. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составительская «Конструирование в робототехнику» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств. Актуальность данной программы - необходимость вести работу в естественнонаучном направлении, для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии); - востребованность развития широкого кругозора и формирования основ инженерного мышления; -отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обучающихся конструкторских обеспечивающего навыков и опыта формирование у программирования. Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и 3 Концепции развития дополнительного образования в сфере технического творчества. Нормативно-правовые основания разработки ДООП Федеральный уровень - «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 №3 ; - Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); - Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; 4 - Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка деятельности по организации основным и осуществления общеобразовательным образовательной программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД – 1736/03 « О рекомендациях по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году» - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Региональный уровень. - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78–ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; - Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; 5 - Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; - Государственная образования в программа Свердловской Свердловской области до области 2024 «Развитие года» системы Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018 г.). - Региональный проект «Успех каждого ребенка»; Местный уровень - Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; - Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования ДО «Фаворит»; утверждённого приказом Управления образования Артемовского городского округа от 22.03 2017г. №77 - Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат Программы: Данная Программа ориентирована на детей в возрасте от 10 до 14 лет. Возрастные особенности обучающихся. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Необходимость развития 6 творческих способностей учащихся среднего школьного возраста определяется их личностно-эмоциональными и интеллектуальными возможностями. Развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. Состав группы Состав группы 12 обучающихся. Число детей одновременно находящихся в группе не более 12 человек. Особенности набора: Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места. В творческое объединение могут быть приняты все желающие, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями 10 минут Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем, срок освоения программы: Объём программы 72 часа. Срок реализации программы 1 год. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы: традиционная. В ходе реализации теоретические знания закрепляются при выполнении практических работ. Связь теории и практики позволяет выстроить учебный процесс так, чтобы дети научились использовать, полученные знания и умения, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Уровень освоения программы Программа предполагает базовый уровень освоения программы. Формы обучения 7 Фронтальная, групповая. Виды занятий Комбинированные, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсии, мастер классы, творческие мастерские, лекции. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, исследовательские. Формы подведения итогов Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ, викторина, проект, лабораторная работа, выставка работ, квест. Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Обучение в дистанционном формате с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время: − обучающиеся находятся на карантине; − временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными погодными условиями; − в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных представителей). В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут. В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического здоровья обучающихся. 8 1.2.Цели и задачи программы Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Задачи программы: Обучающие: - ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0 и Физика и технология; - ознакомление с основами автономного программирования; - ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G; - получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта; - получение навыков программирования; - развитие навыков решения базовых задач робототехники. Развивающие: - развитие конструкторских навыков; - развитие логического мышления; - развитие пространственного воображения. Воспитательные: - воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; - развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; -развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; - формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. 9 1. 3. Содержание программы 1.3.1. Учебный (тематический) план No п/ Наименование раздела/темы Количество часов 72 всего теорети практи п ческие ческие 1 Вводное занятие. 