СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик ....................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………..….3
1.2 Цели и задачи программы .................................................................................... 9
1.3. Содержание общеразвивающей программы .................................................... 10
1.3.1 Учебно тематический план…………………………………………………. ..10
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана…...………………………….12
1.3.3. Планируемые результаты и освоение программы ........................................ 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................ 16
3.Список литературы ............................................................................................... 21
Приложение №1 ...................................................................................................... 20
2
1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по
«Конструирование
в
робототехнику»
включает
в
себя
изучение
ряда
направлений в области конструирования и моделирования, программирования и
решения различных технических задач. Программа ориентирована, в первую
очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения
роботизированных
технологий
и
получить
практические
навыки
в
конструировании и программировании робототехнических устройств на базе
конструкторов LEGO NXT.
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
составительская «Конструирование в робототехнику» (далее Программа) имеет
техническую направленность.
Программа направлена на привлечение
обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования
и использования роботизированных устройств.
Актуальность данной программы - необходимость вести работу в
естественнонаучном направлении, для создания базы, позволяющей повысить
интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии,
информатике, геометрии); - востребованность развития широкого кругозора
и
формирования основ инженерного мышления; -отсутствие предмета в школьных
программах начального образования,
обучающихся
конструкторских
обеспечивающего
навыков
и
опыта
формирование
у
программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных
интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что
компьютер используется как средство управления моделью; его использование
направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Учащиеся получают представление об особенностях составления программ
управления,
автоматизации
механизмов,
моделировании
работы
систем
Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и
3
Концепции развития дополнительного образования в сфере технического
творчества.
Нормативно-правовые основания разработки ДООП
Федеральный уровень
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022 года № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №
11);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 №3 ;
-
Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте
Российской
Федерации
по
стратегическому
развитию
и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582
«Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации»;
4
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N 442 «Об
утверждении
Порядка
деятельности
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
образовательной
программам
—
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД – 1736/03 « О
рекомендациях
по
использованию
информационных
технологий
в
образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции в 2020/2021 учебном году»
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи".
Региональный уровень.
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78–ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
5
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №
162-Д
«Об
утверждении
Концепции
развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области»;
-
Государственная
образования
в
программа
Свердловской
Свердловской
области
до
области
2024
«Развитие
года»
системы
Постановлением
Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с
изменениями на 20.12.2018 г.).
- Региональный проект «Успех каждого ребенка»;
Местный уровень
- Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского
городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением
Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА;
-
Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра
дополнительного
образования
ДО
«Фаворит»;
утверждённого
приказом
Управления образования Артемовского городского округа от 22.03 2017г. №77
-
Положение
МАОУ
ЦДО
«Фаворит»
«Требования
к
дополнительным
общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Адресат Программы:
Данная Программа ориентирована на детей в возрасте от 10 до 14 лет.
Возрастные особенности обучающихся.
Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со
средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст –
самый благоприятный для творческого развития. Необходимость развития
6
творческих способностей учащихся среднего школьного возраста определяется
их личностно-эмоциональными и интеллектуальными возможностями.
Развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться,
проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности.
Состав группы
Состав группы 12 обучающихся.
Число детей одновременно находящихся в группе не более 12 человек.
Особенности набора:
Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с
согласия родителей.
Состав группы постоянный. В течение года возможен
дополнительный прием детей после собеседования на свободные места.
В творческое объединение могут быть приняты все желающие, группы могут
быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем, срок освоения программы:
Объём программы 72 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: традиционная. В ходе
реализации теоретические знания закрепляются при выполнении практических
работ. Связь теории и практики позволяет выстроить учебный процесс так,
чтобы дети научились использовать, полученные знания и умения, как на
занятиях, так и в повседневной жизни.
Уровень освоения программы
Программа предполагает базовый уровень освоения программы.
Формы обучения
7
Фронтальная, групповая.
Виды занятий
Комбинированные,
лабораторное
занятие,
практическое
занятие,
экскурсии, мастер классы, творческие мастерские, лекции.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы подведения итогов
Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ,
викторина, проект, лабораторная работа, выставка работ, квест.
Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение
в
дистанционном
формате
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время:
− обучающиеся находятся на карантине;
− временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными
погодными условиями;
− в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены
учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных
представителей).
