ДООП Деревообработка и резьба по дереву - 2024

1

Содержание
Содержание......................................................................................................................................... 2
1. Комплекс основных характеристик ............................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................................................ 7
1.3 Содержание Программы............................................................................................................... 8
1.3.1 Учебный план ............................................................................................................................ 8
1.3.2 Учебно-тематический план ..................................................................................................... 11
Содержание учебного (тематического) плана ................................................................................. 12
1.3.2 Учебно-тематический план второго года обучения ............................................................... 18
Содержание учебно-тематического плана второго года обучения ................................................ 18
1.4. Планируемые результаты .......................................................................................................... 21
2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................................. 25
3. Список литературы ....................................................................................................................... 37

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Деревообработка и резьба по дереву» - имеет техническую направленность
рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер
обучения.
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – базовый уровень.
Актуальность

программы

обусловлена

тем,

что

в

настоящее

время огромное количество молодых людей школьного возраста увлекаются
компьютерными играми и проводит много времени за компьютерами. Это
сказывается, на их общем всестороннем развитии они становятся более
замкнутыми им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они более
раздражительны, зачастую живут в каком-то своем выдуманном мире при этом, не
зная, как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать руками. Другая
категория современных детей предоставлена сама себе, уходит на улицы, в
подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на созидание.
Занятия

в

творческом

объединении

«Конструирование

и

3

D

моделирование» направлены на расширение интересов детей и переключение их
внимание на другие сферы деятельности создаю условия, для развития увлекая его
различными видами деятельности при изготовлении изделий из дерева с
применением станков с Числовым программным управлением. Тем самым
появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение
детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального,
культурного

и

профессионального

самоопределения,

творческой

самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных
проблем в современном обществе.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;

3

 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11);
 Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» с изменениями от 30.09.2020 г.;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность

электронного

обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
 Государственная программа Свердловской области "Развитие системы
образования в Свердловской области до 2024 года. утв. Постановлением
Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с
изменениями на 20.12.2018 г.);


Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 г№ 453-УГ «О

комплексной программе «Уральская инженерная школа»;
4

 Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№503 - П «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
 Приказ

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2028 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Региональный проект «Успех каждого ребенка» утв. протоколом
заседания регионального комитета от 14.12.2018 № 2018-2 (в ред. от 27.03.2019 №
2019-1)
 Региональный проект «Цифровая образовательная среда»;
 Региональный проект «Учитель будущего»;
 Муниципальная
Артемовского

городского

программа

«Развитие

округа

период

на

2019

системы
–

2024

образования
годов

утв.

Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА;
 Устав МАОУ ЦДО «Фаворит»;
 Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным
общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Программа разработана с учетом одного из приоритетных направлений
развития в сфере информационных технологий и возрастающей потребности
общества в высококвалифицированных специалистах инженерных специальностей
в Свердловской области и реализует начальную профориентацию обучающихся.
Адресат Программы
Программа ориентирована на детей в возрасте 9 - 17 лет.
В творческое объединение могут быть приняты все желающие, группы
могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Наполняемость учебных
групп составляет до 6 человек.
Программа реализуется в традиционной модели и представляет собой
последовательность освоения содержания от простого к сложному.
5

Возрастные особенности:
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества,
в программе стоит задача развития его познавательных интересов.
Но

мышление

ребенка

не

может

сформироваться

спонтанно,

без

целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование
к форме организации обучения и воспитания: организовать занятия по
активизации

мыслительных

процессов

и

формированию

элементарных

конструкторских умений и навыков в максимально эффективной форме для того,
чтобы обеспечить обучающимся максимально доступный объем знаний и
стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со
средой, под влиянием обучения и воспитания. Средний школьный возраст – самый
благоприятный для творческого развития. Необходимость развития творческих
способностей учащихся среднего школьного возраста определяется их личностноэмоциональными и интеллектуальными возможностями.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем:
Общий объем программы составляет 288 часов.
Продолжительность одного года обучения – 144 часа.
Срок освоения – 2 года.
Уровневость: Базовый уровень.
Перечень форм обучения: очная, групповая, индивидуальная.
Возможен полный или частичный переход на обучение с применением
дистанционных образовательных технологий- Google сервисы, Zoom, You Tube.
Перечень

видов

занятий:

лекции,

просмотры

видео,

дискуссии,

мастерские, тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, онлайн
видеоконференции.