2 1 1 2 3 Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором ЛЕГО ( NXT) Виды роботов и законы робототехники Сборка конструкции шестерённых передач. 2 4 1 1 1 3 2 1 1 Первые шаги в ( NXT) Закон классической механики в робототехники. Скорость, расстояние, время 4 2 2 2 1 1 2 1 1 Знакомство с понятием измерения. Виды и способы измерения. Практика измерения и погрешности. 4 1 3 2 1 1 Сборка первой модели (пятиминутка) Сборка модели по схеме 4 1 3 2 1 1 3.1 3.2 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 6 6.1 форма контроля аттестации проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого опрос по теме 2 2 2 опрос по теме тест опрос в виде кроссворда 2 10 тест 6.2 Отладка работоспособности. 2 7 Период и частота движения. Дать основные понятия периода и частоты вращения колеса. Практическое измерение периода и частоты Программирование траектории движения по окружности. Теория движения по окружности 4 1 3 2 1 1 8.2 Практическое программирование движения колеса и модели по окружности. 2 9 Сборка вертикального робота. Сборка робота по инструкции. Отладка работоспособности робота с условиями линейного программирования. 4 1 3 2 1 1 Точка приложения силы Что такое сила и как зависит от мощности Практическое измерение силы в моделях 4 1 3 2 1 1 7.1 7.2 8 8.1 9.1 9.2 10 10.1 10.2 2 2 устный опрос 2 4 1 3 2 1 1 тест 2 2 устный опрос 2 2 2 11 тест 11 11.1 11.2 12 12.1 12.2 13 13.1 13.2 14 14.1 14.2 14.3 15 15.1 15.2 15.3 Простые механизмы рычага Физическое понятия рычага Практическое применение рычага. Основы управления роботом с помощью датчика касания и звука. Теория установки и управление модели с датчиком касания. Практика построение программы с датчиком. Удаленное управление Теория удалённого управления Практика удалённого управления модели. Давление. Объяснения физической величины давления Способы и приборы измерения давления. 4 1 3 2 2 1 1 2 4 1 3 2 1 1 Практическое построение модели для измерения давления. Знакомство с набором пневматика. Знакомство с компонентами силовых установок. Сборка пневматической модели Практическая отладка модели. 2 2 опрос обучающихся опрос обучающихся 2 4 2 2 1 1 3 1 2 опрос обучающихся 6 2 2 1 4 1 тест 2 1 1 2 4 1 1 1 3 1 1 2 2 12 тест 16 16.1 16.2 16.3 17 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 18 Знакомство с набором возобновляющей энергии Понятия ветряной энергии. Понятие солнечной энергии. Практическое построение и эксперимент. Творческое задание сборка и программирование модели робота по выбору. Выбор темы работ в группе. Разработка робототехнической модели Конструирование модели Составление программы и отладка модели. Составление презентации. 4 2 1 1 2 1 1 8 1 Зачёт аттестация) итого 2 1 1 72 20 52 (Итоговая 2 тест 2 7 оценка модели 1 2 2 2 1 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1. Тема: Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Теория: Дать понятия, что такое робототехника и конструирование и техника безопасности на рабочем месте и правила поведения в учреждении. 2 тема: Знакомство с конструктором ЛЕГО(NXT) 13 Теория: ознакомиться с наборов виды деталей виды шестерёнок, штепсельных соединений втулок и т.д. Практика: включает в себя сборка простой конструкции с учётов соединение деталей. 3. Тема: Первые шаги в (NXT) Теория: дать понятия: Что такое робот? Какие законы робототехники вы знаете? Что изучает наука робототехника? Практика: сборка конструкции шестерёночных передач. 4. Тема: Знакомство с понятием измерения. Теория: Дать краткое понятия физическим законам классической механики траектории движения, видам измерения, скорости, расстояния, времени. Практика: Освоение навыков измерения скорости, расстояния, времени. На примере программирование модели робота по времени. 5. Тема: Сборка первой модели (пятиминутка). Теория: Объяснить понятия: сборки по инструкции модели робота способы соединения деталей узлов соединения согласно инструкции. Освоение навыков сборки (пятиминутки) по инструкции. Практика: Сборка модели по инструкции 6. Тема: Период и частота движения. Теория: Обеднение механического движения с определением физических законов периода и частоты движения. Практика: Отработка и освоение навыков определение периода, частоты вращения колеса при эксперименте движения робота. 7. Тема: Программирование траектории движения по окружности. Теория: Объяснить понятия программирования микроконтроллера (NXT)по траектории движения по окружности, половина окружности четверть окружности. Практика: Условия при эксперименте движения по окружности с различными параметрами программирования. 8. Тема: Сборка вертикального робота. 14 Теория: Дать объяснения сборки модели шагающий робота, по инструкции. Практика: Отработка сборки модели шагающих роботов согласно инструкциям сборка узлов и механизмов. 9. Тема: Точка приложения силы. Теория: Дать объяснения физических понятий: силы тяжести силы упругости, вес тела, силы трения и всемирного тяготения. Практика: Отработка экспериментом силы упругости и силы трения и скольжения робота модели по поверхности при условии составления линейной программы. 10. Тема: Простые механизмы рычага. Теория: Дать объяснения, что такое рычаг и какие законы физики применимы в механическом рычаге. Практика: Отработка сборки механизма рычага, правил подъёма в конструкции робота. 