В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут.
В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что
позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического
здоровья обучающихся.
8
1.2.Цели и задачи программы
Цель
программы: формирование
интереса
к
техническим
видам
творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0 и Физика и технология;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
-
развитие
коммуникативной
компетенции:
навыков
сотрудничества
в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие
социально-трудовой
компетенции:
воспитание
трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными
источниками
информации,
умения
самостоятельно
искать,
извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
9
1. 3. Содержание программы
1.3.1. Учебный (тематический) план
No
п/
Наименование
раздела/темы
Количество часов 72
всего теорети практи
п
ческие ческие
1
Вводное занятие.
2
1
1
2
3
Инструктаж по ТБ.
Знакомство
с
конструктором ЛЕГО
( NXT)
Виды роботов и законы
робототехники
Сборка
конструкции
шестерённых передач.
2
4
1
1
1
3
2
1
1
Первые шаги в ( NXT)
Закон
классической
механики
в
робототехники.
Скорость,
расстояние,
время
4
2
2
2
1
1
2
1
1
Знакомство с понятием
измерения.
Виды и способы
измерения.
Практика измерения и
погрешности.
4
1
3
2
1
1
Сборка первой модели
(пятиминутка)
Сборка модели по схеме
4
1
3
2
1
1
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
форма контроля
аттестации
проверка соответствия
качеств
начального
состояния обучаемого
опрос по теме
2
2
2
опрос по теме
тест опрос в виде
кроссворда
2
10
тест
6.2
Отладка
работоспособности.
2
7
Период
и
частота
движения.
Дать основные понятия
периода
и
частоты
вращения колеса.
Практическое измерение
периода и частоты
Программирование
траектории движения
по окружности.
Теория движения по
окружности
4
1
3
2
1
1
8.2
Практическое
программирование
движения
колеса
и
модели по окружности.
2
9
Сборка вертикального
робота.
Сборка
робота
по
инструкции.
Отладка
работоспособности
робота с условиями
линейного
программирования.
4
1
3
2
1
1
Точка приложения
силы
Что такое сила и как
зависит от мощности
Практическое измерение
силы в моделях
4
1
3
2
1
1
7.1
7.2
8
8.1
9.1
9.2
10
10.1
10.2
2
2
устный опрос
2
4
1
3
2
1
1
тест
2
2
устный опрос
2
2
2
11
тест
11
11.1
11.2
12
12.1
12.2
13
13.1
13.2
14
14.1
14.2
14.3
15
15.1
15.2
15.3
Простые
механизмы
рычага
Физическое
понятия
рычага
Практическое
применение рычага.
Основы
управления
роботом с помощью
датчика касания и
звука.
Теория
установки и
управление модели с
датчиком касания.
Практика
построение
программы с датчиком.
Удаленное управление
Теория
удалённого
управления
Практика
удалённого
управления модели.
Давление.
Объяснения физической
величины давления
Способы и приборы
измерения давления.
4
1
3
2
2
1
1
2
4
1
3
2
1
1
Практическое
построение модели
для измерения давления.
Знакомство с набором
пневматика.
Знакомство с
компонентами силовых
установок.
Сборка пневматической
модели
Практическая
отладка
модели.
2
2
опрос
обучающихся
опрос
обучающихся
2
4
2
2
1
1
3
1
2
опрос
обучающихся
6
2
2
1
4
1
тест
2
1
1
2
4
1
1
1
3
1
1
2
2
12
тест
16
16.1
16.2
16.3
17
17.1
17.2
17.3
17.4
17.5
18
Знакомство с набором
возобновляющей
энергии
Понятия ветряной
энергии.
Понятие солнечной
энергии.
Практическое
построение и
эксперимент.
Творческое
задание
сборка
и
программирование
модели
робота
по
выбору.
Выбор темы работ в
группе.
Разработка
робототехнической
модели
Конструирование
модели
Составление программы
и отладка модели.
Составление
презентации.
4
2
1
1
2
1
1
8
1
Зачёт
аттестация)
итого
2
1
1
72
20
52
(Итоговая
2
тест
2
7
оценка модели
1
2
2
2
1
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана.
1. Тема: Вводное занятие Инструктаж по ТБ.
