Содержание
1 Основные характеристики общеразвивающей программы……….....
3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………….. 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы…………………....
5
1.3 Содержание общеразвивающей программы……………………… 5
1.4 Планируемые результаты………………………………………….. 9
2 Организационно-педагогические условия……………………………
10
2.1 Условия реализации программы…………………………………..
10
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………..
10
3 Список литературы……………………………………………………..
12
4 Приложение…………………………………………………………….. 13
2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Артёмовский – город
на Урале» (далее – программа) имеет туристко-краеведческую
направленность.
Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что
туристско-краеведческая деятельность является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование личности. Реализация
позволяет воспитывать в учащихся любовь к родному краю и стране.
Краеведческая деятельность – универсальный инструмент и испытанное
средство в системе духовно – нравственного воспитания, является
эффективным
воспитательным
средством
и
обладает
большим
образовательным потенциалом. Программа представляет собой комплекс
разнообразных форм и методов работы педагога по воспитанию интереса к
малой Родине у детей дошкольного возраста. И предполагает
систематическую разноплановую работу, использование творческих методов
расширения представлений о родном крае, природе, воспитание любви к
Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны.
Нормативно-правовые основания разработки программы:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р).
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30.11.2016 № 11);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07.12.2018 № 3;
- Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
- распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013
года № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
3
- приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 года № 442
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД-1736/03 «О
рекомендациях по использованию информационных технологий в
образовательном
процессе
в
условиях
распространения
новой
коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году»;
- письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разно уровневые программы)»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
- постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 №
503-ПП
«О
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
- Государственная программа Свердловской области «Развитие
системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденная
постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016
года № 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018);
- муниципальная программа «Развитие системы образования
Артемовского городского округа на период 2019-2024 годов», утвержденная
4
постановлением Администрации Артемовского городского округа от
31.10.2018 № 1185-ПА;
- Устав муниципального автономного образовательного учреждения
центра дополнительного образования «Фаворит»;
- положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным
общеразвивающим программам и порядок их утверждения».
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет. Группы разновозрастные.
Количество учащихся в группе – 12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем, срок освоения программы
Объём программы 36 часов.
Срок реализации программы 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Возможен полный или частичный переход на обучение с применением
дистанционных образовательных технологий – Google сервисы, Zoom.
Уровень освоения – базовый.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов: практическое занятие, игра,
открытое занятие, выставка, мастер – класс.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие и социализация личности ребёнка путём организации их
познавательной, игровой и продуктивной деятельности в процессе
знакомства с родной страной и городом, природным богатством, уважения к
прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представлений о России как о родной стране, о родном
городе и Урале, как о малой Родине, формирование чувства любви к своему
родному краю, представлений.
Развивающие:
- развитие представлений о природном наследии родного края, своей
роли в его сохранении, знакомство с живыми существами Артёмовского
района и Урала.
Воспитательные:
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых,
воспитание культуры обращения с организмом и усвоение правил поведения
и личной гигиены.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
5
Учебный (тематический) план:
№
п/п
Название раздела,
темы
1
Вводное занятие
Знакомство с
образовательной
программой
Наша Родина –
Россия
Карта мира.
Праздники.
Многонациональная
страна
Малая Родина –
Артемовский
1
0.5
0.5
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
1
0.5
0.5
Беседа
4
2
2
Карта
2
2
0
Карта
2
0
2
Карта
6
4
2
Рисунок
Где же я?
2
1
1
Рисунок
1
1
0
Рисунок
2
2
0
Рисунок
1.1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
История улиц нашего
города
Почему улица так
называется?
Количество часов
Всего Теория
Практика
3.4
Мой двор – моя улица
1
0
1
Рисунок
4.
