Содержание 1. Комплекс основных характеристик 3 2. Комплекс организованно-педагогических условий 30 3 Список литературы 31 2 1.Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошло такое направления как «Изготовление интерьерных игрушек». Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками. Мода на оформление интерьерными игрушками возникла не так давно, но появляется все больше желающих видеть их в своем доме, радоваться им, любить их. Понятие «интерьерная игрушка» возникло в результате того, что игрушки ручной работы служат не только для детских игр, но и преображают интерьер, и в отличие от детских игрушек, предназначенных для «игры», создаются для украшения, созерцания и любования. Эксклюзивные, сделанные своими руками изделия дают возможность обратить на себя внимание своей неповторимостью , и тем самым сделать любой интерьер неповторимым, интерьерная игрушка – является прекрасным подарком, сувениром и просто другом ребенка. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интерьерная игрушка» - художественная (Далее – Программа). Вид образовательной деятельности: декоративно-прикладное творчество. Программа составительская общеразвивающая. Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, изготовление интерьерных игрушек, кукла Тильда. В основе программы лежит приобщение учащихся к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно3 прикладного искусства, в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение учащихся к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Так же актуальность программы «Интерьерная игрушка» связана с выполнением социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Занятия по данной программе открывают учащимся прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Нормативно-правовые основания разработки ДООП Федеральный уровень - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 4 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими 5 рекомендациями по реализации общеобразовательных программ, адаптированных дополнительных способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Региональный уровень - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; - Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 919-ПП (с изменениями на 20.12.2018 г.). - Региональный проект «Успех каждого ребенка»; Местный уровень - Муниципальная программа «Развитие системы образования Артемовского городского округа на период 2019 – 2024 годов утв. Постановлением Администрации АГО от 31.10.2018 №1185-ПА; - Устав муниципального автономного образовательного учреждения центра дополнительного образования «Фаворит»; - Положение МАОУ ЦДО «Фаворит» «Требования к дополнительным общеразвивающим программам и порядок их утверждения». Адресат программы 6 Данная программа рассчитана на учащихся со среднего до старшего школьного возраста, ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ДПИ. Программа обучения рассчитана для учащихся в возрасте от 11 – 15 лет. Главная задача, чтобы у ребёнка не исчез интерес к занятиям в творческом объединении. В объединение «Домовёнок» принимаются все желающие. Программа соответствует различным потребностям детей, поскольку ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся. Наполняемость групп: 10 – 15 человек. Группы обучающихся могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы постоянный, но так как учащиеся в течение учебного года могут измениться интересы, и расписание уроков в школе, состав группы может меняться. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать учащихся с разницей в возрасте не более 1 – 2 года. Например, младшая группа 3 – 4 класс, средняя 4 – 5 класс, старшая группа 5 – 6 класс. Комплектование в группу учащихся одного возраста позволит построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать теоретических занятий и практических работ. Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю: – 2 часа для первого года обучения; – 4 часа для второго, третьего года обучения. Занятия проводятся: – 1 раз в неделю по 2 часа для первого года обучения; 7 время для – 2 раза в неделю по 2 часа для второго, третьего года обучения. Объем, срок освоения программы Объём программы 360 часов. Срок реализации программы 3 года. Особенности организации образовательного процесса Содержание программы построено блоками: начальный курс (1-й год), основной курс (2-й,3-й год). Каждый блок является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения . Уровень освоения программы Программа предполагает обучение по уровням: «Базовый», «Продвинутый» «Базовый» (Начальный курс) – первый год обучения. Программа данного курса позволяет вести обучение с 11-12-летнего возраста, так и более старших. Программа Начального курса включает в себя: базовые теоретические и практические основы таких видов рукоделия, как: шитье интерьерных игрушек, историю возникновения данных видов декоративно-прикладного искусства; стили и техники современного дизайна. На данном этапе происходит знакомство с новыми техниками декоративно-прикладного искусства, обучение основным видам ручных швов, изготовление простых поделок, игрушек, кукол на основе шаблонов и готовых выкроек. «Продвинутый» (Основной курс) – второй, третий год обучения, позволяет вести обучение учащихся с 12-15-летнего возраста детей (два года обучения). На данном этапе происходит усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных изделий, поделок, игрушек, проявление самостоятельного творчества, выражающегося в создании простейших выкроек, изделий готового образца. Учащиеся должны включаться в 8 решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. В процессе обучения происходит совершенствование мастерства. Имеет место не только изготовление изделий повышенной сложности, высокого художественного и исполнительского уровня, но и самостоятельная, проектная деятельность. При разработке программы за основу взяты требования к уровню районных, областных выставок. Формы обучения Обучение по программе – очное. Программа совмещает в себе формы реализации: коллективная, групповая, совместное творчество детей и педагога. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, интерьерных игрушек и куклы Тильда. Виды занятий Программа преподавания предусматривает следующие виды занятий: беседы; занятия в группах; практическое занятие; мастер-классы; коллективно-творческие занятия; анкетирование; выставки; неформальные занятия (праздничные чаепития, культурных мероприятий, досуг внутри детского коллектива) и др. 9 посещение Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс. Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с Интернет-ресурсами. Формы подведения результатов: промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение; опрос; анкетирование; практические задания; индивидуальные задания; творческие задания; самостоятельные и контрольные работы; выполнение творческих проектов; участие в конкурсах и выставках различного уровня; итоговая выставка работ. Участие в выставках, конкурсах на уровне учреждения, района, области, участие в итоговых, персональных выставках декоративно-прикладного творчества. 1.2 Цель и задачи программы Цель: Формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, через овладение технологическими приёмами изготовления интерьерных игрушек. Задачи личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; 10 Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться ; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение -общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся; Научить понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям. Сформировать уважительное отношение к ремеслам декоративно – прикладного творчества; предметные: Углубить и расширить знания об изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества; Обучить работать с лекалами, выкройками; Обучить основам процесса выполнения интерьерной игрушки; обучить ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для игрушек; Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; - соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; Обучить выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно; Обучить технологии оформления и украшения игрушек; 11 Обучить выполнять выкройку по предложенным схемам; Обучить приемам изготовления текстильной куклы; Обучить изготавливать полезные вещи для семьи и дома; Расширить представление об интерьерной игрушке; Раскрыть значимость интерьерной игрушки; Обучить приемам изготовления куклы Тильда; Обучить находить теоретический материал по предложенной теме; Обучить пользоваться справочной литературой; Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору будущей профессии в учреждениях профессионального образования. метапредметные: Научить понимать и принимать информацию из письменных и устных источников; Создать условия для творческого самовыражения обучающихся с помощью изготовления