ДООП Конструирование в робототехнике - 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик ....................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………..….3
1.2 Цели и задачи программы .................................................................................... 9
1.3. Содержание общеразвивающей программы .................................................... 10
1.3.1 Учебно тематический план…………………………………………………. ..10
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана…...………………………….12
1.3.3. Планируемые результаты и освоение программы ........................................ 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................ 16
3.Список литературы ............................................................................................... 21
Приложение №1 ...................................................................................................... 20

2

1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по
«Конструирование

в

робототехнику»

включает

в

себя

изучение

ряда

направлений в области конструирования и моделирования, программирования и
решения различных технических задач. Программа ориентирована, в первую
очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения
роботизированных

технологий

и

получить

практические

навыки

в

конструировании и программировании робототехнических устройств на базе
конструкторов LEGO NXT.
Направленность программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

составительская «Конструирование в робототехнику» (далее Программа) имеет
техническую направленность.

Программа направлена на привлечение

обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования
и использования роботизированных устройств.
Актуальность данной программы - необходимость вести работу в
естественнонаучном направлении, для создания базы, позволяющей повысить
интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии,
информатике, геометрии); - востребованность развития широкого кругозора

и

формирования основ инженерного мышления; -отсутствие предмета в школьных
программах начального образования,
обучающихся

конструкторских

обеспечивающего

навыков

и

опыта

формирование

у

программирования.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных
интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что
компьютер используется как средство управления моделью; его использование
направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Учащиеся получают представление об особенностях составления программ
управления,

автоматизации

механизмов,

моделировании

работы

систем

Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и
3

Концепции развития дополнительного образования в сфере технического
творчества.
Нормативно-правовые основания разработки ДООП
Федеральный уровень
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации

от

31.03.2022 года № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №
11);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 №3 ;
-

Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте

Российской

Федерации

по

стратегическому

развитию

и

национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582
«Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации»;
4

-

Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N 442 «Об
утверждении

Порядка

деятельности

по

организации

основным

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной
программам

—

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД – 1736/03 « О
рекомендациях

по

использованию

информационных

технологий

в

образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции в 2020/2021 учебном году»
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи".
Региональный уровень.
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78–ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
5

- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О

системе

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей на территории Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 №

162-Д

«Об

утверждении

Концепции

развития

образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области»;
-

Государственная
образования

в

программа

Свердловской

Свердловской

области

до

области
2024

«Развитие

года»

системы

Постановлением

Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с
изменениями на 20.12.2018 г.).
- Региональный проект «Успех каждого ребенка»;
Местный уровень
- Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского
городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением
Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА;
-

Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра
дополнительного

образования

ДО

«Фаворит»;

утверждённого

приказом

Управления образования Артемовского городского округа от 22.03 2017г. №77
-

Положение

МАОУ

ЦДО

«Фаворит»

«Требования

к

дополнительным

общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Адресат Программы:
Данная Программа ориентирована на детей в возрасте от 10 до 14 лет.
Возрастные особенности обучающихся.
Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со
средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст –
самый благоприятный для творческого развития. Необходимость развития
6

творческих способностей учащихся среднего школьного возраста определяется
их личностно-эмоциональными и интеллектуальными возможностями.
Развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться,
проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности.
Состав группы
Состав группы 12 обучающихся.
Число детей одновременно находящихся в группе не более 12 человек.
Особенности набора:
Набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с
согласия родителей.

Состав группы постоянный. В течение года возможен

дополнительный прием детей после собеседования на свободные места.
В творческое объединение могут быть приняты все желающие, группы могут
быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем, срок освоения программы:
Объём программы 72 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: традиционная. В ходе
реализации теоретические знания закрепляются при выполнении практических
работ. Связь теории и практики позволяет выстроить учебный процесс так,
чтобы дети научились использовать, полученные знания и умения, как на
занятиях, так и в повседневной жизни.
Уровень освоения программы
Программа предполагает базовый уровень освоения программы.
Формы обучения
7

Фронтальная, групповая.
Виды занятий
Комбинированные,

лабораторное

занятие,

практическое

занятие,

экскурсии, мастер классы, творческие мастерские, лекции.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы подведения итогов
Собеседование, устный опрос, тест, анализ работ, взаимоанализ работ,
викторина, проект, лабораторная работа, выставка работ, квест.
Занятия проходят в очной форме, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение

в

дистанционном

формате

с

применением

дистанционных

образовательных технологий и электронного обучения предусмотрено во время:
− обучающиеся находятся на карантине;
− временное прекращения очных занятий в связи с неблагоприятными
погодными условиями;
− в иных случаях, по уважительным причинам, которые могут быть рассмотрены
учебным отделом в индивидуальном порядке по заявлению родителей (законных
представителей).
В этом случае, продолжительность занятия сокращается до 30 минут.
В процессе занятий используются здоровье сберегающие технологии, что
позволяет сочетать задачи по укреплению соматического и психического
здоровья обучающихся.