Такие разные
времена года на
Урале
4
2
2
Календарь
погоды
4.1
Времена года
2
1
0
Календарь
погоды
4.2
12 месяцев на Урале
1
1
1
Календарь
погоды
4.3
5
5.1
5.2
5.3
Календарь погоды
Природа
и могучие царства
Классификации
деревьев и
кустарников
Растения и ягоды
Урала
Царства животных,
1
0
1
Календарь
погоды
8
4
4
Игра
1
1
0
Игра
1
1
0
Игра
2
1
1
Игра
6
птиц, рыб и
насекомых
Дикие и домашние
животные
Съедобные и
несъедобные грибы
Настольная игра
«Могучие царства»
Труд уральцев
Профессия. Уральские
профессии
Уважение к
профессиям. Династии
Артемовцев
1
0
1
Игра
2
1
1
Игра
1
0
1
Игра
8
3
5
2
1
1
Игра
Игра
2
1
1
Игра
4
1
3
Защита
16
0
16
Рисунок
4
0
4
Рисунок
8
0
8
Рисунок
Экскурсия г. Реж
4
0
4
Рисунок
8
Итоговая аттестация
1
0
1
8.1
Итоговый опрос
1
0
1
Опрос
Опрос
5.4
5.5
5.6
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
7.3
Проект «Профессии»
Экскурсионная
деятельность по
Уралу
Экскурсия
Артемовский – город
на Урале
Экскурсия г.
Екатеринбург
Итого:
36
18
18
Содержание учебного (тематического) плана:
1. Вводное занятие
1.1. Знакомство с образовательной программой.
Теория: Беседа о содержании тематик программы.
Практика: Правила поведения. Техника безопасности.
2. Наша Родина – Россия
2.1. Карта мира. Праздники.
Теория: Название страны и расположение на карте мира. Основные
государственные праздники.
2.2. Многонациональная страна
Практика: Просмотр художественного сериала «Мульти – Россия».
Создание эскизов костюмов народов России.
3. Малая Родина – Артемовский
3.1. Где же я?
Теория: Название города.
7
Практика: Экскурсия в исторический музей г. Артемовского.
3.2. История улиц нашего города.
Теория: Рассказ об истории создания микрорайонов города.
3.3. Почему улица так называется?
Теория: Названия улиц.
Практика: Рисунок.
3.4. Моя двор – моя улица.
Практика: Макет «Мой двор – моя улица».
4. Такие разные времена года на Урале
4.1. Времена года.
Теория: Времена года и их основные различия. Наблюдения за
погодой.
4.2. 12 месяцев на Урале.
Теория: Азы Уральской погоды.
Практика: Игра «Времена года». Наблюдение за погодой.
4.3. Календарь погоды.
Практика: Ведение «Календаря погоды».
5. Природа и могучие царства
5.1. Классификации деревьев и кустарников.
Теория: Классификации деревьев и кустарников.
5.2. Растения и ягоды Урала.
Теория: Растения и ягоды Урала.
5.3. Царства животных, птиц, рыб и насекомых.
Теория: Царства животных, птиц, рыб и насекомых.
Практика: Создание альбома «Царства».
5.4. Дикие и домашние животные.
Теория: Дикие и домашние животные.
Практика: Подвижная игра.
5.5. Съедобные и несъедобные грибы.
Теория: Съедобные и несъедобные грибы.
Практика: Альбом «Царство грибов».
5.6. Настольная игра «Могучие царства».
Практика: Настольная игра «Могучие царства».
6. Труд уральцев
6.1. Профессия. Уральские профессии.
Теория: Перечень Уральских профессий. Понятие «Профессия».
6.2. Уважение к профессиям. Династии Артемовцев.
Теория: Аспекты уважения к профессиям. Рассказ о династиях.
6.3. Проект «Профессии».
Практика: Разработка проектов по теме: «Профессии».
7.
Экскурсионная деятельность по Уралу
7.1 Экскурсия Артемовский – город на Урале.
7.2 Экскурсия г. Екатеринбург.
7.3 Экскурсия г. Реж.
8
8. Итоговая аттестация
8.1. Проведение опроса.
Практика: Проведение итогового опроса.
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
– Умеет рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой
живет, умеет рассказывать по образцу;
– Имеет представление о природных памятниках.
Метапредметные:
– Знает семейные праздники, имеет постоянные обязанности по дому,
профессии своих родителей, умеет составлять семейное древо;
– Знает, что такое Российская Федерация, о городе Артемовском, как
малой Родине, имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.
Личностные:
– Владеет принципами охраны природы, отслеживает собственные
действия по сохранению природных ресурсов;
– Расширения представления у детей: о себе, о семье, о «Малой
Родине», о природе родного края, о России.