11.Тема: Основы управления роботом с помощью датчика касания и звука. Теория: Дать объяснения: основами управления и программирования с помощью датчика касания и звука. Практика: Отработка и освоение навыков управление моделью при условиях программирования с датчиком касания и звука. 12. Тема: Удаленное управление. Теория: Дать пояснения использование Bluetooth для беспроводного пульта дистанционного управления с двумя NXT. Практика: Отработка взаимодействия для дистанционного управления с двумя микроконтроллерами NXT. 13.Тема: Давление. Теория: Дать общие понятие, что такое давление и в каких единицах измеряться. Практика: Отработка опыта с давление с помощью манометров. 14. Тема: Знакомство с набором пневматика. 15 Теория: Объяснить и дать представления реальных и сложных схем пневматических моделей и основных механизмов. Согласно, понятной инструкции по сборке, что такое манометр и баллон с воздухом. Практика: Отработка сборки согласно инструкции моделей пневматики. 15. Тема: Знакомство с набором возобновляющей энергии. Теория: Объяснить на примерах сконструированных моделях, изучить конструкции основных механизмов получения энергии. Модель генератора энергии, увидеть, как передается и сохраняется энергия, и как ее можно использовать в дальнейшем. Практика: Отработка сборки моделей из набора возобновляющей энергии. 16. Тема: Творческое задание сборка и программирование модели робота по выбору. Теория. Дать пояснения: что такое творческое задание, какие виды и формы творческих заданий бывают, объяснить поочередность выполнения. Практика: Отработка групповых заданий и их выполнения сбор информации и изготовление презентации. 17. Тема: Итоговый зачет Защита творческих заданий по группам. 1.3.3. Планируемый результат освоение программы. Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися: Предметные: Будут знать: Названия деталей конструкторов «Физика и технология», набора деталей конструктораNXT. Структуру и алгоритмы. Будут понимать: Принцип работы датчиков, моторов и других элементов конструкторов Lego; NXT. Принципы движения и механической передачи; 16 Сущность технологического подхода к реализации деятельности. Будут уметь: Использовать конструкторы «Физика и технология», конструкторов Lego; NXT. для создания различных механизмов и движущихся моделей; Составлять примерный план работы по созданию механизмов и движущихся моделей; Пользоваться персональным компьютером для программирования своего устройства; Оперировать понятиями алгоритма и программы, использовать структуру и алгоритмы ПО Lego Education при составлении собственных программ; Соблюдать требования техники безопасности при работе Презентовать выполненный проект; Анализировать результаты своей работы. Личностные: Приобретут навыки работы в команде; Научатся понимать важность энергосберегающих проектов; Приобретут устойчивую мотивацию к технически-продуктивной деятельности. Метапредметные: Научатся навыкам работы с современными источниками информации (интернет), инструментами. Закрепят практические навыки, технологии и приемы работы на компьютере. 17 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в полугодии Недель в 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 36 36 2 72 16 20 1 сентября 24 октябрь – 30 октября 31 декабря - 9 января 25 мая 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 209. Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование: Мебель: стол преподавателя – 1 шт; столы ученические – 6 шт; стулья ученические – 13шт; шкафы – 3шт. Оборудование учебного кабинета: Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms NXT. – 8 шт.; Ресурсный набор NXT.– 2 шт.; Дополнительные датчики к набору LEGO Mindstorms NXT – 5 шт.; Персональный компьютер с установленной программой LEGO Mindstorms NXT – 8 шт.; 18 Интерактивная доска; Поля для соревнований роботов. Методическое обеспечение: Презентация (ЦОР «Основы робототехники»); Технологические карты – 15 шт.; Видео, аудиоматериалы: a. Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego Mindstorms Education b. Компакт-диски: “Индустрия развлечения”. c. Интерактивный практикум ROBOLAB. d. Перворобот NXT. Введение в робототехнику. Книга проектов. CD – диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007 Цифровые ресурсы: e. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms education http://www.mindstorms.su/ f. http://robotics.ru/ g. http://edurobots.ru/ h. http://www.russianrobotics.ru/ https://www.firstinspires.org/robotics/ftc Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. 