8

1.2.Цели и задачи программы
Цель

программы: формирование

интереса

к

техническим

видам

творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0 и Физика и технология;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
-

развитие

коммуникативной

компетенции:

навыков

сотрудничества

в

коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие

социально-трудовой

компетенции:

воспитание

трудолюбия,

самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными

источниками

информации,

умения

самостоятельно

искать,

извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

9

1. 3. Содержание программы
1.3.1. Учебный (тематический) план
No
п/

Наименование
раздела/темы

Количество часов 72
всего теорети практи

п

ческие ческие

1

Вводное занятие.

2

1

1

2
3

Инструктаж по ТБ.
Знакомство
с
конструктором ЛЕГО
( NXT)
Виды роботов и законы
робототехники
Сборка
конструкции
шестерённых передач.

2
4

1
1

1
3

2

1

1

Первые шаги в ( NXT)
Закон
классической
механики
в
робототехники.
Скорость,
расстояние,
время

4

2

2

2

1

1

2

1

1

Знакомство с понятием
измерения.
Виды и способы
измерения.
Практика измерения и
погрешности.

4

1

3

2

1

1

Сборка первой модели
(пятиминутка)
Сборка модели по схеме

4

1

3

2

1

1

3.1
3.2

4
4.1
4.2

5
5.1
5.2

6
6.1

форма контроля
аттестации
проверка соответствия
качеств
начального
состояния обучаемого
опрос по теме

2
2

2

опрос по теме

тест опрос в виде
кроссворда

2

10

тест

6.2

Отладка
работоспособности.

2

7

Период
и
частота
движения.
Дать основные понятия
периода
и
частоты
вращения колеса.
Практическое измерение
периода и частоты
Программирование
траектории движения
по окружности.
Теория движения по
окружности

4

1

3

2

1

1

8.2

Практическое
программирование
движения
колеса
и
модели по окружности.

2

9

Сборка вертикального
робота.
Сборка
робота
по
инструкции.
Отладка
работоспособности
робота с условиями
линейного
программирования.

4

1

3

2

1

1

Точка приложения
силы
Что такое сила и как
зависит от мощности
Практическое измерение
силы в моделях

4

1

3

2

1

1

7.1

7.2
8

8.1

9.1
9.2

10
10.1

10.2

2

2

устный опрос

2

4

1

3

2

1

1

тест

2

2

устный опрос

2

2

2

11

тест

11
11.1
11.2

12

12.1

12.2

13
13.1
13.2

14
14.1
14.2

14.3

15
15.1
15.2
15.3

Простые
механизмы
рычага
Физическое
понятия
рычага
Практическое
применение рычага.
Основы
управления
роботом с помощью
датчика касания и
звука.
Теория
установки и
управление модели с
датчиком касания.
Практика
построение
программы с датчиком.
Удаленное управление
Теория
удалённого
управления
Практика
удалённого
управления модели.
Давление.
Объяснения физической
величины давления
Способы и приборы
измерения давления.

4

1

3

2
2

1

1
2

4

1

3

2

1

1

Практическое
построение модели
для измерения давления.
Знакомство с набором
пневматика.
Знакомство с
компонентами силовых
установок.
Сборка пневматической
модели
Практическая
отладка
модели.

2

2

опрос
обучающихся

опрос
обучающихся

2

4
2
2

1
1

3
1
2

опрос
обучающихся

6
2

2
1

4
1

тест

2

1

1

2

4

1

1

1

3

1

1

2

2

12

тест

16
16.1
16.2
16.3

17

17.1
17.2
17.3
17.4
17.5

18

Знакомство с набором
возобновляющей
энергии
Понятия ветряной
энергии.
Понятие солнечной
энергии.
Практическое
построение и
эксперимент.
Творческое
задание
сборка
и
программирование
модели
робота
по
выбору.
Выбор темы работ в
группе.
Разработка
робототехнической
модели
Конструирование
модели
Составление программы
и отладка модели.
Составление
презентации.