6

Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

общеразвивающей

программы: презентация, мастер-класс, практическое занятие, выставка работ.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Раскрытие творческого потенциала и развитие личностных качеств
обучающихся через формирование ключевых компетенций и специальных
навыков обработки древесины ручным инструментом и с применением станков с
ЧПУ.
Обучающие


формировать

пространственное

представление,

художественно

–

образное восприятие действительности;


научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для

создания художественных образов, и предметов быта;


освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки

древесины;


изучить технологию работы лобзиком;



научить работать различными инструментами, приспособлениями;



научить работать на станках с ЧПУ, составлять трехмерные чертежи;



изучить технологию работы с деревом с применением станков с ЧПУ;



возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;



учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы,

способы хранения древесины;


изучить технологию мозаики;



изучить технологию геометрической резьбы;



изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:


развивать технические и художественно – творческие способности

обучающихся;

7



развить способности работы с инструментом, объемное видение

предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с
окружающим миром;


развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к

предметам и явлениям действительности;


формировать творческую индивидуальность в различных направлениях

декоративно – прикладного творчества;


овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;



сформировать представление о народном мастере как творческой

личности;


сформировать

у

детей

мировоззрение,

открытое

российским

национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:


прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;



пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым,

современным

направлениям народного творчества;



развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;



сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе,

где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. приобрести знания
основ культуры и искусства наших предков.


развить

у

обучающихся

навыки

познавательной,

творческой

деятельности;
1.3 Содержание Программы

Уров Год
ень
обуче
слож ния
ност
и
базов

1.3.1 Учебный план
Наименование
Количество
раздела/темы
академических
часов
всего теор прак
ия
тика
Вводное занятие
2
2
0

Формы
промежуточно
й (итоговой)
аттестации

8

ый

1

Охрана труда, электро и
пожарная безопасность при
производстве
художественных изделий
Основы материаловедения
Материалы, инструменты и
приспособления.
Виды резьбы по дереву

2

2

0

Опрос

4
2

4
2

0
0

6

2

4

Технология выпиливания
лобзиком как
разновидность
оформления изделия
Технические приёмы
выпиливания орнамента
Сборочные и отделочные
работы
Художественноэстетические основы
выпиливания лобзиком
Работа над конструкцией
изделия
Построение орнамента
Отделка изделия
Изготовление изделия

8

2

6

Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

8

2

6

8

2

6

4

1

3

4

1

3

4
4
10

0
0
0

4
4
10

Виды резьбы
Материал
Оборудование,
инструменты и
приспособления для
резьбы по дереву
Изготовление инструмента
для резьбы по дереву и
подготовка его к работе.
Геометрическая резьба по
дереву. Освоение приемов
выполнения
геометрической резьбы.
Контурная резьба
Рельефная и скульптурная
резьба
Отделка и реставрация
резных изделий

4
4
4

4
4
4

0
0
0

6

2

4

Практическая
работа

10

2

8

Практическая
работа

6
4

6
4

0
0

8

0

8

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
9

2

Изготовление простого
художественного изделия
столярным способом.
Составление композиции
на шаблоне. Перенос ее на
заготовку.
Изготовление разделочной
доски и декорирование ее
геометрической резьбой.
Изготовление набора из
двух разделочных досок.
Выполнение техники
пропильной резьбы.
Итоговое занятие
Вводное занятие
Основы технологических
процессов
обработки
материалов резанием
Общие
вопросы
программирования
и
компьютерные программы
для
моделирования,
совместимые со станками с
ЧПУ
Структура станков с ЧПУ
(фрезерный, лазерный.)
Технологические процессы
обработки
детали
на
станках с ЧПУ и введения
цифровой информации в
станок с ЧПУ
Подготовка управляющих
программ для станков
лазерный и фрезерный.

8

0

8

Практическая
работа

8

0

8

Практическая
работа

8

0

8

6

0

6

Практическая
работа
Практическая
работа

2
2
20

2
2
6

0
14

Практическая
работа

20

6

14

Практическая
работа

20

6

14

20

6

14

Практическая
работа
Практическая
работа

20

6

14

Практическая
работа

Маршрутные
20
технологические процессы
и резание деталей на
станке с ЧПУ.