игрушек сувениров; Научить определять цели работы и видеть ее конечный результат; Научить участвовать в проектно-исследовательской деятельности; Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; Алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности; 12 Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; Оценивание собственных правильности возможностей ее выполнения решения, учебной диагностика задачи, результатов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда по принятым критериям и показателям; Формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 13 1.3 Содержание общеразвивающей программы 1.3.1 Учебный тематический план первого года обучения № п/п Наименование раздела/темы Количество часов Теоретиче Практичес Форма ские кие контроля/аттест ации Всего Базовый модуль Введение в 1. образовательную 2 программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. 2. Игольницы . 8 Интерьерные игрушки 3. 3.1 Интерьерные 2 игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные .Теория 3.2 Чердачная игрушка 8 . «Сердечко в стиле «Винтаж» 3.3 Шкатулка из ткани 18 . Новогодние елочные 4 игрушки 4.1 Новогодние елочные 20 . игрушки Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «Винтаж». 4.2 Текстильная игрушка- 14 . символ года в техниках «примитивная 1 1 8 Готовое изделие 2 - 1 7 Готовое изделие 1 17 Готовое изделие 19 Готовое изделие 14 Готовое изделие 1 - 14 игрушка», «чердачная игрушка». 5 6. 6.1 6.2 . 6.3 . 7. 8. Промежуточная 2 аттестация Игрушка «Тильда» Игрушка «Тильда»: 2 история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер. Тильда-сплюшка: 24 отличительные особенности, принципы пошива и декора . Чердачные куклы. 24 Технология пошива куклы «Принцесса на горошине». Пасха. Пасхальные 18 украшения в технике «Чердачная игрушка» Промежуточная 2 аттестация. Выставка готовых работ. ИТОГО: 14 4 Опрос 2 - 2 -- 1 23 Готовое изделие 1 23 Готовое изделие 1 17 Готовое изделие - 2 Защита работы 13 131 15 Содержание учебного (тематического) плана I год обучения. 1. Вводное занятие. Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Материал для изготовления мягких игрушек. Лицевая и изнаночная стороны ткани, их определение. Виды меха, используемые для изготовления мягкой игрушки. Соблюдение правил по технике безопасности. Практика: Определение на ткани лицевой и изнаночной стороны. Технология выполнения швов, закрепление швов: «петельный», «обметочный», шов «вперед иголку». 2. Игольницы. Практика: Основные виды ручных швов. Швы «смёточный», «назад иголку», «потайной». Отработка навыков ручного шитья. Охрана труда при работе с иголкой, ножницами. Изготовление игольницы «Фантазия». Выбор дизайна игольницы. Изготовление, декор. 3. Интерьерные игрушки. 3.1 Теория: Интерьерные игрушки: история возникновения, основные виды игрушек (чердачные, тильда, примитивные). Наглядное пособие через интернет источники. 3.2 Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж». Теория: Основные принципы пошива и декора. Выбор изделия. Зарисовка эскиза. Практика: Изготовление чердачной игрушки «Сердечко в стиле «Винтаж». Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном Принципы пришивания кружев, бусин и декоративных элементов. 3.3 Шкатулка из ткани. 16 стиле. Теория: Виды декоративных,подарочных шкатулок, их предназначение . Цветовая гамма. Практика: Выбор Изготовление короба для ткани. Выкраивание и сшивание деталей. шкатулки. Выбор декоративных элементов. Финальное оформление игрушки. 4. Новогодние елочные игрушки. 4.1 Новогодние елочные игрушки Теория: Елочные текстильные игрушки в технике «чердачная игрушка» в стиле «винтаж». Просмотр готовых изделий через интернет источники. Практика: Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей. Набивка игрушек. Декорирование игрушек бусинами, кружева, блестками, стразами. 4.2 Текстильная игрушка – символ года в техниках «примитивная игрушка», «чердачная игрушка». Практика: Выбор изделия, ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей, набивка игрушки. Финальное декорирование. 5. Промежуточная аттестация Теория: Опрос детей 6.Игрушка «Тильда». 6.1Игрушка «Тильда» Теория: История возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер. Игрушка «Тильда»: отличительные особенности пошива .Просмотр готовых образцов. Интернет источник. 6.2.Тильда-сплюшка Теория: Отличительные особенности, принципы пошива и декора. Практика: Изготовление Тильды – сплюшки. Выбор тканей. Выкраивание деталей. Сшивание отдельных деталей тильда – сплюшки. Набивка деталей. Сшивание куклы. Выбор ткани для одежды. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды. Финальное декорирование. 6.3.Чердачные куклы « Принцесса на горошине». 17 Теория: Технология пошива куклы. Просмотр образцов через интернет источник. Практика: Изготовление чердачной куклы «Принцесса на горошине». Подбор тканей. Выкраивание деталей. Сшивание деталей куклы. Набивка куклы. Выкраивание и сшивание деталей подушек для куклы. Набивка подушек. Выкраивание деталей одежды. Сшивание деталей одежды. Одевание куклы. Финальное декорирование. 7. Пасха. Пасхальные украшения. Теория: Пасхальные украшения в технике «Чердачная игрушка». Просмотр готовых образцов и через интернет источник. Практика: Выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей, набивка. Финальное оформление. 8. Промежуточная аттестация. Выставка готовых работ. Практика: Подготовка выставки детского творчества. Оформление вставки, умение оформлять готовые работы. Опрос детей по пройденному материалу. Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Поощрение лучших учащихся. 18 1.3.2 Учебный тематический план второго года обучения № Наименование раздела/темы п/п 1. 2. 2.1 3. 3.1 . 3.2 4 5 6. Все го Количество часов Теорети Практиче Форма контроля/ ческие ские аттестации Базовый модуль Вводное занятие. Вводный инструктаж. 2 1 1 Инструктаж по охране труда. План работы на год. Куклы-тильда по 2 2 авторским выкройкам Т. Финангер Куклы-тильда: пошив и декор. Теория. Отличительные особенности всех интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. Технология, пошив, оформление. Кот, медведь, игрушка на 30 1 29 выбор Новый год в стиле 2 2 «Тильда» Теория Елочные игрушки в стиле 28 28 «Тильда». Украшение на ёлку, венок в 24 24 стиле тильда Кукла «Повар». Принципы 30 2 28 раскроя и пошива.Теория Пасхальная игрушка на 24 2 22 выбор Промежуточная 2 2 аттестация ,выставка работ. ИТОГО: 144 10 134 19 Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Защита работы Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с работой объединения. Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий. Материалы и инструменты для швейных работ. Техника безопасности. Выбор материалов используемых в работе. Практика: Работа за швейной машиной .Основные характеристики швейной машины, устройство, вдевание нити, простой шов. 2. Куклы-Тильда по выкройкам Т.Финангер. Теория: Отличительные особенности всех интерьерных игрушек: примитивных, чердачных, тильда. Технология, пошив, декор, оформление. Книги Тони Финангер «Тильда». Стиль «Тильда» в интерьере, краткая характеристика, принципы раскроя и пошива. 2.1. Кот, медведь, игрушка на выбор. Теория: Выбор изделия, краткая характеристика .Просмотр игрушек через интернет источник. Практика: Выбор ткани. Выкраивание деталей. Сшивание деталей туловища. Набивка. Сшивание деталей лап. Набивка. Соединение деталей между собой. Изготовление одежды. Декорирование игрушки. Создание целостного образа. 3. Новый год в стиле «Тильда» Теория: Книга Т. Финангер «Рождество». Просмотр готовых изделий через интернет источник. Ёлочные игрушки в стиле «Тильда». Декоративные элементы для украшения интерьера на Новый год и Рождество в стиле «Тильда». Рассматривание готовых образцов. Выбор декоративных элементов. 3.1 Ёлочные игрушки в стиле «Тильда» 20 Практика: Подбор тканей для игрушек. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. Набивка. Декорирование: декор с помощью бусин, кружев. 3.2 Украшение на елку, венок в стиле тильда. Практика: Подбор ткани для игрушек Изготовление основы венка. Пошив игрушек – тильда (елочки, сердечки, котики и т. д.): выкраивание деталей, сшивание деталей игрушек, набивка. Сборка отдельных игрушек в венок в последовательности. Декор веночка декоративными элементами. 4. Кукла «Повар» Принципы раскроя и пошива. Теория: Повторение изготовления куклы на основе куклы «Тильда – сплюшки». Практика: Кукла «Повар»: пошив, украшение, создание образа. Выбор тканей для пошива куклы. Выкраивание деталей. Сшивание деталей тела куклы. Набивка. Сшивание деталей рук. Набивка. Сшивание деталей ног. Набивка. Пришивание всех деталей к телу. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды: поварской колпак, халат. Создание целостного образа: вышивание глазок, пришивание волос и усов. Прикрепление декоративной поварешки к руке. 5. Пасхальная игрушка на выбор. Теория: Пасхальные украшения в технике «Чердачная игрушка». Просмотр готовых образцов и через интернет источник. Практика: Выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей, набивка. Финальное оформление. 