4

2

1
1
2

1
1

8

1

Зачёт
аттестация)
итого

2

1

1

72

20

52

(Итоговая

2

тест

2

7

оценка модели

1
2
2
2
1

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана.
1. Тема: Вводное занятие Инструктаж по ТБ.
Теория: Дать понятия, что такое робототехника и конструирование и техника
безопасности на рабочем месте и правила поведения в учреждении.
2 тема: Знакомство с конструктором ЛЕГО(NXT)
13

Теория: ознакомиться с наборов виды деталей виды шестерёнок, штепсельных
соединений втулок и т.д.
Практика: включает в себя сборка простой конструкции с учётов соединение
деталей.
3. Тема: Первые шаги в (NXT)
Теория: дать понятия: Что такое робот? Какие законы робототехники вы знаете?
Что изучает наука робототехника?
Практика: сборка конструкции шестерёночных передач.
4. Тема: Знакомство с понятием измерения.
Теория: Дать краткое понятия физическим законам классической механики
траектории движения, видам измерения, скорости, расстояния, времени.
Практика: Освоение навыков измерения скорости, расстояния, времени. На
примере программирование модели робота по времени.
5. Тема: Сборка первой модели (пятиминутка).
Теория: Объяснить понятия: сборки по инструкции модели робота способы
соединения деталей узлов соединения согласно инструкции. Освоение навыков
сборки (пятиминутки) по инструкции.
Практика: Сборка модели по инструкции
6. Тема: Период и частота движения.
Теория: Обеднение механического движения с определением физических
законов периода и частоты движения.
Практика: Отработка и освоение навыков определение периода, частоты
вращения колеса при эксперименте движения робота.
7. Тема: Программирование траектории движения по окружности.
Теория: Объяснить понятия программирования микроконтроллера (NXT)по
траектории

движения

по

окружности,

половина

окружности

четверть

окружности.
Практика: Условия при эксперименте движения по окружности с различными
параметрами программирования.
8. Тема: Сборка вертикального робота.
14

Теория: Дать объяснения сборки модели шагающий робота, по инструкции.
Практика: Отработка сборки модели шагающих роботов согласно инструкциям
сборка узлов и механизмов.
9. Тема: Точка приложения силы.
Теория: Дать объяснения физических понятий: силы тяжести силы упругости,
вес тела, силы трения и всемирного тяготения.
Практика: Отработка экспериментом силы упругости и силы трения и
скольжения робота модели по поверхности при условии составления линейной
программы.
10. Тема: Простые механизмы рычага.
Теория: Дать объяснения, что такое рычаг и какие законы физики применимы в
механическом рычаге.
Практика: Отработка сборки механизма рычага, правил подъёма в конструкции
робота.
11.Тема: Основы управления роботом с помощью датчика касания и звука.
Теория: Дать объяснения: основами управления и программирования с
помощью датчика касания и звука.
Практика: Отработка и освоение навыков управление моделью при условиях
программирования с датчиком касания и звука.
12. Тема: Удаленное управление.
Теория: Дать пояснения использование Bluetooth для беспроводного пульта
дистанционного управления с двумя NXT.
Практика: Отработка взаимодействия для дистанционного управления с двумя
микроконтроллерами NXT.
13.Тема: Давление.
Теория: Дать общие понятие, что такое давление и в каких единицах измеряться.
Практика: Отработка опыта с давление с помощью манометров.
14. Тема: Знакомство с набором пневматика.

15

Теория: Объяснить и дать представления реальных и сложных схем
пневматических моделей

и

основных

механизмов.

Согласно,

понятной

инструкции по сборке, что такое манометр и баллон с воздухом.
Практика: Отработка сборки согласно инструкции моделей пневматики.
15. Тема: Знакомство с набором возобновляющей энергии.
Теория: Объяснить на примерах

сконструированных моделях, изучить

конструкции основных механизмов получения энергии. Модель генератора
энергии, увидеть, как передается и сохраняется энергия, и как ее можно
использовать в дальнейшем.
Практика: Отработка сборки моделей из набора возобновляющей энергии.
16. Тема: Творческое задание сборка и программирование модели робота по
выбору.
Теория. Дать пояснения: что такое творческое задание, какие виды и формы
творческих заданий бывают, объяснить поочередность выполнения.
Практика: Отработка групповых заданий и их выполнения сбор информации и
изготовление презентации.
17. Тема: Итоговый зачет Защита творческих заданий по группам.
1.3.3. Планируемый результат освоение программы.
Результатом освоения ДООП является овладение обучающимися:
Предметные:
Будут знать:
 Названия деталей конструкторов «Физика и технология», набора деталей
конструктораNXT.
 Структуру и алгоритмы.
Будут понимать:
 Принцип работы датчиков, моторов и других элементов конструкторов
 Lego; NXT.
 Принципы движения и механической передачи;
16