6

14

Практическая
работа

Творческие проекты

20

4

16

Защита
проекта

Итоговое занятие

2
2
0
Всего по программе: 288 часов
10

№
п/п

1
2

3
4
5
6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

17

18

19

1.3.2 Учебно-тематический план
Наименование раздела/темы
Количество часов
всего теория практи форма
ка
контроля/
аттестации
Вводное занятие
2
2
0
Охрана труда, электро и
2
2
0
Опрос
пожарная безопасность при
производстве
художественных изделий
Основы материаловедения
4
4
0
Опрос
Материалы, инструменты и
2
2
0
Практическая
приспособления.
работа
Виды резьбы по дереву
6
2
4
Практическая
работа
Технология выпиливания
8
2
6
Практическая
лобзиком как разновидность
работа
оформления изделия
Технические приёмы
8
2
6
Практическая
выпиливания орнамента
работа
Сборочные и отделочные
8
2
6
Практическая
работы
работа
Художественно-эстетические 4
1
3
Практическая
основы выпиливания
работа
лобзиком
Работа над конструкцией
4
1
3
Практическая
изделия
работа
Построение орнамента
4
0
4
Отделка изделия
4
0
4
Изготовление изделия
10
0
10
Практическая
работа
Виды резьбы
4
4
0
Материал
4
4
0
Оборудование, инструменты
4
4
0
и приспособления для резьбы
по дереву
Изготовление инструмента
6
2
4
Практическая
для резьбы по дереву и
работа
подготовка его к работе.
Геометрическая резьба по
10
2
8
Практическая
дереву. Освоение приемов
работа
выполнения геометрической
резьбы.
Контурная резьба
6
6
0
11

20
21
22

23

24
25
26

Рельефная и скульптурная
резьба
Отделка и реставрация
резных изделий
Изготовление простого
художественного изделия
столярным способом.
Составление композиции на
шаблоне. Перенос ее на
заготовку.
Изготовление разделочной
доски и декорирование ее
геометрической резьбой.
Изготовление набора из двух
разделочных досок.
Выполнение техники
пропильной резьбы.
Итоговое занятие

4

4

0

8

0

8

8

0

8

8

0

8

Практическая
работа

8

0

8

6

0

6

Практическая
работа
Практическая
работа

2
144

2
48

0
96

Практическая
работа
Практическая
работа

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:

Презентация

образовательной

программы.

Правила

поведения

в

творческом объединении.
Тема 2. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве
художественных изделий.
Теория. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных
изделий. Начальная диагностика.
Тема 3 Основы материаловедения
Теория: Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по
выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина:
основные

свойства

и

пороки;

характеристика

пород;

фанера,

шпон,

нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 4. Материалы, инструменты и приспособления
Теория: Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства
материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик.
Пилки.
12

Тема 5 Виды резьбы по дереву
Теория: Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по
дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практика: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и
медведь)
Тема 6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория: Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления
изделия. Особенности работы лобзиком.
Практика: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь).
Тема 7. Технология выпиливания орнамента.
Теория: Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента, применяемые в
работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия.

Подготовка

материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практика: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.
Тема 8. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория: Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей.
Форма и конструкция деталей.
Практика: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 9. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория: Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Практика: выполнение орнамента по выбору обучающихся.
Тема 10. Работа над конструкцией изделия.
Теория: Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
13

- изделия со сложным орнаментом.
Практика: сборка корзиночки для конфет
Тема 11. Построение орнамента.
Практика: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для
фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 12. Отделка изделия.
Практика: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 13. Изготовление изделия.
Практика: выполнение настенного панно
Тема 14. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной,
прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Тема 15. Материал
Теория:

технология

подготовки

материала,

Выбор

материала

Технико-

технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
14

- способы предупреждения и устранения дефектов.
Тема 16. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Тема 17. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к
работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практика: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к
работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе
Тема 18. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Техникотехнологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практика: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных
выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические
сведения:
15

Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе
Тема 19. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические
сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практика: Выполнение орнамента
Тема 20. Рельефная и скульптурная резьба
Теория: технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Техникотехнологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Тема 21. Отделка и реставрация резных изделий
Практика: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические
сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

16

Тема 22. Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практика: Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Техникотехнологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 23. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической
резьбой.
Практика: Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической
резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 24. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практика:

Изготовление

набора

из

двух

разделочных

досок.

Технико-

технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 25. Выполнение техники пропильной резьбы.

17

Практика: Выполнение выпиливания пропильной и прорезной резьбы ручным
лобзиком с различными полотнами.
Тема 26. Итоговая аттестация.
Теория: Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.