6. Промежуточная аттестация Практика: Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Поощрение лучших учащихся. Практика. Подготовка выставки детского творчества. 21 1.3.3Учебный тематический план третьего года обучения № п/п Наименование раздела/темы Продвинутый модуль 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты, основы безопасной работы на швейной машинке с ножным приводом; ТБ. 2 Тряпичная кукла в одежде. Новогодний 3 сувенир 4. Интерьерные игрушки: с функциональным назначением (подушки, пижамницы, пакетницы) Теория, игрушка на выбор. 5 Тильда - заяц. 6 7 Кукла «Тильдасадовница» по авторской выкройке Т. Финангер. Итоговая аттестация Всего: Количество часов всего теоретические практические форма контроля/ аттестации 4 1 3 28 1 27 24 1 23 28 1 27 28 1 27 30 1 29 2 1 1 144 7 137 22 Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Готовое изделие Защита работы Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Вводное занятие. Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места. Правила поведения учащихся во время занятий. Правила безопасности труда и личной гигиены. Техника безопасности. перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Практика: Техника безопасности в рабочем кабинете. Основы безопасности работы на швейной машине с ножным приводом. Повторение устройства швейной машины, повторение швов на швейной машине. Пошив мешочка для сухих трав. 2.Тряпичная кукла в одежде. Теория: История зарождения тряпичной куклы. Шитая кукла в одежде. Виды кукол, их классификация, роль кукол в жизни народа. Показ работ мастериц (модели кукол). Подбор и изготовление эскиза тряпичной куклы. Подбор материала. Изготовление выкройки основы и одежды куклы. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Советы по шитью одежды для куклы. Показ изготовленных изделий. ТБ с ручными и швейными инструментами. Изготовление народных кукол по собственному выбору. Практика: Технология выполнения швейных работ тряпичной куклы. Этапы изготовления изделия: Подбор и изготовления эскиза куклы и одежды. Подбор материала. Изготовление выкройки тряпичной куклы и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног и головы. Изготовление волос. Рисование лица куклы. Сбор основы куклы. Пошив и обработка внутренних швов. Примерка. 23 Изготовление украшений одежды для куклы. Изготовление аксессуаров, обуви. Материалы: Ножницы, иголки, нитки, ткань, синтепон, пряжа, фурнитура. 3. Новогодний сувенир Теория: Традиции Нового года. Текстильные новогодние игрушки, показ готовых работ. Просмотр изделий через интернет источник. Практика: Выбор изделия, выбор ткани, работа над эскизом. Изготовление выкройки. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном деталей. Сбор игрушки, украшение фурнитурой. Материалы: Ножницы, иголки, нитки, ткань, синтепон, фурнитура. 4. Интерьерная игрушка: с функциональным назначением. Теория: Интерьерные игрушки с функциональным назначением (подушки, пижамницы, пакетницы). Игрушка на выбор, использование интернет источника. Практика: Игрушка-подушка; игрушка- пижамница; игрушка- пакетница. Выбор ткани. Перевод выкройки на ткань. Выкраивание деталей. Сшивание деталей. Набивка. Пришивание отдельных частей подушки друг к другу. Финальное декорирование. 5. Тильда – заяц Теория: Принципы раскроя и пошива. Просмотр изделия через интернет источник. Практика: Выбор тканей для пошива зайца. Выкраивание деталей. Сшивание деталей тела зайца. Набивка. Сшивание деталей лап. Набивка. Пришивание всех деталей к телу. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды в соответствии с образом. Финальное декорирование. 6. Кукла «Тильда-садовница» по авторской выкройке Т. Финангер. Теория: Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовления кукол. ТБ с режущими и колющими предметами. 24 «Кто придумал игрушки – тильды?» Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Этапы изготовления изделия . Практика: Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Подбор материала. Изготовление выкройки куклы-тильды и одежды. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног. Изготовление волос, рисование лица. Сбор основы куклы. Пошив и обработка внутренних швов. Примерка. Изготовление украшений одежды для куклы. Изготовление аксессуаров, обуви. Финальное украшение декором. 