19 1. Вводный мониторинг: Проводится в начале учебного года с целью определения с форсированности мотивации у обучающихся к занятиям робототехникой (анализ сохранности контингента, диагностика потребностей и интересов, анкетирование обучающихся и родителей, беседы с обучающимися и родителями и др.); 2. Промежуточный мониторинг: Проводится в конце второй четверти с целью определения в ходе обучения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы выступает система контрольных вопросов, тестов, анкетирование, выполнение обучающимися диагностических заданий; 3. Итоговый мониторинг: Проводится в конце учебного года в целях определения качества результатов образовательной программы (анализ участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, профильных сменах, турнирах). Формы отслеживания результатов: 1. Педагогическое наблюдение; 2. Педагогический анализ и оценка; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Опрос; 6. Контрольные тесты по учебным темам; 7. Конкурсы различного уровня; 8. Создание моделей роботов. Основными видами отслеживания результатов освоения учебного материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль. Осуществляется контроль следующим образом: Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся по следующим критериям: Развитая речь. Умение представлять и защищать свои творчески работы; Развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка); 20 Владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; Владение терминологией по предмету деятельности; Умение понимать связь событий, устанавливать причинно- следственные связи. Контроль проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. По окончании 1го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. По результатам контроля (при необходимости) проводится корректировка тематических планов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. Формы проведения: районные выставки роботов, защита проектов и их демонстрация, проведение соревнований по робототехнике среди школ Артёмовского района Свердловской области 21 3.Список литературы Список литературы для педагога: 1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; 2. Копосов Д.Г. «Робототехника 5-6-7-8 класс. Учебное пособие». М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017; 3. Копосов Д.Г., Панкратова Л. П. Примерная рабочая программа к учебному пособию «Технология. Робототехника». 5-8 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний , 2019; Список литературы для учащихся и родителей: 1. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Режим доступа: 2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и их родителей». Руководство пользователя ЛЕГОMINDSTORMS EV3. 3. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.nxtprograms.com/index2.html Перечень цифровых образовательных ресурсов 1. Авторская мастерская Копосова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/robototehnika/1/ 2. Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ [Электронный ресурс] / URL: http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html 3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] / URL: http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159〈=ru 4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / URL: http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks 5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html 22 6. Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.Лего.com/en-us/helptopics/?questionid=2655 23 / Режим доступа: Приложение №1 Для оценки предметных и межпредметных результатов рекомендуется проводить входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям. № п/п Критерии Уровень сформированности действия 1. Мотивация трудовой 0 — отсутствие у обучающегося желания деятельности осуществлять трудовую деятельность. 1 — выполняет трудовую деятельность, следуя творчества прямым указаниям педагога. 2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по устной просьбе педагога или инструкции. 3 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но обращаются за помощью к педагогу. 4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность. 5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает творческие работы. 2. Владение компьютером, работа с программным обеспечением 0 — обучающийся совершенно не владеют компьютером (нет умения). 1 — выбирает и использует ИКТ-ресурсы только при помощи педагога. 2 — понимает характер и назначение данного действия, при выборе и использовании ИКТресурсов обращается за помощью к педагогу. 3 — использует предусмотренные в рамках изучения курса (отдельного урока) ИКТресурсы (плагины браузера, установленные программы). 4 — для использования предусмотренные в рамках изучения курса (отдельного занятия) ИКТ- ресурсов умеет выполнить установку программы с диска, найти информацию в Интернете. 24 5 — самостоятельно выбирает ИКТ-ресурсы для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также для творческой работы. 25 3. Конструирование 0 — обучающийся совершенно не владеют моделей с данным действием (нет умения работать с помощью набора Lego конструктором). 1 — знаком с конструированием, выполняет модели, следуя прямым указаниям педагога. 2 — умеет выполнять модели по образцу, схеме, но часто обращаются за помощью к педагогу. 3 – умеет собирать модели по инструкции, но допускает ошибки при сборке. 4 – самостоятельно собирает модели по инструкции. 5 – самостоятельно создает модели без инструкции. 4. Теоретические знания в 0 — обучающийся не имеет теоретических знаний в области области конструирования. конструирования 1 – отличает данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. 2 – обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение основным понятиям. 3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. 4 – умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы и явления. 5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи. 26 27