 Сущность технологического подхода к реализации деятельности.
Будут уметь:
 Использовать конструкторы «Физика и технология», конструкторов
 Lego; NXT. для создания различных механизмов и движущихся моделей;
 Составлять примерный план работы по созданию механизмов и
 движущихся моделей;
 Пользоваться персональным компьютером для программирования своего
устройства;
 Оперировать понятиями алгоритма и программы, использовать
структуру и алгоритмы ПО Lego Education при составлении собственных
программ;
 Соблюдать требования техники безопасности при работе
 Презентовать выполненный проект;
 Анализировать результаты своей работы.
Личностные:
 Приобретут навыки работы в команде;
 Научатся понимать важность энергосберегающих проектов;
 Приобретут

устойчивую

мотивацию

к

технически-продуктивной

деятельности.
Метапредметные:
 Научатся навыкам работы с современными источниками информации
(интернет), инструментами.
 Закрепят практические навыки, технологии и приемы работы на компьютере.

17

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
6
7

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в полугодии
Недель в 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

36
36
2
72
16
20
1 сентября
24 октябрь – 30 октября
31 декабря - 9 января
25 мая

2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 209.
Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее
оборудование:
Мебель:
 стол преподавателя – 1 шт;
 столы ученические – 6 шт;
 стулья ученические – 13шт;
 шкафы – 3шт.
Оборудование учебного кабинета:
 Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms NXT. – 8 шт.;
 Ресурсный набор NXT.– 2 шт.;
 Дополнительные датчики к набору LEGO Mindstorms NXT – 5 шт.;
 Персональный компьютер с установленной программой LEGO Mindstorms
NXT – 8 шт.;
18

 Интерактивная доска;
 Поля для соревнований роботов.
Методическое обеспечение:
 Презентация (ЦОР «Основы робототехники»);
 Технологические карты – 15 шт.;
 Видео, аудиоматериалы:
a. Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego Mindstorms Education
b. Компакт-диски: “Индустрия развлечения”.
c. Интерактивный практикум ROBOLAB.
d. Перворобот NXT. Введение в робототехнику. Книга проектов. CD –
диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007
 Цифровые ресурсы:
e. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms
education http://www.mindstorms.su/
f. http://robotics.ru/
g. http://edurobots.ru/
h. http://www.russianrobotics.ru/
 https://www.firstinspires.org/robotics/ftc
Кадровое обеспечение:
Реализацию

программы

обеспечивает

педагог

дополнительного

образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
 Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование,
высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет
или магистратура.
 Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
 Профессиональная категория: без требований к категории.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
19

1.

Вводный мониторинг: Проводится в начале учебного года с целью

определения с форсированности мотивации у обучающихся к занятиям
робототехникой (анализ сохранности контингента, диагностика потребностей и
интересов, анкетирование обучающихся и родителей, беседы с обучающимися
и родителями и др.);
2.

Промежуточный мониторинг: Проводится в конце второй четверти

с целью определения в ходе обучения степени усвоения учебного материала,
своевременного вскрытия недостатков. В качестве такой системы выступает
система

контрольных

вопросов,

тестов,

анкетирование,

выполнение

обучающимися диагностических заданий;
3.

Итоговый мониторинг: Проводится в конце учебного года в целях

определения качества результатов образовательной программы (анализ участия
обучающихся в конкурсах, фестивалях, профильных сменах, турнирах).
Формы отслеживания результатов:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Педагогический анализ и оценка;
3. Дискуссия;
4. Беседа;
5. Опрос;
6. Контрольные тесты по учебным темам;
7. Конкурсы различного уровня;
8. Создание моделей роботов.
Основными

видами отслеживания

результатов освоения

учебного

материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль.
Осуществляется контроль следующим образом:
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся по следующим критериям:
 Развитая речь. Умение представлять и защищать свои творчески работы;
 Развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка);
20

 Владение первоначальными умениями передачи, поиска,
 преобразования, хранения информации, использования компьютера;
 Владение терминологией по предмету деятельности;
 Умение

понимать

связь

событий,

устанавливать

причинно-

следственные связи.
Контроль проводится в форме собеседования и выполнения
практических заданий. После анализа результатов первоначального
контроля

проводится

корректировка

тематических

планов,

пересматриваются учебные задания, если это необходимо. По окончании 1го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В
процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися
нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их
предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на
четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы
проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во
время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных
работ.
По

результатам

контроля

(при

необходимости)

проводится

корректировка тематических планов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Цель его проведения – определение уровня усвоения программы
каждым обучающимся. Формы проведения: районные выставки роботов,
защита проектов и их демонстрация, проведение соревнований по
робототехнике среди школ Артёмовского района Свердловской области

21

3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
2. Копосов Д.Г.