7. Итоговая аттестация. Теория: Подведение итогов за год. Критерии оценки качества детских работ. Оценивание своей работы с помощью педагога. Презентация своих работ. Обоснование возникших проблем. Поощрение лучших обучающихся. Практика: Подготовка выставки детского творчества. Защита творческих проектов ,по желанию обучающихся. Выставка – показ изготовленных изделий за учебный год. 1.4 Планируемые результаты В конце первого года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: научатся понимать и принимать информацию из письменных и устных источников; научатся воспринимать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; будет развита моторика рук, глазомер, фантазия, воображение; научатся воспринимать интерес к искусству через изготовление интерьерной игрушки; 25 расширят коммуникативные способности, навыки, самостоятельности; сформируется культура труда и совершенствование трудовых навыков, воспитание трудолюбия, самостоятельности; воспитание чувства товарищества, работа на единую идею. личностные: учащиеся научатся оценивать результаты своего творчества, давать им конкретные оценки; будет воспитано чувство гордости за традиции своего народа; знание истории возникновения игрушек и декоративно- логического и абстрактного прикладного творчества; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей; воспитание трудолюбия, аккуратности, терпения, стремление качественно выполнять работу; дисциплинированность, ответственности за свою деятельность. предметные: знание правил поведения на занятиях и ТБ; различных видов ручных швов; умение работать с выкройками; последовательному выполнению интерьерной игрушки; научится грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей игрушки; научится практическим навыкам работы с тканью и мехом; научатся творчески использовать полученные умения и практические навыки; сформированы навыки правильного подбора материала и его использования, навыки изготовления интерьерной игрушки; 26 развитые творческие способности, активность, целеустремлённость, старательность, воображение и фантазия, мелкая моторика; развитый интерес к изучаемому материалу, эстетический вкус; интерес к данному виду творчества и уважительное отношение к другому человеку, трудолюбие. В конце второго года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: развитие интереса к искусству через изготовление интерьерной игрушки, расширение коммуникативных способностей детей; формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков; воспитание трудолюбия, самостоятельности, чувства товарищества, работа на единую идею; научатся приемам безопасной работы, правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей игрушки; научатся практическим навыкам работы с тканью и мехом; научатся творчески использовать полученные умения и практические навыки; сформирована потребность к саморазвитию, навыки работы в команде, творческие способности, умение обобщать и систематизировать полученную информацию на занятиях, интегрировать ее в личный опыт; умения анализировать свою деятельность и проводить ее коррекцию, адекватно оценивать свои достижения; умения анализировать деятельность других обучающихся взаимопомощь при выполнении работы. 27 и давать им оценку; оказывать личностные: учащиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; будет сформировано наличие мотивации к творческому труду, работе материальным ценностям; усидчивости, аккуратности, на результат, бережному отношению к будет результатам своего труда; сформировано позитива; умение чувства бережно терпения, относится к развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера;развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. предметные: будут знать историю возникновения народной традиционной куклы; приемы изготовления куклы Тильда; сформируется интерес к искусству изготовления интерьерной игрушки, расширится коммуникативные способности детей, культура труда и совершенствование трудовых навыков; воспитание трудолюбия, самостоятельности, чувства товарищества, работа на единую идею; знание истории возникновения изученных видов декоративно – прикладного творчества, их разновидности, знание видов инструментов для работы в различных техниках (в том числе нетрадиционных), умение применять их в работе; знание алгоритмов выполнения мягкой игрушки, навыками изготовления интерьерной игрушки из различных материалов, способами отделки различных работ, создание творческих работ на основе собственного замысла. 