№
п/п

1
2

3

4
5

6

1.3.2 Учебно-тематический план второго года обучения
Наименование раздела/темы
Количество часов
всего теория практи форма
ка
контроля/
аттестации
Вводное занятие
2
2
Основы
технологических 20
6
14
Практическая
процессов
обработки
работа
материалов резанием
Общие
вопросы 20
6
14
Практическая
программирования
и
работа
компьютерные
программы
для
моделирования,
совместимые со станками с
ЧПУ
Структура станков с ЧПУ 20
6
14
Практическая
(фрезерный, лазерный.)
работа
Технологические
процессы 20
6
14
Практическая
обработки детали на станках с
работа
ЧПУ и введения цифровой
информации в станок с ЧПУ
Подготовка
управляющих 20
6
14
Практическая
программ
для
станков
работа
лазерный и фрезерный.

7

Маршрутные
20
технологические процессы и
резание деталей на станке с
ЧПУ.

6

14

Практическая
работа

8

Творческие проекты

20

4

16

Защита
проекта

9

Итоговое занятие

2
144

2
44

0
100

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
1. Вводное занятие
18

Теория: Презентация программы, правила ТБ.
2. Основы технологических процессов обработки материалов резанием.
Теория: Основные теоретические сведения Физические основы обработки
материалов резанием. Изучаются основные методы обработки поверхностей
деталей

машин

отделочными,

точением,

сверлением,

электрофизическими

и

фрезерованием,

другими

шлифованием,

специальными

методами

обработки. Сведения о материалорежущих станках, особое место занимают станки
с

программным

управлением

и

многооперационные.

Механизация

и

автоматизация технологических процессов механической обработки. Одно из
направлений в решении задач автоматизации процессов обработки – программное
управление (ПУ) материалорежущими станками. Материалорежущие станки
оснащаются числовыми (ЧПУ) видами программного управления (ПУ)
Практика: Обработка заготовок на фрезерных станках. Ознакомьтесь с
характерными особенностями метода фрезерования. Изучите типы фрезерных
станков, элементы и геометрию цилиндрической и торцовой фрез. Отделочные
методы

обработки

Отделочные

методы

применяются

для

окончательной

обработки и придания поверхностям высокой точности, качества и повышения
надежности работы.
3. Общие вопросы программирования и компьютерные программы для
моделирования, совместимые со станками с ЧПУ.
Теория: Основные теоретические сведения Термины и основные понятия.
Особенности

обработки

на

станках

с

ЧПУ.

Системы

счисления.

Программоносители. Подготовка информации для управляющих программ.
Кодирование информации.
Практика: Программа для моделирования CorelDraw, ArtCAM Основные
инструментальные

средства

программа

конструкторско-технологических

задач.

СorelDRAW
Решение

и

ArtCAM.

дизайнерских

Решение
задач.

Составление компьютерных моделей.
4. Структура станков с ЧПУ (фрезерный, лазерный.).

19

Теория: Основные теоретические сведения Комплекс «Станок с ЧПУ».
Функциональная схема управления станков с ЧПУ. Характеристика функций
СЧПУ. Система координат станков с ЧПУ.Р азмещение координатных систем
различных станков с ЧПУ. Связь систем координат для различных станков.
Информационная структура систем числового программного управления (с ЧПУ)
станками. Структурно-информационный анализ ЧПУ разных классов, системы
классов CNC, DNC, HNC. Модели устройств ЧПУ
Практика:
Просмотр учебных видеофильмов. Варианты объектов труда Рассмотрение
моделей ЧПУ начинается со структуры обозначения моделей. Изучаются
характеристики моделей, их функциональные особенности.
5. Технологические процессы обработки детали на станках с ЧПУ и
введения цифровой информации в станок с ЧПУ.
Теория: Основные теоретические сведения Проектирование фрезерных
операций. Элементы контура детали и заготовки. Припуски на обработку деталей.
Зоны обработки. Разработка черновых переходов при фрезерной обработке
основных поверхностей. Типовые схемы переходов при фрезерной обработкед
ополнительных поверхностей. Назначение инструмента для фрезерной обработки.
Выбор параметров режима резания при фрезерной обработке.
Практика:
Системы координат станков с ЧПУ (2D и 3D) Определение координат
профиля Нулевые и исходные точки станков с ЧПУ Числовое программное
управление станков Инструменты и приспособления для работы на станках
(фрезы, цанги и т.д.) Коррекция инструмента Просмотр учебных видео фильмов
Варианты объектов труда
6. Подготовка управляющих программ для станков лазерный и фрезерный.
Теория: Основные теоретические сведения Ознакомление и изучение
вспомогательных программ станков с ЧПУ. Теоретические основы построения
управляющих программ. Изучение основных способов построения компьютерных
программ. Ознакомление

с основными программами для компьютерного
20

моделирования. Основные программы для компьютерного моделирования.
Принцип действия.
Практика:
Программа
инструментальные

для

моделирования

средства

программа

конструкторско-технологических

CorelDraw,
СorelDRAW

задач.