«Робототехника 5-6-7-8 класс. Учебное пособие». М.: Бином.

Лаборатория знаний, 2017;
3. Копосов Д.Г., Панкратова Л. П. Примерная рабочая программа к учебному
пособию «Технология. Робототехника». 5-8 классы. М.: Бином. Лаборатория
знаний , 2019;
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Режим
доступа:
2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и их родителей». Руководство
пользователя ЛЕГОMINDSTORMS EV3.
3. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим
доступа:http://www.nxtprograms.com/index2.html
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Авторская мастерская Копосова [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://metodist.lbz.ru/authors/robototehnika/1/
2.

Блог-сообщество

любителей

роботов

Лего

с

примерами

программ

[Электронный ресурс] / URL: http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html
3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] /
URL:

http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view=

category&layout=blog&id=72&Itemid=159〈=ru
4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и
графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / URL:
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
5. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
22

6.

Программы

для

робота

[Электронный

ресурс]

http://service.Лего.com/en-us/helptopics/?questionid=2655

23

/

Режим

доступа:

Приложение №1
Для оценки предметных и межпредметных результатов рекомендуется
проводить входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям.
№ п/п

Критерии

Уровень сформированности действия

1.

Мотивация
трудовой 0 — отсутствие у обучающегося желания
деятельности
осуществлять трудовую деятельность.
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя
творчества
прямым указаниям педагога.
2 — включается в творческую трудовую
деятельность, но по устной просьбе педагога или
инструкции.
3 – самостоятельно выполняет трудовую
деятельность, но обращаются за помощью к
педагогу.
4 – самостоятельно выполняет трудовую
деятельность.
5 – самостоятельно инициирует трудовую
деятельность, создает творческие работы.

2.

Владение компьютером,
работа с программным
обеспечением

0 — обучающийся совершенно не владеют
компьютером (нет умения).
1 — выбирает и использует ИКТ-ресурсы только
при помощи педагога.
2 — понимает характер и назначение данного
действия, при выборе и использовании ИКТресурсов обращается за помощью к педагогу.
3 — использует предусмотренные в рамках
изучения курса (отдельного урока) ИКТресурсы (плагины браузера, установленные
программы).
4 — для использования предусмотренные в
рамках изучения курса (отдельного занятия)
ИКТ- ресурсов умеет выполнить установку
программы с диска, найти информацию в
Интернете.

24

5 — самостоятельно выбирает ИКТ-ресурсы для
решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также для творческой
работы.

25

3.

Конструирование
0 — обучающийся совершенно не владеют
моделей с
данным
действием
(нет
умения
работать
с
помощью набора Lego конструктором).
1 — знаком с конструированием, выполняет модели,
следуя прямым указаниям педагога.
2 — умеет выполнять модели по образцу, схеме, но
часто обращаются за помощью к педагогу.
3 – умеет собирать модели по инструкции, но допускает
ошибки при сборке.
4 – самостоятельно собирает модели по инструкции.
5 – самостоятельно создает модели без инструкции.

4.

Теоретические знания в 0 — обучающийся не имеет теоретических знаний в
области
области конструирования.
конструирования
1 – отличает данное явление (объект) от их
аналогов, показывая при этом формальное знакомство с
ним, с его поверхностными характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным
понятиям.
3 – находит существенные признаки и связи
изучаемых
явлений, предметов на основе анализа, синтеза,
логического умозаключения, определяет
сходство, сопоставляет
полученную информацию с имеющимися
знаниями.
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с
применением усвоенных ранее знаний, выявляет
причинно-следственные связи при изучении
теоретического
материала,
умеет
находить
в
окружающей действительности изучаемые законы и
явления.
5 – умеет обобщать и творчески использовать
полученные в ходе обучения знания в новой
нестандартной ситуации,
находит оригинальные решения поставленной
перед ним задачи.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».