28 В конце третьего года обучения прогнозируются следующие результаты: метапредметные: будут уметь искать информацию из различных источников; смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать их качество; будут уметь выступать перед коллективом, участвовать в проектно-исследовательской деятельности. личностные: будет сформировано уважительное отношение к ремеслам декоративно-прикладного творчества; будет сформировано чувство патриотизма к истокам русской народной культуры; освоят способы решения проблем творческого характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уважение к различным видам творчества, мотивация к обучению, готовности и способности к саморазвитию на основе изученного материала; 29 готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимание; освоение социальных норм и правил поведения в группе, стремление к здоровому и безопасному образу жизни; развитие воли, целеустремлённости, креативности, инициативности, трудолюбия, дисциплинированности. предметные: будут знать приемы изготовление текстильной куклы, смогут выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно; будут уметь шить своими руками интерьерные игрушки, корректировать выкройки игрушек; будут уметь изготавливать полезные вещи для дома и семьи; будут знать историю возникновения куклы Тильда, приемы изготовления народной тряпичной куклы в различной технике; смогут находить теоретический материал по предложенной теме, пользоваться справочной литературой. 2. Комплекс организованно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Год обучен ия Дата начала обучения Дата Количе окончани ство я учебны обучения х недель 25 мая 36 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября 25 мая 3 год 1 25 мая Количеств Количес о учебных тво дней учебных часов 36 72 36 72 144 36 72 144 30 Режим занятий 1 занятие по 2 часа в неделю 2 занятия по 2 часа в неделю 2 занятия сентября по 2 часа в неделю Каникулы: 24 октябрь – 30 октября 2.2. Условия реализации программы: Материально техническое обеспечение: Реализация программы осуществляется в учебном кабинете № 216, общей площадью 46 кв.м. Мебель: - стол преподавателя – 2 шт; - столы ученические – 7 шт; - стулья ученические – 14 шт; - шкафы – 4шт. Инструменты: - Иглы для ручной работы и швейной машины - 15 шт. - Набор ниток – 3 шт. - Ножницы – 15 шт. - Карандаши, фломастеры, мелки – 15 шт. - Утюг – 1 шт. - Набор булавок– 1 шт. - Швейная машина – 1 шт. Материалы: - Альбом для выкроек и рисунков – 15 шт. - Набор: цветная пряжа, тесьма для отделки – 15 шт. - Набор разнообразных тканей: ситец, байка, фланель, фетр, мех и т.д. – 15 шт. - Набор для оформления: пуговицы, бусинки – 15 шт. Информационное обеспечение: Для музыкального сопровождения и для просмотра видео материалов требуется видео – аудиоаппаратура (телевизор, DVD плеер, магнитофон, компьютер), а также видеотека и аудиотека с произведениями классической музыки. Доступный интернет –источник. Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности. 31 Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет или магистратура. Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: без требований к категории. Методические материалы: Наглядные пособия: - Таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним; - Образцы народных игрушек и игрушек, выполненных детьми; - Таблица «Различные виды швов»; - Планшеты по технике по безопасности; - Таблица с цветовым кругом; - Выкройки мягких игрушек в ассортименте; - Иллюстрации и материалы по декоративно - прикладному искусству. Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению детьми изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие детьми изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания детей. Конкретные примеры и образцы мягкой игрушки помогают детям глубже осваивать абстрактные понятия. 