Решение

ArtCAM
и

Основные

ArtCAM

дизайнерских

Решение
задач.

Составление компьютерных моделей. Способы введения информации в станок с
ЧПУ.
7. Маршрутные технологические процессы и резание деталей на станке с
ЧПУ.
Практика:
Создание компьютерной модели Настройка параметров станка Выбор
инструмента Коррекция инструмента Резание деталей Финишная обработка
деталей; Контроль готового изделия; 7.Защита проекта. (2ч.) Представление
проекта Демонстрация навыков у станка.
8. Творческие проекты
Теория: Правила составления проектов.
Практика: Составление проектов на свободные темы.
9. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения первого года обучения:
Личностные:
 адекватная оценка своих возможностей;
 понимание и следование в деятельности нормам эстетики, следование в
поведении моральным и этическим требованиям;
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения);
21

 оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки
зрения

собственных

ощущений

(явлении,

события),

соотносить

их

с

общепринятыми нормами и ценностями;
 оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные
поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
 описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться
к результатам труда мастеров;
 принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к
ним;
 опираясь
технологические

на
знания

освоенные
и

умения,

изобразительные
делать

выбор

и

конструкторско-

способов

реализации

предложенного или собственного замысла.
Метапредметные:
 определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и
самостоятельно;
 обучаться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную
проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
 уметь планировать практическую деятельность на занятии;
 с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты;
 предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
 работая по совместно составленному плану, использовать необходимые
средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
осуществлять контроль точности выполнения операций;
 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
 ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно
использовать пробно-поисковые и практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
22

 добывать новые знания: находить необходимую информацию;
 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы;
Предметные результаты:
Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие 

владения основными ручными инструментами по обработке, точению,
выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;



выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;



владения основными элементами графической грамотности;



выполнения плоскостной разметки;



разработки и составление композиции для выжигания, различных видов
резьбы;



выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами
резьбы.
По освоению всего курса Программы у обучающихся должны быть

сформированы личностные результаты, метапредметные результаты и предметные
результаты:
Личностные результаты: Становление профессионального самоопределения
в выбранной сфере профессиональной деятельности. Самооценка готовности к
предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные

результаты: Проявление

нестандартного подхода

к

решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса. Мотивированный отказ от образца объекта труда при
данных

условиях,

поиск

новых

решений

возникшей

технической

или

организационной проблемы. Диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям.
Предметные результаты:
В познавательной сфере: распознавание видов, назначения материалов,
инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; владение
23

способами

научной

организации

труда,

формами

деятельности,

соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
знание 2D и 3D-редактора; знание материалов для лазерной и фрезерной
обработки; знание правил по технике безопасности при работе с лазерным и
фрезерным оборудованием.
В трудовой сфере: выбор и использование кодов и средств представления
технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица,
схема,

чертеж,

эскиз,

технологическая

карта

и др.)

в соответствии

с

коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; выявление допущенных
ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; выполнение
наладки фрезерного станка с ЧПУ, изготовление детали; умение работать с
лазерным оборудованием;
В мотивационной сфере: оценка своей способности и готовности к
предпринимательской деятельности; выбор профессии в учреждениях среднего
или высшего специального обучения; В коммуникативной сфере: публичная
презентация и защита проекта технического изделия.