Теория: Дать понятия, что такое робототехника и конструирование и техника
безопасности на рабочем месте и правила поведения в учреждении.
2 тема: Знакомство с конструктором ЛЕГО(NXT)
13
Теория: ознакомиться с наборов виды деталей виды шестерёнок, штепсельных
соединений втулок и т.д.
Практика: включает в себя сборка простой конструкции с учётов соединение
деталей.
3. Тема: Первые шаги в (NXT)
Теория: дать понятия: Что такое робот? Какие законы робототехники вы знаете?
Что изучает наука робототехника?
Практика: сборка конструкции шестерёночных передач.
4. Тема: Знакомство с понятием измерения.
Теория: Дать краткое понятия физическим законам классической механики
траектории движения, видам измерения, скорости, расстояния, времени.
Практика: Освоение навыков измерения скорости, расстояния, времени. На
примере программирование модели робота по времени.
5. Тема: Сборка первой модели (пятиминутка).
Теория: Объяснить понятия: сборки по инструкции модели робота способы
соединения деталей узлов соединения согласно инструкции. Освоение навыков
сборки (пятиминутки) по инструкции.
Практика: Сборка модели по инструкции
6. Тема: Период и частота движения.
Теория: Обеднение механического движения с определением физических
законов периода и частоты движения.
Практика: Отработка и освоение навыков определение периода, частоты
вращения колеса при эксперименте движения робота.
7. Тема: Программирование траектории движения по окружности.
Теория: Объяснить понятия программирования микроконтроллера (NXT)по
траектории
движения
по
окружности,
половина
окружности
четверть
окружности.
Практика: Условия при эксперименте движения по окружности с различными
параметрами программирования.
8. Тема: Сборка вертикального робота.
14
Теория: Дать объяснения сборки модели шагающий робота, по инструкции.
Практика: Отработка сборки модели шагающих роботов согласно инструкциям
сборка узлов и механизмов.
9. Тема: Точка приложения силы.
Теория: Дать объяснения физических понятий: силы тяжести силы упругости,
вес тела, силы трения и всемирного тяготения.
Практика: Отработка экспериментом силы упругости и силы трения и
скольжения робота модели по поверхности при условии составления линейной
программы.
10. Тема: Простые механизмы рычага.
Теория: Дать объяснения, что такое рычаг и какие законы физики применимы в
механическом рычаге.
Практика: Отработка сборки механизма рычага, правил подъёма в конструкции
робота.
11.Тема: Основы управления роботом с помощью датчика касания и звука.
Теория: Дать объяснения: основами управления и программирования с
помощью датчика касания и звука.
Практика: Отработка и освоение навыков управление моделью при условиях
программирования с датчиком касания и звука.
12. Тема: Удаленное управление.
Теория: Дать пояснения использование Bluetooth для беспроводного пульта
дистанционного управления с двумя NXT.
Практика: Отработка взаимодействия для дистанционного управления с двумя
микроконтроллерами NXT.
13.Тема: Давление.
Теория: Дать общие понятие, что такое давление и в каких единицах измеряться.
Практика: Отработка опыта с давление с помощью манометров.
14. Тема: Знакомство с набором пневматика.
15
Теория: Объяснить и дать представления реальных и сложных схем
пневматических моделей
и
основных
механизмов.
Согласно,
понятной
инструкции по сборке, что такое манометр и баллон с воздухом.
Практика: Отработка сборки согласно инструкции моделей пневматики.
15. Тема: Знакомство с набором возобновляющей энергии.
Теория: Объяснить на примерах
сконструированных моделях, изучить
конструкции основных механизмов получения энергии. Модель генератора
энергии, увидеть, как передается и сохраняется энергия, и как ее можно
использовать в дальнейшем.
Практика: Отработка сборки моделей из набора возобновляющей энергии.
16. Тема: Творческое задание сборка и программирование модели робота по
выбору.
Теория. Дать пояснения: что такое творческое задание, какие виды и формы
творческих заданий бывают, объяснить поочередность выполнения.
Практика: Отработка групповых заданий и их выполнения сбор информации и
изготовление презентации.
17. Тема: Итоговый зачет Защита творческих заданий по группам.
1.3.3. Планируемый результат освоение программы.
Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися:
Предметные:
Будут знать:
Названия деталей конструкторов «Физика и технология», набора деталей
конструктораNXT.
Структуру и алгоритмы.
Будут понимать:
Принцип работы датчиков, моторов и других элементов конструкторов
Lego; NXT.
Принципы движения и механической передачи;
16
Сущность технологического подхода к реализации деятельности.
Будут уметь:
Использовать конструкторы «Физика и технология», конструкторов
Lego; NXT. для создания различных механизмов и движущихся моделей;
Составлять примерный план работы по созданию механизмов и
движущихся моделей;
Пользоваться персональным компьютером для программирования своего
устройства;
Оперировать понятиями алгоритма и программы, использовать
структуру и алгоритмы ПО Lego Education при составлении собственных
программ;
Соблюдать требования техники безопасности при работе
Презентовать выполненный проект;
Анализировать результаты своей работы.
Личностные:
Приобретут навыки работы в команде;
Научатся понимать важность энергосберегающих проектов;
Приобретут
устойчивую
мотивацию
к
технически-продуктивной
деятельности.
Метапредметные:
Научатся навыкам работы с современными источниками информации
(интернет), инструментами.
Закрепят практические навыки, технологии и приемы работы на компьютере.
17
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
6
7
Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в полугодии
Недель в 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
36
2
72
16
20
1 сентября
24 октябрь – 30 октября
31 декабря - 9 января
25 мая
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 209.
Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее
оборудование:
Мебель:
стол преподавателя – 1 шт;
столы ученические – 6 шт;
стулья ученические – 13шт;
шкафы – 3шт.
Оборудование учебного кабинета:
Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms NXT. – 8 шт.;
Ресурсный набор NXT.– 2 шт.;
Дополнительные датчики к набору LEGO Mindstorms NXT – 5 шт.;
Персональный компьютер с установленной программой LEGO Mindstorms
NXT – 8 шт.;
18
Интерактивная доска;
Поля для соревнований роботов.
Методическое обеспечение:
Презентация (ЦОР «Основы робототехники»);
Технологические карты – 15 шт.;
Видео, аудиоматериалы:
a. Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego Mindstorms Education
b. Компакт-диски: “Индустрия развлечения”.
c. Интерактивный практикум ROBOLAB.
d. Перворобот NXT. Введение в робототехнику. Книга проектов. CD –
диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007
Цифровые ресурсы:
e. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms
education http://www.mindstorms.su/
f. http://robotics.ru/
g. http://edurobots.ru/
h. http://www.russianrobotics.ru/
https://www.firstinspires.org/robotics/ftc
Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
педагог
дополнительного
образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет
или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
19
1.
Вводный мониторинг: Проводится в начале учебного года с целью
определения с форсированности мотивации у обучающихся к занятиям
робототехникой (анализ сохранности контингента, диагностика потребностей и
интересов, анкетирование обучающихся и родителей, беседы с обучающимися
и родителями и др.);
2.
Промежуточный мониторинг: Проводится в конце второй четверти
с целью определения в ходе обучения степени усвоения учебного материала,
своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы выступает
система
контрольных
вопросов,
тестов,
анкетирование,
выполнение
обучающимися диагностических заданий;
3.
Итоговый мониторинг: Проводится в конце учебного года в целях
определения качества результатов образовательной программы (анализ участия
обучающихся в конкурсах, фестивалях, профильных сменах, турнирах).
Формы отслеживания результатов:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Педагогический анализ и оценка;
3. Дискуссия;
4. Беседа;
5. Опрос;
6. Контрольные тесты по учебным темам;
7. Конкурсы различного уровня;
8. Создание моделей роботов.
Основными
видами отслеживания
результатов освоения
учебного
материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль.
Осуществляется контроль следующим образом:
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся по следующим критериям:
Развитая речь. Умение представлять и защищать свои творчески работы;
Развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка);
20
Владение первоначальными умениями передачи, поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера;
Владение терминологией по предмету деятельности;
Умение
понимать
связь
событий,
устанавливать
причинно-
следственные связи.
Контроль проводится в форме собеседования и выполнения
практических заданий. После анализа результатов первоначального
контроля
проводится
корректировка
тематических
планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо. По окончании 1го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В
процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися
нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их
предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на
четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы
проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во
время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных
работ.