2.3 Формы аттестации контроля и оценочные материалы Промежуточная форма отслеживания: - Опросник для обучающихся первого года обучения, первое полугодие(Приложение 1); - анализ выполнения изделия (Приложение 2). Итоговая форма отслеживания: в конце года (апрель, май) запланирован: - анализ выполненных изделий за учебный год и анализ уровня освоения программы (Приложение 3); - защита работы для обучающихся третьего года обучения (Приложение 4); - выставка готовых работ. Способы Фиксации результата: 32 - обучающимся будут вручены благодарственные письма в конце учебного года по итогам работы. Для оценки результативности знаний и умений проводится: -вводный контроль (цель: диагностирование знаний и умений, обучающихся в начале обучения). Осуществляется в начале учебного года в виде устного опроса детей, наблюдения педагога. -текущий контроль (цель: определить степень усвоения учебного материала); текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка. -промежуточный контроль (цель: по окончании первого полугодия провести сравнение с началом года, определить результат обучения); - итоговый контроль (цель: после изучения всего курса определить уровень развития обучающихся, их творческие способности). Итоговый контроль чаще всего проводится в форме отчётной выставки детского творчества. Оценочные материалы Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Для оценивания достижений и уровня знаний, обучающихся применяются следующие материалы: устный опрос, решение тематических кроссвордов, индивидуальные задания, проведение выставок. 33 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. Список литературы Список литературы для педагога: Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. «Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М. Просвещение, 2011. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду». М. Просвещение, 2015. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М., 2013. Деревянко Н.С. «Мягкая игрушка. Волшебный сад». М. Просвещение, 2011. Ефимова А. «Сделаем игрушки сами». М. Просвещение, 1983. Жук С.М. «Игрушки-подушки». М. Просвещение, 2018. Цейтлин Н.Е. «Справочник по трудовому обучению». М. Просвещение, 2018, 191с. Список литературы для обучающихся: Богданов В.В., Попова С.Н. «Истории обыкновенных вещей». М., 2008. Еременко Т., Л.Лебедева «Стежок за стежком» М, 2011. 34 Приложение 1 Опросник для обучающихся первого года обучения: Какие творческие объединения вы посещали? Нравится ли вам изготавливать игрушки своими руками? Какие изделия вы изготавливали своими руками? На какие игрушки вы обратили внимание, что вам понравилось? Какие игрушки вы бы хотели сшить, для себя, для подарка? Какие инструменты необходимы для изготовления мягкой игрушки? Почему у кукол «Берегинь» нет лица? Хотелось бы вам продолжить обучение в творческом объединении «Домовенок»? Какие материалы используют для пошива мягкой игрушки? Почему детали нужно кроить зеркально? Какие швы используют для пошива мягкой игрушки? Что используют для набивки мягкой игрушки? Как правильно набивать мягкую игрушку? Что входит в окончательную отделку мягкой игрушки? Что можно использовать для оформления мягкой игрушки? Опрос обучающихся второго года обучения: Назовите материалы и инструменты, необходимые в работе? Назовите правила по технике безопасности? Какие швы необходимы в пошиве мягкой игрушки? Какие мягкие игрушки вы бы хотели сшить для себя, и подарка? В какой выставке по ДПИ вы хотели бы принять участие? Почему плоская игрушка, называется цельнокроеной? Какие детали нужно кроить зеркально, почему? Для чего нужен эскиз мягкой игрушки? Какие детали нужно набивать туго, а какие мягко? Что можно использовать для отделки мягкой игрушки? Чем отличается полуобъемная игрушка от объемной? Для чего нужен каркас в мягкой игрушке? Как правильно разместить выкройку на ткани? Какие швы нужно применять при сшивании деталей? Для чего нужен потайной шов, где его используют? Назовите виды ДПИ? Что такое декоративное оформление мягкой игрушки? Для чего нужна «Утилитарная игрушка»? 35 Опросник для обучающихся третьего года обучения: Применение швов в изготовлении мягкой игрушки. Технология изготовления объемной игрушки. Виды ДПИ Правила раскроя меха Для чего используют каркас в игрушке Правила оформления мягкой игрушки (расположение глаз, носика) Традиции празднования Нового года, виды новогодних игрушек, сувениров Какие мягкие игрушки вы бы хотели сшить своими руками Приложение 2 Анализ выполнения изделия Дата Ф.И. Название Техника Соблюдение Правильность обучающегося изделия исполнения техники выполнения (поделки) безопасности Приложение 3 Уровень освоения ДООП обучающимся за 20__ - 20___ уч. год № Ф.И. п.п. обучающегося Уровень освоения программы Низкий 36 Средний Высокий Приложение 4 Примерная тематика защиты работ: - подарок своими руками; - швейное изделие своими руками; - разработка подарочной упаковки; - куклы наших предков; - игольница в подарок. 37