24

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
Количест Количест
окончания
во
во
обучения учебных учебных
недель
дней

1 год
01.09.2022 31.05.2023
обучения

36

72

2 год
01.09.2023 31.05.2024
обучения

36

72

Количест Режим
во
занятия
учебных
часов в
год
2
занятия
144
по 2
часа в
неделю
2
занятия
144
по 2
часа в
неделю

Каникулы: 24.10.22 – 30.10.22
Материально техническое обеспечение:
Помещение: учебный класс 36 м2, подсобное помещение не менее 10 м2,
мойка, инвентарь для уборки и пылесос, огнетушитель порошковый ОП-10, (при
использовании терморезаков, приточно-вытяжная и местная вентиляция).
Перечень оборудования:
Материально-техническое обеспечение программы:
компьютерный класс
набор инструментов для резьбы по дереву – 3 шт.
тисы – 2 шт.
лазерно-гравировальный станок – 1 шт.
фрезерный станок – 2 шт.
сверлильный станок – 2 шт.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий профессиональными знаниями компетенциями в организации и
ведении образовательной деятельности.
25

Уровень образования педагога: среднее- профессиональное образование,
высшее образование- бакалавриат, высшее образование- специалитет или
магистратура.
Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует
профилю программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методические материалы:
Методические материалы:
Первый год обучения
№п/ Наименование
п раздела и темы

Материальнотехническое
оснащение

Формы, методы и
приемы обучения

Формы учебного
занятия

1

Вводное занятие Проектор, экран

Словесно-наглядный. Беседа
Коммуникативный

2

Охрана труда, Раздаточный
электро и
материал
пожарная
безопасность
при
производстве
художественных
изделий
Основы
Таблицы,
материаловеден инструменты и
ия
принадлежности

Словесно-наглядный. Беседа
Коммуникативный
Наблюдение

3

4

5

Исследовательский, Беседа, показ.
валеологический
практикоориентированный
Обобщающая беседа

Материалы,
инструменты и
Творческий,
инструменты и принадлежности коммуникативный
Анализ работ,
приспособления.
выставка
Виды резьбы по Таблицы
Творческий,
дереву
инструменты и
практикопринадлежности ориентированный
Анализ работ,
выставка

Беседа,
практическая
работа
Беседа, показ.

26

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Технология
выпиливания
лобзиком как
разновидность
оформления
изделия
Технические
приёмы
выпиливания
орнамента
Сборочные и
отделочные
работы

Таблицы
Исследовательский,
инструменты и
творческий,
принадлежности практикоориентированный
Анализ работ,
выставка

Беседа, показ.

Инструменты и Исследовательский,
принадлежности творческий
Анализ работ,
выставка
Инструменты и Словесно
принадлежности наглядный.
Анализ
работ
Художественно- Инструменты и Творческий,
эстетические
принадлежности социокультурный
Анализ работ,
основы
выставка
выпиливания
лобзиком
Работа над
Инструменты и Исследовательский,
конструкцией принадлежности коммуникативный
изделия
Анализ работ,
выставка
Построение
Инструменты и Творческий,
орнамента
принадлежности практикоориентированный
Анализ работ,
выставка
Отделка изделия Инструменты и Творческий,
принадлежности практикоориентированный
Анализ работ,
выставка
Изготовление Инструменты и Творческий,
изделий
принадлежности практикоориентированный
Анализ работ,
выставка
Виды резьбы
Инструменты и Развивающие,
принадлежности индивидуальные.
Анализ работ,
выставка

Практическая
работа
Практическая
работа

Беседа, показ

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Показ,
практическая
работа

27

15 Материал

Инструменты и Исследовательский,
принадлежности валеологический
Анализ работ,
выставка

16 Оборудование, Инструменты и
инструменты и принадлежности
приспособления
для резьбы по
дереву
17 Изготовление Инструменты и
инструмента для принадлежности
резьбы по
деревуи
подготовка его
к работе.
18 Геометрическая Инструменты и
резьба по
принадлежности
дереву.
Освоение
приемов
выполнения
геометрической
резьбы.
19 Контурная
Инструменты и
резьба
принадлежности

Беседа, показ

Объяснительноиллюстративный
Анализ работ,
выставка

Показ,
практическая
работа

Практикоориентированный.
Словеснонаглядный.
Анализ работ,
выставка
Развивающий,
проблемнопоисковые
Анализ работ,
выставка

Показ,
практическая
работа

Объяснение,
практическая
работа

Коллективные
способы
деятельности.
Анализ работ,
выставка
20 Рельефная и
Инструменты и Словесноскульптурная
принадлежности наглядный,
резьба
групповые
формы.
Анализ работ,
выставка
21 Отделка и
Инструменты и Творческие,
реставрация
принадлежности эвристические.
резных изделий
Анализ работ,
выставка

Объяснение,
практическая
работа

22 Изготовление Инструменты и
простого
принадлежности
художественног
о изделия
столярным