9
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
36
3
Количество часов в неделю
1
4
Количество часов
36
5
Недель в полугодии
16
6
Недель в 2 полугодии
20
7
Начало занятий
1 сентября
8
Каникулы
24 октябрь – 30 октября
6
Выходные дни
31 декабря- 9 января
7
Окончание учебного года
25 мая
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 203,
общей площадью 36 кв.м. с необходимой мебелью, оборудованием,
инструментами и материалами.
Кадровое обеспечение:
Педагог
дополнительного
образования
имеет
среднее
профессиональное образование без предъявления требований к стажу
работы.
Методические материалы:
– учебный план по модулям программы;
– Календарный учебный график по программе;
– Учебные пособия «О добре и о зле» сказки, былины, пословицы,
поговорки, песни, «Русская изба», «Народная роспись», «Памятники
природы АГО», настольная игра «Нашей родиной гордимся», «Зеленый
город», «Японский Журавлик», карта «Природа Урала»;
– Книги серии «Малахитовая провинция», «Крестьянский сарафан», «Медное
платье Урала», «Наследники Икара», «История Урала», «История религий»,
«Времен связующая нить», «Истоки творчества», «Истоки ремесла»,
«Художественная культура Урала», «Демидовские гнезда», «Мой род в
истории»;
– Разработки по темам, плакаты, листовки, буклеты;
10
– Государственная символика Российской Федерации широкого формата.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Вид
контроля
Тема и контрольные измерители
аттестации (что проверяется)
Форма
аттестации
Текущий
контроль
- техника безопасности при работе с
колюще-режущими предметами;
- техника безопасности при поведении в
учебном кабинете;
- наблюдение за отношением к погоде
Наблюдение
Беседа
Аттестация
по
завершению
реализации
программы
- освоение видов растительности Урала;
- оценивание уровня познавательного
интереса;
- применение освоенных знаний и навыков
при выполнении творческой работы
Календарь
погоды
Итоговое занятие
Диагностическая
карта
Выставка
творческих работ
Оценочные материалы:
Диагностика результативности освоения общеразвивающей программы
проводится через отслеживание результатов освоения учебного материала.
Контроль осуществляется следующим образом: входной контроль
проводится в начале учебного года, итоговый контроль проводится в конце
учебного года.
Виды оценки качества знаний: контрольное занятие,
выставка. Контроль проводится в форме практического занятия и выставки.
Фиксация производится в диагностическую карту учащихся по
основным показателям (Прил.1): соответствие заявленной теме, аккуратность
исполнения, самостоятельность выполнения, эстетичность композиции.
Цель проведения – определение уровня усвоения программы (высокий,
средний, удовлетворительный).
11
3. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Багрова, Л. А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения»
- М.: ТКО «АСТ», 1995;
2.
Брылин, А. И., Коверда, П. Т. «Артёмовский краеведческий
словарь» / 1998-й;
3.
Ивченкова, Г. «Удивительный мир природы», Верхне-Волжское
книжное издательство, Ярославль, 1986 г.;
4.
Королева, А. В. «Естествознание для малышей» журнал
«Начальная школа» 1998г. №10;
5.
Ляхов, П. Р. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные»
/- М.: ТКО «АСТ», 1995;
6.
Прокуронова, Т. Н. «Азбука города Артёмовского», 2019;
7.
Рыжова, Н. А. «Наш дом – природа» Журнал «Школа» 1998г.
№10;
8.
Самусев Р.П. Атлас анатомии человека;
9.
Сысолятнин, Ф. Погода в зеркале народной мудрости (народные
приметы и признаки погоды). Кострома, 2008, 328 с.
Литература для учащихся и родителей:
1.
Акимушкин, И. «Причуды природы» (Ч. 1) / Учебное издание;
2.
Багрова, Л. А. «Юный натуралист». Я познаю мир - М.: ACT,
2012;
3.
Любимцев, В. В. «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?» - М.:
Дрофа, 2005;
4.
Петров, В. В. «Растительный мир нашей Родины» / М.,
Просвещение, 1991;
5.
Рянжин, С. В. «Экологический букварь» - С.-Петербург, 2004.
12
4. Приложение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Приложение 1. Диагностическая карта учащихся
Ф.И. ребенка
1 2 3
Уровень освоения
5 0
13