По
результатам
контроля
(при
необходимости)
проводится
корректировка тематических планов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Цель его проведения – определение уровня усвоения программы
каждым обучающимся. Формы проведения: районные выставки роботов,
защита проектов и их демонстрация, проведение соревнований по
робототехнике среди школ Артёмовского района Свердловской области
21
3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
2. Копосов Д.Г.
«Робототехника 5-6-7-8 класс. Учебное пособие». М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2017;
3. Копосов Д.Г., Панкратова Л. П. Примерная рабочая программа к учебному
пособию «Технология. Робототехника». 5-8 классы. М.: Бином. Лаборатория
знаний , 2019;
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Режим
доступа:
2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и их родителей». Руководство
пользователя ЛЕГОMINDSTORMS EV3.
3. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим
доступа:http://www.nxtprograms.com/index2.html
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Авторская мастерская Копосова [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://metodist.lbz.ru/authors/robototehnika/1/
2.
Блог-сообщество
любителей
роботов
Лего
с
примерами
программ
[Электронный ресурс] / URL: http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html
3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] /
URL:
http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=
category&layout=blog&id=72&Itemid=159〈=ru
4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и
графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / URL:
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
22
6.
Программы
для
робота
[Электронный
ресурс]
http://service.Лего.com/en-us/helptopics/?questionid=2655
23
/
Режим
доступа:
Приложение №1
Для оценки предметных и межпредметных результатов рекомендуется
проводить входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям.
№ п/п
Критерии
Уровень сформированности действия
1.
Мотивация
трудовой 0 — отсутствие у обучающегося желания
деятельности
осуществлять трудовую деятельность.
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя
творчества
прямым указаниям педагога.
2 — включается в творческую трудовую
деятельность, но по устной просьбе педагога или
инструкции.
3 – самостоятельно выполняет трудовую
деятельность, но обращаются за помощью к
педагогу.
4 – самостоятельно выполняет трудовую
деятельность.
5 – самостоятельно инициирует трудовую
деятельность, создает творческие работы.
2.
Владение компьютером,
работа с программным
обеспечением
0 — обучающийся совершенно не владеют
компьютером (нет умения).
1 — выбирает и использует ИКТ-ресурсы только
при помощи педагога.
2 — понимает характер и назначение данного
действия, при выборе и использовании ИКТресурсов обращается за помощью к педагогу.
3 — использует предусмотренные в рамках
изучения курса (отдельного урока) ИКТресурсы (плагины браузера, установленные
программы).
4 — для использования предусмотренные в
рамках изучения курса (отдельного занятия)
ИКТ- ресурсов умеет выполнить установку
программы с диска, найти информацию в
Интернете.
24
5 — самостоятельно выбирает ИКТ-ресурсы для
решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также для творческой
работы.
25
3.
Конструирование
0 — обучающийся совершенно не владеют
моделей с
данным
действием
(нет
умения
работать
с
помощью набора Lego конструктором).
1 — знаком с конструированием, выполняет модели,
следуя прямым указаниям педагога.
2 — умеет выполнять модели по образцу, схеме, но
часто обращаются за помощью к педагогу.
3 – умеет собирать модели по инструкции, но допускает
ошибки при сборке.
4 – самостоятельно собирает модели по инструкции.
5 – самостоятельно создает модели без инструкции.
4.
Теоретические знания в 0 — обучающийся не имеет теоретических знаний в
области
области конструирования.
конструирования
1 – отличает данное явление (объект) от их
аналогов, показывая при этом формальное знакомство с
ним, с его поверхностными характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным
понятиям.
3 – находит существенные признаки и связи
изучаемых
явлений, предметов на основе анализа, синтеза,
логического умозаключения, определяет
сходство, сопоставляет
полученную информацию с имеющимися
знаниями.
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с
применением усвоенных ранее знаний, выявляет
причинно-следственные связи при изучении
теоретического
материала,
умеет
находить
в
окружающей действительности изучаемые законы и
явления.
5 – умеет обобщать и творчески использовать
полученные в ходе обучения знания в новой
нестандартной ситуации,
находит оригинальные решения поставленной
перед ним задачи.
26
27