Практическая
работа

Коллективное
творческое дело
Анализ работ,
выставка

Объяснение,
практическая
работа

Объяснение
практическая
работа

28

способом.
Составление
композиции на
шаблоне.
Перенос ее на
заготовку
23 Изготовление
разделочной
доски и
декорирование
ее
геометрической
резьбой.
24 Изготовление
набора из двух
разделочных
досок

Инструменты и Исследовательские,
принадлежности личностноориентированный
Анализ
работ, выставка

Практическая
работа

Инструменты и Творческие,
принадлежности практикоориентированные

Практическая
работа

25 Выполнение
техники
пропильной
резьбы

Инструменты и Творческие,
принадлежности практикоориентированные

Практическая
работа

26 Итоговое
занятие

Инструменты и Анализ
принадлежности работ, выставка

Беседа, показ

Второй год обучения:
№п/ Наименование
п раздела и темы
1

Материальнотехническое
оснащение

Формы, методы и
приемы обучения

Формы учебного
занятия

Вводное занятие Проектор, экран

Словесно-наглядный. Беседа
Коммуникативный

Основы
Раздаточный
технологически материал
х
процессов Инструменты и
обработки
принадлежности
материалов
резанием

Словесно-наглядный. Беседа, показ.
технологии
Практическая
работы с детьми с
работа
проблемами

29

Общие вопросы Раздаточный
программирован материал
ия и
компьютерные
программы для
моделирования,
совместимые со
станками с ЧПУ
Структура
Раздаточный
станков с ЧПУ материал
(фрезерный,
лазерный.)
Технологически Раздаточный
е
процессы материал
обработки
детали
на
станках с ЧПУ и
введения
цифровой
информации в
станок с ЧПУ
Подготовка
Раздаточный
управляющих материал
программ
для
станков
лазерный
и
фрезерный.

Объяснительноиллюстративный
Анализ работ

Беседа, показ.
Практическая
работа

Объяснительноиллюстративный

Беседа, показ.
Практическая
работа

Объяснительноиллюстративный
Анализ работ

Беседа, показ.
Практическая
работа

Объяснительноиллюстративный
Анализ работ

Беседа, показ.
Практическая
работа

Маршрутные
Раздаточный
технологические материал
процессы
и
резание деталей
на
станке
с
ЧПУ.

Творческие,
практикоориентированные

Беседа.
Практическая
работа

Творческие
проекты

Итоговое
занятие

Раздаточный
материал.
Инструменты и
принадлежности

Исследовательские,
личностноориентированный
Анализ
работ, выставка
Инструменты и Анализ
принадлежности работ, выставка

Беседа, показ.
Практическая
работа
Беседа, показ

30

2.2 Форма аттестации, контроля и оценочные материалы
Показатели

-

-

Предметные результаты
1.Теоретическая подготовка:
1.1 Теоретические знания по основным
разделамучебного плана
1-го года обучения
- принципы организации рабочего места
иосновные правила техники безопасности;
- основные
понятия
графики,
графического изображения (чертёж, эскиз,
технический рисунок);
- свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента
– по назначению, по виду деятельности, по
свойствам материалов;
назначение и устройство станков и
электрооборудования (электровыжигателя,
электродрели,
токарного
станка
по
обработке древесины, сверлильного станка,
электролобзика, электрофрезера);
способы отделки древесины – грунтовка,
шлифование,
окраска,
лакирование,
полирование;
основные
сведения
о
видах

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Соответствие теоретических
знаний обучающегося
программным требованиям
Осмысленность и
правильность
использованияспециальной
терминологии

- высокий
образовательный
результат (полное
освоение
содержание
образования, имеет
творческие
достижения)
- полное освоение
программы, но при
выполнении
заданий
допускаются
незначительные
ошибки

Возмож
ное
количес
тво
баллов
оптимал
ьный
10 б.

Формы контрол
я

Наблюдение
Тестиро вание
Творческая
достаточ работа
ный
5 б.

недостат
очный
1 б.

- не полное
освоение
программы,
допускает
существенные
31

-

-

художественной обработки дерева на
территории родного края, их характерные
особенности;
историю возникновения и развития
местного промысла по художественной
обработке дерева, его роль в экономике
области;
основы композиции: основные принципы
декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые
композиции и их выполнение на различных
видах изделий;
технологический процесс изготовления
изделий и декорирование.
2 год обучения:
основы
композиции:
основные
принципы
декоративного
оформления
плоскости;
- основные
приёмы
обработки
материалов
резанием,
типовые
композиции и их выполнение на
различных видах изделий;
- технологический процесс обработки
деталей на станках с ЧПУ;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы
экономного
расходования
материалов, электроэнергии, бережного
обращения с инструментами,
- правила
безопасности
труда,
производственной санитарии, пожарной

ошибки в знаниях
предмета и при
выполнении
практических
заданий

оборудованием

иприспособлениями;

32

безопасности и внутреннего распорядка в
процессе выполнения работ.
1.2. Владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка ребенка:
2.1. Практические умения и
навыки,предусмотренные
программой:
1 год обучения:
- рационально организовывать рабочее
место;
- соблюдать правила техники
безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи,
эскизы,технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины
по еёвнешнему виду;
- производить разметку заготовки по
шаблону и чертежу;
- применять
столярный инструмент по
назначению, производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в
процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные
операции;
- производить отделку
столярных
изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать

Соответствие практических
умений и навыков
обучающегося
программным требованиям.

- высокий
образовательный
результат (полное
освоение
содержание
образования, имеет
творческие
достижения)
- полное освоение
программы, но при
выполнении
заданий
допускаются
незначительные

оптимал
ьный
10 б.
достаточ Наблюдение
ный
Тестиро вание
5 б.
Творческая
работа.
Контрольное
занятие
недостат
очный
1 б.
33

композиции для выжигания, резьбы и
выполнять их;
- экономно
расходовать
материалы
и электроэнергию.
- 2 год обучения:
- выполнять контурную, плоскорельефную
резьбу;
- затачивать и править необходимый
инструмент для резьбы;
- выполнять элементы и мотивы
орнаментов в технике выжигания,
различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия с
применением ПО и изготавливать их на
станках с ЧПУ;
- бережно обращаться с
оборудованием, приспособлениями и
инструментами.

ошибки
- не полное
освоение
программы,
допускает
существенные
ошибки в знаниях
предмета и при
выполнении
практических
заданий

Осмысленность и
2.2. Владение специальным оборудованием правильность использования
специальной терминологии
и оснащением.
Креативность в выполнении
2.3.Творческие навыки.
разработка и составление композиции для практических заданий
выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий выжиганием,
различными видами резьбы.

Наблюдение
Тестирование
Творческая
работа.

34

3.Метапредметные результаты
Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Управление своей
деятельностью,
инициативность,
самостоятельность
Речевая деятельность,
навыки сотрудничества
Работа с информацией
выполнение логических
операций сравнения,
анализа, обобщения

Высоко развита
способность к
самостоятельному
усвоению новых
знаний и умений.
Успешно решает
предметные задачи
Способен к
самостоятельному
усвоению новых
знаний и умений.
Испытывает
затруднения при
решении
предметных задач
Не всегда
способность к
самостоятельному
усвоению новых
знаний и умений.
Испытывает
существенные
затруднения при
решении
предметных задач

оптимал
ьный
10 б.

Наблюдение

достаточ
ный
5 б.

недостат
очный
1 б.

35

4. Личностные результаты
Система ценностных
отношенийМотивация

-соблюдении норм и правил
поведения, принятых в
образовательном
учреждении;
- прилежание и
ответственности за
результаты обучения.

-Имеет высокие
достижения в
личностном
развитии. Знает и
выполняет
основные
моральные нормы,
понимает их
социальную
необходимость
-Имеет достаточные
достижения в
личностном
развитии.
Ориентирован на
выполнение норм на
основе понимания
их социальной
необходимости. Наблюдаются
незначительные
достижения в
личностном
развитии. Не всегда
выполняет нормы,
испытывает
затруднения в
понимании их
социальной
необходимости

оптимал
ьный
10 б.

Наблюдение

достаточ
ный
5 б.

недостат
очный
1 б.

36

3. Список литературы
Литература для педагога:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба
по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 2004
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: 2011.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 2009.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение,
2012.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение,
2010.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И.,
Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2008.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 2009.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов.
Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2011.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.:
Народное творчество, 2011.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 2013.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 2010.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 2011.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.:
Феникс, 2009.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.:
Просвещение, 2004.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2008.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.:
Современное слово, 2007.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX
классов средней образовательной школы. Профиль - художественная
обработка дерева. - М.: Просвещение, 2009.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.:
Просвещение, 2009.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 2011.
Литература для обучающихся:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 2009.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2009.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение,
2011.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 2012.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2012.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 2014.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.:
Просвещение, 2009.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 2011.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2011.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. Минск.: Элайда, 2013.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».